УДК 343.13

 

ПРОБЛЕМЫ ОБРЕТЕНИЯ ЛИЦОМ УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО

Никитенко Юлия Евгеньевна

студентка

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

научный руководитель Дудоров Т. Д.

доцент кафедры уголовно-процессуального права, к. ю. н., доцент,

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические и практические особенности приобретения лицом статуса подозреваемого, а так же предлагается введение нового вида процессуального акта в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.

Ключевые слова: уголовный процесс, уголовное судопроизводство, подозреваемый, обвиняемый, процессуальный статус подозреваемого, меры процессуального принуждения, меры пресечения. 

 

Уголовное судопроизводство, включающее в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу, представляет собой строго формализованную деятельность компетентных органов власти в лице органов дознания, органов предварительного следствия и суда по расследованию и разрешению уголовных дел.

Неукоснительное соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства при осуществлении уголовного судопроизводства обусловлено, во-первых, повышенной социальной значимостью данного вида деятельности органов государственной власти, во-вторых, ужесточенными правовыми последствиями для лиц подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в сравнении с другими процессуальными отраслями права (административным, гражданским и т.д.).

Одним из признаков формализма в уголовном судопроизводстве является наличие уголовно-процессуальных актов, фиксирующих все процессуальные действия и решения органов дознания и предварительного следствия. Они призваны ориентировать на неуклонное соблюдение Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов, а так же прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Появление нового участника уголовного процесса связано с возникновением у него соответствующего процессуального статуса и напрямую сопряжено с принятием решения должностным лицом, ведущим процесс. Такое решение, как правило, оформляется постановлением (например, о признании потерпевшим, о привлечении в качестве обвиняемого, о признании гражданским истцом и др.) либо простым привлечением гражданина в процесс для производства тех или иных процессуальных действий (в качестве свидетеля, специалиста, понятого и т.д.).

Согласно нормам ст. 46 УПК РФ подозреваемым признается лицо:

1) в отношении которого возбуждено уголовное дело по основанию и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ;

2) задержанное по подозрению в совершении преступления в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ. А именно:

- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

- когда имеются иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если перед судом возбуждено ходатайство о применении в отношении этого лица меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) к которому в соответствии со ст. 100 УПК РФ до предъявления обвинения применена мера пресечения;

4) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

До сих пор среди ученых процессуалистов ведутся дискуссии о необходимости вынесения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, соответствующего процессуального акта. Это обусловлено несколькими причинами, одной из которых является неясность в определении момента окончания соответствующего статуса участника уголовного судопроизводства.

Нормы статьи 46 УПК РФ прямо обозначают начальный момент возникновения у лица процессуального статуса подозреваемого, однако момент его окончания в законе конкретно не определен и позволяет говорить о его изменении или прекращении лишь в двух случаях:

- когда лицо приобретает новый статус (как правило, обвиняемого, посредством вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявлении ему обвинения, либо статуса свидетеля, с последующим вынесением постановления о прекращении уголовного преследования и реабилитацией данного лица);

- в вязи с прекращением производства по уголовному делу.  

Данный промежуток времени между закреплением за лицом процессуального статуса и его изменением или отменой ставит лицо, подозреваемое в совершении преступления, в неопределенное положение в тех случаях, когда решение о закреплении нового статуса еще не принято, однако основания к продолжению действия имеющегося уже отпали.

Другой же причиной необходимости легализации постановления о привлечении лица в качестве подозреваемого является закрепленная УПК РФ возможность в исключительных случаях и при наличии установленных законом оснований применять меры пресечения не только в отношении обвиняемых, но в и отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления [1].

Закрепленное ст. 171 УПК РФ постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого позволяет на законных основаниях применять меры пресечения к лицу, обвиняемому в совершении преступления. Однако действующее уголовно-процессуальное законодательство не обязывает должностных лиц органов дознания или предварительного следствия выносить какой-либо процессуальный акт в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. Процессуальное положение данного лица подтверждается не вынесением соответствующего постановления, а лишь его констатацией в процессуальных документах, каковыми являются протокол задержания подозреваемого, постановление об избрании подозреваемому меры пресечения для предъявления обвинения и иные.

Исходя из этого следует, что лицо, в отношении которого уже сформировано подозрение, но еще не вынесено постановление о признании его обвиняемым, и к которому применяются меры процессуального принуждения, не имеет установленного в законном порядке уголовно-процессуального статуса. В современном демократическом и правовом государстве с активно развивающимся гражданским обществом такой подход ничем не оправдан и может привести к ограничению прав и законных интересов личности.

Нам представляется, что меры принуждения должны применяться только в том случае, когда лицо приобрело тот или иной процессуальный статус, и только при наличии тех условий, которые установлены законодательством и соответствуют данному, конкретно-определенному статусу. Руководствуясь логикой уголовно процессуальной деятельности следует отметить, что полноценное закрепление статуса подозреваемого возможно лишь через первоначальную постановку подозрения и второстепенную, производную роль принуждения. Это подтверждает и действующий УПК РФ, который связывает применение мер принуждения не с постановкой лица в качестве подозреваемого, а, в первую очередь, с необходимостью обеспечения нормального порядка уголовного судопроизводства.

Справедливо по данной проблеме мнение А.А. Давлетова, который утверждал, что «законодатель советского периода, не будучи озабоченным тонкостями «прав и свобод человека», дал в качестве критерия определения процессуальной судьбы гражданина меру процессуального принуждения – задержание и меру пресечения. Сначала задержать, арестовать, а затем разобраться – принцип оправданный и неоспоримый, а главное, понятный и беспроблемный еще в недавнем в нашем прошлом… В настоящее же время определение статуса лица по уголовному делу через меру принуждения выглядит явным анахронизмом, поскольку противоречит не только идее правового государства, но и многим положениям УПК, а также элементарной логике предварительного расследования» [2].

