Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


УДК 343.13

 

УЧАСТИЕ ЗАЩИТНИКА И ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НА СТОРОНЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

Асташова Ярослава Леонидовна

студент

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

Бекижева Диана  Анзоровна

 студент 

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал

 Россия, г. Воронеж

научный руководитель Дудоров Тимофей Дмитриевич

доцент кафедры уголовно-процессуального права, к. ю. н., доцент,

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты процессуального положения несовершеннолетнего обвиняемого, обязательное участие в уголовном деле его законных представителей, а также защитника. Приведен анализ судебной практики, отражающий взаимодействие данных участников процесса, в том числе случаи отстранения законного представителя от участия в деле, если им был нанесён ущерб интересам несовершеннолетнего.

Ключевые слова: уголовный процесс, уголовное судопроизводство, защитник, законные представители несовершеннолетнего обвиняемого, расследование, уголовное дело.

Несовершеннолетние представляют собой особую категорию участников уголовного процесса. Так, производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних отведена отдельная глава УПК РФ. Несовершеннолетние лица относятся к категории частично дееспособных, так как в полной мере не могут осознавать характер и последствия совершённых ими действий и защищать свои права самостоятельно. Для защиты их прав несовершеннолетним обвиняемым/подозреваемым гарантируется оказание квалифицированной юридической помощи в лице адвоката-защитника и в тоже время участие законного представителя, что должно обеспечить представление интересов и морально-психологическую поддержку лица, которое в силу закона не может самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и обязанности.

Уголовно процессуальным законодательством установлен ряд случаев обязательного участия защитника в уголовном процессе. Данные требования направлены на осуществление принципов уголовного судопроизводства, в частности, состязательности и права на защиту регламентированные Конституцией РФ.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» защитником признаются адвокаты, то есть лица, получившие в установленном законе порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность [3].

В соответствии со статьёй 51 УПК РФ, участие защитника обязательно в случае, если обвиняемый является несовершеннолетним [1]. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью предоставления грамотной юридической консультации несовершеннолетнему об объёме предоставленных ему прав, гарантий, процессуальных обязанностей, а так же правовой помощью в ходе всего производства по делу. Особая незащищённость этой категории субъектов обуславливает необходимость обязательного участия защитника в производстве по уголовному делу.

Целью подробного регламентирования в области правового положения несовершеннолетнего обвиняемого в сравнении с обвиняемым, достигшим 18-летнего возраста, являются психические и психологические особенности лица. Ввиду возраста такое лицо ещё не состоялось как личность, и не в полной мере может осознавать последствия совершённого им деяния и его влияние на будущее. И при таком положении, защитник выступает единственным эффективным средством для защиты прав несовершеннолетнего, потому как обладает необходимым объёмом юридических знаний.

Согласно части 3 статьи 49 УПК РФ защитник несовершеннолетнего обвиняемого обязательно участвует в уголовном деле с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, фактического задержания несовершеннолетнего лица, обвиняемого в совершении преступления; заключения под стражу несовершеннолетнего и в иных случаях, предусмотренных законом.

Как было сказано ранее, участие защитника по делам несовершеннолетних является обязательным, и уже при задержании последний может давать объяснения только после встречи с защитником. Защитник в процессе своей деятельности вправе иметь свидания с несовершеннолетним обвиняемым по инициативе друг друга. Они возможны с момента фактического задержания несовершеннолетнего и только после представления защитником своего удостоверения и соответствующего ордера и в условиях полной конфиденциальности. При этом надо отметить, что продолжительность их свиданий по времени и количеству в законодательстве не устанавливается, однако существуют некоторые исключения, если это необходимо для обеспечения безопасности и порядка [4], Касаемо допроса несовершеннолетнего обвиняемого УПК РФ закрепляет в статье 425 максимальную продолжительность допроса – не более 4-х часов в день, при этом защитник вправе во время проведения допроса задавать вопросы, знакомиться с протоколом допроса и делать соответствующие замечания, а в случае, если его подзащитным является лицо, не достигшее 16-летнего возраста, либо страдающее психическим расстройством или отстающее в развитии, то помимо защитника обязательно должен участвовать педагог или психолог. Наличие педагога или психолога обуславливается неустойчивостью психики допрашиваемого несовершеннолетнего попавшего в незнакомую ему среду.[6]

Наряду с адвокатом-защитником на стороне несовершеннолетних могут выступать и их законные представители. УПК РФ в ст.5 содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут выступать в качестве законных представителей. К ним относятся родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства. По общему правилу участие законных представителей возможно лишь до достижения лицом 18 лет, однако в исключительных случаях их участие может быть продлено. Так, законные представители принимают участие в судах апелляционной и кассационной инстанций и вправе обжаловать их решения, даже если к моменту производства в этих судах несовершеннолетний достиг 18 лет [7].

