Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


УДК 343.13

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК СТАДИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Ульянова Анна Владимировна

 студент

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

научный руководитель Дудоров Т. Д.

доцент кафедры уголовно-процессуального права, к. ю. н., доцент,

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал,

Россия, г. Воронеж

Аннотация. Возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, имеющей задачи, принципы, специфический круг субъектов. В условиях современного общества актуальными являются на вопросы законности и обоснованность постановления следователя о возбуждении уголовного дела, равно как и следственные действия, предшествующие его вынесению.

Ключевые слова: стадия, уголовное судопроизводство, возбуждение уголовного дела, уголовное дело, уголовный процесс.

 

Понятие «возбуждение уголовного дела» можно рассматривать с нескольких точек зрения:

1) Как принятое уполномоченным должностным лицом решение, выраженное в постановлении о возбуждении уголовного дела;

2) Как институт уголовно-процессуального права – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, связанные с рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях, а также принятием по ним решений.

3) Как стадия уголовного процесса - является логически первым этапом, без которого невозможно ни одно расследование.

Правовые отношения в стадии возбуждения уголовного дела регулируются главами 4, 19 и 20 УПК РФ [1], а также рядом иных процессуальных норм и принятыми на их основе ведомственными нормативными правовыми актами, как, например Приказ СК России от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [2].

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является  установление наличия в конкретном деянии, по которому поступило сообщение о преступлении, наличия этих самых признаков преступления, либо обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Важным является на данном этапе принятие по закреплению и сохранению следов преступления, а также пресечение совершаемого преступления.

В. П. Божьев определяет следующий круг лиц, участвующих на этапе возбуждения уголовного дела: «Он может включать в себя прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения дознания, орган дознания, начальника органа дознания, в некоторых случаях - заявителя, которым может выступать как физическое, так и юридическое лицо, понятых, специалиста, лицо, явившееся с повинной, лиц, дающих объяснение, эксперта, средства массовой информации, переводчика». [3, с. 490]». «Иные органы и должностные лица», - как верно отмечает Угольникова Н.В. – «могут лишь сообщать им о фактах преступлений, представляя необходимые материалы, на основании которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела, но сами не правомочны возбуждать уголовные дела» [7, с. 217].

Содержание стадии составляют действия должностных лиц, направленные на рассмотрение поступившей к ним информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении в целях установления повода и основания для возбуждения уголовного дела.

Под поводом понимается юридический факт, отражающий информацию о возможных признаках преступления, поступивший в предусмотренных ст. ст. 140-143 УПК РФ процессуальных формах и требующий реагирования в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ.

Также можно рассмотреть определение повода, данное А.П. Рыжковым: это те установленные законом источники, из которых уполномоченные органы государства или должностные лица получают информацию о свершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления [6, с. 95].

Законом, а именно статьей 140 УПК РФ, установлены следующие источники получения информации о преступлении (поводы):

1) заявление о преступлении; - адресованное уполномоченным должностным лицам сообщение о совершенном либо готовящемся преступлении, обычно подаваемое самим потерпевшим. Так, например, заявление об изнасиловании может быть написано только самой потерпевшей на имя руководителя следственного отдела, с указанием краткой фабулой произошедшего и обязательно – своими персональными данным. Не может служить поводом для возбуждения уголовного дела анонимное заявление.

2) явка с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, сделанное в устной либо письменной форме. Явка с повинной юридически возможна, только тогда, когда органам предварительного расследования не известен факт совершения преступления. В случае, если информация о преступлении зарегистрирована в КРСП или КУСП, это исключает возможность реализации явки с повинной.

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Под иными понимаются источники, альтернативные по отношению к заявлению о преступлении и явки с повинной. Здесь в первую очередь стоит говорить о сообщениях от дежурных сотрудников полиции, передаваемых следователям, которые впоследствии выезжают на место происшествия.

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основанием на основании ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом достаточность таких данных в каждом конкретном случае определяется индивидуально.