Лицо, в отношении которого органами дознания и предварительного следствия сформировано подозрение в совершении им преступления, но не обладающее статусом подозреваемого, находится в уязвленном положении и не может в полной мере реализовывать весь перечень прав, предусмотренных ч. 4 ст. 46 УПК РФ. В частности это касается одного из важнейших процессуальных прав, а именно права пользоваться помощью защитника, или же, так называемого, права на получение квалифицированной юридической помощи, которое гарантируется каждому статьей 48 Конституции РФ.

Именно поэтому необходимым представляется введение в уголовно-процессуальное законодательство, посредством внесения изменений в действующий УПК РФ, нового вида процессуального акта – постановления о привлечении (признании) лица в качестве подозреваемого в совершении преступления.

Первая группа ученых процессуалистов, выступает за введение данного постановления, при этом рассматривая его в качестве дополнительного варианта появления подозреваемого в уголовном процессе [3]. Согласно данной точки зрения мотивированное постановление о привлечении (признании) лица в качестве подозреваемого необходимо выносить во всех случаях, за исключением прямо предусмотренных ч. 1 ст. 46 УПК РФ. При этом имеющаяся доказательственная база указывает на конкретное лицо как на совершившее преступление, но еще не позволяет предъявить обвинение и применить к нему задержание или меры пресечения или же их применение нецелесообразно.

Вторая группа ученых процессуалистов, считая нецелесообразным отсылки к положениям ст. 46 УПК РФ, выступает за введение данного постановления «в чистом виде». Тем самым подчеркивая, что единственным основанием признания лица подозреваемым является вынесение указанного постановления, а не проведение следственных действий или применение к лицу мер процессуального принуждения с последующим отражением данного факта в соответствующих постановлениях и протоколах. Соответственно, вынесение данного процессуального акта, естественно должно предшествовать по времени допросу подозреваемого, его ознакомлению с постановление о назначении экспертизы с его участием, производству обыска, предъявлению для опознания, наложению ареста на имущество [4].

Подводя итог вышеизложенному следует отметить, что данное постановление необходимо в силу некоторых объективных причин. Во-первых, оно влечет определенные юридические последствия и причисляет подозреваемого к лицам, заинтересованным в разрешении дела и отстаивающим по нему свой правовой интерес, поскольку совершенное преступление так или иначе затрагивает его права, свободы и законные интересы. Именно поэтому данное лицо должно быть не только наделено широкими правомочиями, по сравнению с иными участниками уголовного судопроизводства, такими как свидетели, переводчик, специалист или эксперт, но и вовлекаться в уголовный процесс через особую процедуру – вынесение постановления о привлечении (признании) лица подозреваемым.

Во-вторых, все усилия органов дознания и следствия будут направлены на доказывание подозрения либо на его опровержение. Это обусловлено тем, что на этапе предварительного расследования именно подозреваемый становится центральной фигурой в производстве, вокруг которой сосредотачивается вся доказательственная база по конкретному делу.

В-третьих, наличие соответствующего постановления в случае неподтверждения подозрения позволит не только достаточно точно определить начальный и конечный момент приобретения и прекращения соответственно лицом данного процессуального статуса, но и позволит его официально аннулировать, тем самым восстановив социальный статус личности перед близкими, родственниками, работодателем и социумом в целом.

В-четвертых,  с принятием постановления о привлечении лица к делу в качестве подозреваемого у органов дознания и предварительного следствия возникают необходимые предпосылки для эффективного уголовного преследования лица, заподозренного в совершении преступления, и самого подозреваемого, поскольку своевременное приобретение им процессуально статуса позволяет в полном объеме реализовывать свои права и защищаться от уголовного преследования.

Список использованной литературы:

1.       Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I). – С. 4921.

2.       Давлетов А.А., Ретюнских И.А. Подозрение и подозреваемый в современном уголовном процессе России // Уголовное право. М.: АНО "Юридические программы", 2008. № 6. С. 40-46.

3.       Кокорев Л.Д. Участники уголовного процесса // Проблемы кодификации уголовно-процессуального права. М., 1987. С. 47; Короткий Н.Н. Процессуальные гарантии неприкосновенности личности подозреваемого и обвиняемого в стадии предварительного расследования: Дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1977. С. 29.

4.       Ривкин М. Положение подозреваемого в процессе предварительного следствия // Рабочий суд. 1924. № 8–10. С. 112; Асташенко В.Г. О появлении подозреваемого в советском уголовном процессе // Вопросы государства и права. Томск, 1968. С. 179-180; Михайленко А.Р. Подозреваемый при возбуждении уголовного дела // Учен. зап. СЮИ. Саратов, 1970. Вып. XIX. Ч. 2. С. 253.

 

PROBLEMS OF THE PERSON'S CRIMINAL-PROCEDURAL STATUS OF A SUSPECT

Nikitenko Yu.

Research supervisor: Dudorov T. D.

Ph.D. in law, associate Professor

 

Abstract. This article examines the theoretical and practical features of a person's acquisition of suspect status, as well as the introduction of a new type of procedural act for a person suspected of having committed a crime. 

Keywords: criminal trial, criminal proceedings, suspect, accused, procedural status of suspect, procedural coercion measures, measures of restraint.