Роль представителя в уголовном процессе заключается в том, чтобы от имени представляемого лица реализовывать процессуальные права, так как в силу возраста, обвиняемый не может самостоятельно осуществлять юридически значимые действия, как например заявлять отводы и ходатайства.

Несмотря на то, что права законных представителей и адвоката-защитника близки по содержанию и объёму, правовой статус указанных субъектов не равнозначен. Примером может служить право суда отстранить законного представителя от участия в судебном разбирательстве, если его действия наносят ущерб несовершеннолетнему. Отстранение же адвоката, именуемое отводом, от участия по данной причине невозможно. Основаниями отвода защитника являются установленные статьёй 72 УПК РФ условия, как например наличие родственной связи с участниками со стороны обвинения. Иные основания, как в случае отстранения законного представителя, не предусмотрены, что представляется логичным и правомерным, кроме того, у обвиняемого также имеется право по своему усмотрению отказаться от помощи данного адвоката и заменить его другим.

Рассмотрим подробно отстранение законного представителя на примерах судебной практики. Случаи, когда представители могут оказывать давление на несовершеннолетнего в целях, противоречащих его интересам, нередки, например, такой целью может быть сокрытие обстоятельств, указывающих на невиновность лица, и иные цели, реализация которых влечет неблагоприятные последствия для несовершеннолетнего обвиняемого [5].

Так, Пермский краевой суд рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе гражданки К. на постановление судьи Куединского районного суда Пермского края об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании незаконным и необоснованным постановления должностного лица об её отстранении от участия в деле в качестве законного представителя несовершеннолетних. Так, в обоснование такого отказа было сказано, что отстранение гражданки К. было в связи с оказанием психологического давления на несовершеннолетних. Однако проверив все представленные материалы и доводы, суд счёл такое отстранение законным и обоснованным, так как гражданка К. является непосредственным свидетелем преступления и руководствуясь УПК РФ суд постановил об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы [8].

Другим примером может служить рассмотрение Александровским городским судом Пермского края апелляционное представление прокурора на приговор мирового судьи, где говорилось о несправедливом применении уголовного закона и мягкости наказания в отношении гражданина Л. В ходе судебного заседания законный представитель несовершеннолетнего гражданка М. была отстранена от участия, так как выяснилось, что интересы несовершеннолетнего противоречат интересам законного представителя. Законный представитель указывал, что действия представляемого и послужили основанием совершения преступления. Суд счёл законным и обоснованным решение об отстранении гражданки М. от участия в деле [9].

Одновременное участие защитника и законного представителя называется двойным представительством. Защитник может принимать участие в досудебном и судебном производствах. Согласно статье 426 УПК РФ в ходе досудебного производства законные представители допускаются на основании постановления следователя (дознавателя) с момента первого допроса несовершеннолетнего обвиняемого – в постановлении должны быть указаны основания такого допуска. Они вправе знать причину предъявленного обвинения, участвовать в допросе обвиняемого и в иных следственных действиях, представлять доказательства, знакомиться со всеми материалами дела и так далее. В самом судебном заседании, согласно статье  428, они вправе давать показания и представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, в том числе и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, а также участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Касаемо последних прав необходимо представить ряд судебных решений такого участия.

Судьёй Новоусманского районного суда Воронежской области было рассмотрено дело в отношении несовершеннолетнего, обвиняемого в совершении преступления по части 1 статьи 105 УК РФ [10]. Суд установил, что 01.05.2019 гражданин Ч. нанёс гражданке К. несколько ударов по туловищу и произвёл кухонным ножом удар в область спины. Он полученных повреждений гражданка К. скончалась.