По поступившим данным проводится процессуальная проверка. Так, поступившее сообщение о преступлении регистрируется, то есть, заносится в книгу регистрации сообщений о преступления (в следственных отделах следственного комитета), либо книгу учета сообщений о преступлениях (в отделах полиции), ему присваивается порядковый номер, указывается краткая фабула происшествия, данные лица, которому поручено проводить проверку.

На проведение процессуальной проверки и принятие решения отводится трое суток, но в связи с тем, что за такой короткий срок невозможно принять законное и обоснованное решения срок проверки может быть продлен до 10, а затем до 30 суток.

Срок продлевается руководителем следственного органа, органа дознания по мотивированному ходатайству следователя. Так, например, в постановлении о возбуждении перед руководителем следственного отдела ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении  до 10 суток указывается лицо, которое ходатайствует о продлении (следователь), номера материала проверки, краткая фабула произошедшего. В качестве мотивировки продление можно указать на необходимость проведения дополнительных проверочных мероприятий, направленных на полное и достоверное установление обстоятельств происшествия, например опросы лиц, либо истребование необходимых документов.

При этом продление до 30 суток возможно при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов. При продлении обязательно указание на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления, например, необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий (с указанием каких именно) или производство судебной медицинской экспертизы трупа конкретного лица.

На этапе проверки следователь вправе производить осмотр места происшествия, осмотр трупов, предметов и документов, привлекать к осмотрам специалистов, получать объяснения, образцы сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу и получать заключение эксперта, давать  органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий [5, c. 29].

При этом не вся деятельность, осуществляемая должностным лицом, является следственными действиями. В ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрено, что до возбуждения уголовного дела дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа могут производить такие следственные действия, как осмотр места происшествия, документов, предметов и трупов.

Круг следственных действий, которые допускаются до возбуждения уголовного дела ограничен, и в него попадают те следственные действия, которые носят неотложный характер: промедление с их производством может привести к утрате или деформации важных доказательств. Кроме того, в данный перечень вошли те следственные действия, без производства которых затруднительно установить наличие признаков преступления. Здесь в пример можно привести производство судебных экспертиз различных видов:  судебная медицинская экспертиза трупа направлена на установление причины смерти, экспертизы, устанавливающие и размер причиненного его здоровью вреда. Без судебных экспертиз невозможно отнести изъятые вещества к наркотическим либо другим запрещенным к обращению веществам и ряд других важных вопросов, что совершенно необходимо для законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела [8, c. 142].

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Примерный порядок проведения процессуальной проверки следующий.

После получения сообщения о преступлении оно регистрируется в книге, издается и подписывается рапорт об обнаружении признаков преступления. Следователь выезжает на место происшествия с целью осмотра. В протоколе в определенной последовательности описывается обстановка на месте, отражается наличие следов. Если имеется труп он также описывается – его расположение, вид, одежда, наличие повреждений. Делаются фотоснимки, которые впоследствии приобщаются к протоколу в виде фототаблицы. Сам труп направляется на судебно-медицинскую экспертизу.

Самыми распространенными действиями на этапе процессуальной проверки являются направление запросов и получение на них ответов, а также направление письменных поручений органу дознания (наиболее часто – розыск лиц, которые были свидетелями преступления и их опрос). Когда комплекс проверочных мероприятий проведен следователь анализирует полученную информацию и на основе этого принимает решение.

По результатам процессуальной проверки органом дознания, дознавателем, следователем, а также руководителем следственного органа может быть принято одно из нескольких решений: отказ в возбуждении уголовного дела, передача сообщения по подследственности и непосредственно само возбуждение уголовного дела.

Как необоснованное возбуждение уголовного дела, так и необоснованный отказ в его возбуждении влекут отрицательные последствия для личности, общества и государства. В первом случае велика вероятность подвергнуть уголовному преследованию невиновного, а во втором порождается безнаказанность, создаются условия для рецидива, подрывается вера в неотвратимость наказания за совершенное преступление, создаются условия для продолжения преступной деятельности.

А данные, полученные в ходе проверки сообщения о преступлении, могут быть использованы в качестве доказательств после возбуждения уголовного дела при условии соблюдения положений ст. 75 и ст. 89 УПК РФ.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательной (описательно - мотивировочной) и резолютивной.