Законный представитель подсудимого Ч. и его защитник в подготовительной части судебного заседания заявили ходатайство о прекращении уголовного дела в связи со смертью обвиняемого. Против ходатайства возражений не было. Суд постановил о прекращении уголовного дела в отношении гражданина Ч. в связи с его смертью.

Однако не всегда удаётся защитнику и законному представителю добиться желаемого.

Так, Воронежским областным судом была рассмотрена апелляционная жалоба адвоката в защиту несовершеннолетнего обвиняемого гражданина Б., на постановление Советского районного суда, согласно которому гражданину Б. был продлён срок содержания под стражей на 1 месяц, а всего до 3-х месяцев [11].

Суд установил, что гражданин Б. обвиняется по пункту «е» части 2 статьи 105, части 3 статьи 30 и подпункту «а» части 2 статьи 105 УК РФ и был задержан. После чего, по факту совершённых преступлений в отношении него было возбуждено уголовное дело. Постановлением Советского районного суда была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, а затем указанный срок был продлён еще на 1 месяц.

Адвокат в апелляционной жалобе просит отменить постановление суда как незаконное и основанное на предположениях, а также указывает на то, что в материалах дела не содержатся доказательства о наличии у гражданина Б. попытки скрыться от органов следствия.

Изучив все материалы и доводы адвоката, суд пришёл к выводу о законности применения к гражданину Б. продления срока содержания под стражей на основании статьей 109 и 110 УПК РФ и, заслушав доводы следствия, постановил об оставлении без изменения постановления Советского районного суда, а апелляционную жалобу адвоката – оставить без удовлетворения.

Таким образом, было рассмотрено самостоятельное участие защитника и законного представителя, а также их взаимодействие друг с другом в ходе производства по уголовному делу. Данные субъекты имеют разный процессуальный статус, а также разные задачи. Роль законного представителя состоит в том, чтобы действовать от имени и в интересах несовершеннолетнего, а защитника – обеспечить защиту его прав и законных интересов. Однако цель их участие едина – защита.

Список использованной литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I). – ст. 4921.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – ст. 2954.

3. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 10.06.2002. – № 23. – ст. 2102.

4. Караваев И.В. Правовое регулирование предоставление свиданий подозреваемым и обвиняемым в местах содержания под стражей [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-predostavleniya-svidaniy-podozrevaemym-i-obvinyaemym-v-mestah-soderzhaniya-pod-strazhey (дата обращения: 14.05.2020).

5. Литвинцева Н.Ю. Актуальные проблемы процессуального статуса законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-protsessualnogo-statusa-zakonnyh-predstaviteley-nesovershennoletnego-podozrevaemogo-i-obvinyaemogo (дата обращения: 14.05.2020).

6. Фомина И.А., Горбачёва Е.В. Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspekty-uchastiya-pedagoga-i-psihologa-v-taktike-doprosa-nesovershennoletnego (дата обращения: 14.05.2020).

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 11 февраля 2011 г. – № 29.

8. Апелляционное постановление Пермского краевого суда № 22К-6062/2019 от 8 октября 2019 г. по уголовному делу № 22К-6062/2019.

9. Апелляционное постановление Александровского городского суда Пермского края № 10-14/2016 от 20 октября 2016 г. по уголовному делу № 10-14/2016.

10. Постановление Новоусманского районного суда Воронежской области № 1В-105/2019 1-В105/2019 от 19 августа 2019 г. по уголовному делу № 1В-105/2019.

11. Апелляционное постановление Воронежского областного суда № 22К-2066/2018 от 12 сентября 2018 г. по уголовному делу № 22К-2066/2018.

 

PRESIDENT AND THE LEGAL REPRESENTATIVES ON THE NATIONAL IN THE RUSSIAN CRIMINAL PROCESS

Astashova Y.L.

Bekizheva D.A.

Research supervisor: Dudorov T. D.

Ph.D. in law, associate Professor

Abstract. This article addresses the theoretical aspects of the procedural situation of the minor accused, the mandatory participation in the criminal case of his legal representatives, as well as the defense lawyer. An analysis of court practice, reflecting the interaction of these participants in the trial, including cases of removal of the legal representative from participation in the case, if they were harmed by the interests of the minor. 

Keywords: criminal trial, criminal proceedings, defense lawyer, legal representatives of the juvenile accused, investigation, criminal case.