Во вводной части указывается дата, время и место вынесения постановления, кем оно вынесено. К примеру, «г. Воронеж…14 мая…11 часов 30 минут...». При указании на лицо, которое выносит постановление, прописывает его должность, звание, полное (обычно), либо сокращенное наименование правоохранительного органа.

В описательной (описательно-мотивировочной) части излагаются повод и основание для возбуждения дела. В данной части обычно описывается краткая фабула дела, а также те выясненные обстоятельства, которые влияют на решение о возбуждении уголовного дела. Так, например, часты формулировки «действуя умышленно», либо «реализуя свой преступный умысел, направленный на тайное хищение денежных средств…». Уголовный кодекс содержит составы преступлений, при которых для привлечения к уголовной ответственности обязательно наличие умысла. В таких случаях неуказание вида умысла в постановлении о возбуждении уголовного дела будет являться грубейшей ошибкой.

В резолютивной части содержится решение о возбуждении уголовного дела, а также указывается пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело. В случае если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица – указываются как минимум фамилия, имя и отчество, а также год рождения.

Если расследовать преступление будет то же лицо, которое приняло решение о возбуждении уголовного дела, выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. В иных случаях в резолютивной части делается отметка о том, что уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности.

О возбуждении уголовного дела в обязательном порядке уведомляются потерпевший, а также лица, в отношении которых возбуждено дело (при наличии). В случае, если уголовное дело возбуждено в отношении несовершеннолетних, последние уведомляются через их законных представителей (родителей).

Копия постановления должна незамедлительно направляется прокурору, о чем также указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. К постановлению обычно прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случаях производства отдельных следственных действий по закреплению преступления и установлению лица, его совершившего - соответствующие протоколы и постановления, отмечает Л. В. Головко [4, с. 19].

Прокурор может признать постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным. В таком случае в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, он вправе вынести постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

Согласно ст. 149 УПК РФ после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела: 1) следователь приступает к производству предварительного следствия; 2) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, расследование которых осуществляется в форме дознания (ч.3 ст.150 УПК РФ), производит дознание.

Таким образом, возбуждение уголовного дела - это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в деятельности уполномоченных должностных лиц государственных органов по рассмотрению поступившей к ним информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении в целях проверки законности повода и установления основания для возбуждения уголовного дела.

Список использованной литературы: 

1.                Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Российская газета. – № 249. – 2001; № 73. – 2020.

1.                Приказ СК России от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 25.04.2020)

2.                Божьев В. П. Уголовный процесс / В. П. Божьев // Заслуженный деятель науки. – Москва. – 2016. – № 79 (186). – С. 490.

3.                Головко Л. В. Курс уголовного процесса. / Л.В. Головко // Российская юстиция. – М.: Юрист. – 2017. – № 1. – С. 98.

4.                Жидков Э. В. Уголовный процесс России / Э. В. Жидков // Вопросы стадии возбуждения уголовного дела. – Рязань: ООО «Концепция». – 2016. – № 4. – С. 29.

5.                Рыжаков А. П. К вопросу об особенностях возбуждения уголовного дела / А. П. Рыжаков // Уголовная юстиция. – Москва: – 2017. – № 2 (8). – С. 95.

6.                Угольникова Н. В. Уголовный процесс: Учебное пособие / Угольникова Н. В. – 8-е изд. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – с. 217

7.                Шереметьев И.И.. Доказательственное значение материалов доследственной проверки // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. -№. 2 (42). - 2018. - С. 139-148.

 

EXCITATION OF CRIMINAL CASE AS A STAGE OF CRIMINAL PROCESS

Ulyanova A.

Research supervisor: Dudorov T.

Ph.D. in law, associate Professor

 

Abstract. Initiating a criminal case is an independent stage of the criminal process, having tasks, principles, a specific range of subjects.  In the conditions of modern society, the questions of legality and validity of the investigator’s decision to institute criminal proceedings, as well as the investigative steps preceding his adoption are relevant.

 Keywords: stage, criminal proceedings, criminal case, criminal case, criminal process.