УДК 343.3.7

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Дудоров Т.Д.

доцент кафедры уголовно-процессуального права, к.ю.н., доцент

Российский государственный университет правосудия

 Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

Семенихин А.Ю.

магистрант

Российский государственный университет правосудия

 Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

e-mail:  povorino1995@mail.ru

 

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы, связанные с состоянием коррупционной преступности в Российской Федерации. Анализируются официальные данные статистической отчетности, данные международного антикоррупционного движения «Transparency International», на основе которых дается оценка эффективности мер по противодействию коррупции в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, состояния коррупционной преступности в России, антикоррупционная политика.

 

В настоящее время одна из актуальных проблем, препятствующих социальному, правовому и экономическому развитию Российской Федерации продолжает оставаться коррупция. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что коррупция стала частью общественных отношений, поразив почти все компоненты государственного аппарата. Общество постепенно свыкается с привилегированностью коррупционеров, понимая безрезультатность борьбы с ними [1, c. 36]. Так, в частности, в средствах массовой информации за последние годы все чаще освещаются случаи уголовного преследования должностных лиц, занимавших руководящие должности в федеральных и региональных органах государственной власти, за совершение ими коррупционных преступлений. Так, за период с 2015 по 2019 гг. к уголовной ответственности по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее – УК РФ)  (Получение взятки) были привлечены губернатор Сахалинской области Хорошавин А.В., губернатор Кировской области Белых Н.Ю., временно исполняющий обязанности начальника управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Захарченко Д.В., министр экономического развития России Улюкаев А.В., глава Удмуртской Республики Соловьев А.В. Привлечение вышеуказанных должностных лиц к уголовной ответственности за совершение ими коррупционных преступлений вызвали широкий общественный резонанс, в виду совокупного причиненного ущерба для экономики страны в целом. Вместе с тем, согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ) аресты высокопоставленных чиновников не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте, так, например, более половины россиян посчитало арест Улюкаева А.В. «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией [8]. Коррупция не только снижает доверие общества к системе государственных органов, но и ведет к концентрации в обществе таких опасных явлений, как конформизм и правовой нигилизм [6, c. 3].

В свою очередь, чтобы оценить масштаб состояния коррупционной преступности в России, представляется необходимым привести данные статистической отчетности, размещенные на портале правовой статистике Генеральной прокуратурой Российской Федерации [9]. За период с января по декабрь 2018 г. только по ст. 290 УК РФ следственными органами было возбуждено 3499 уголовных дел, что, в сравнении с аналогичным периодом 2017 г., больше на 8,89%. За период с января по декабрь 2018 г. совокупный размер материального ущерба преступлениями коррупционной направленности (ст. ст. 290, 291.1 и 291.2 УК РФ) достиг 46 млрд. руб. [10]. Для сравнения масштабов причиненного ущерба, стоит привести размер бюджета Воронежской области на 2018 г., который составил 100,1513742 млрд. руб. [4]. Таким образом, ущерб от коррупции в 2018 году составил почти половину размера бюджета целого субъекта Российской Федерации.

Помимо официальной статистики, стоит также обратить внимание на опубликованный международным антикоррупционным движением «Transparency International» Индекс восприятия коррупции, который основывается на независимых опросах, в которых принимают участие международные эксперты в области финансов и права. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции). В 2018 г. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в 2018 году, потеряв один балл, опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран и Мексика [8].

Учитывая вышеизложенного, стоит констатировать неэффективность мер по противодействию коррупции в Российской Федерации. К причинам столь частых проявлений коррупции в государственных структурах можно отнести примитивные методы борьбы с ней, которые сводятся к двум мероприятиям: задержанию с поличным при передаче денежных средств (которая выявляет только одну форму коррупции - взятку); сбору с государственных служащих сведений об их доходах и расходах, доходах и расходах членов их семей и наказанию за выявленные ошибки в декларациях вне связи с конкретными деяниями [2], [7, c. 39]. Малоэффективность данных мер обусловлена тем, что они позволяют выявить случаи так называемой «низовой» коррупции, совершаемые рядовыми сотрудниками полиции, медицинскими работниками, преподавателями, при этом данные меры практически бездейственны в отношении коррупционеров, занимающих высокопоставленные должности в виду использования ими сложных схем ухода от уголовного преследования.

Как показывает международная практика, наибольшие успехи в противодействии коррупции достигли государства, которые организовали антикоррупционную политику на приоритете профилактики. В частности, Республика Сингапур, занимавшая в 2015 г. 8 место в указанном раннее рейтинге «Transparency International, по состоянию на 2018 г. набрала 85 баллов из 100 и заняла 3 место [8]. Антикоррупционная политика Сингапура построена на принципах: чистой центральной власти, неотвратимости наказания, достойном вознаграждении за работу и стимулировании честной работы госслужащих [1, c. 28].

В результате проведенного нами исследования, представляется необходимым сформулировать следующие выводы: во-первых, приоритет в борьбе с преступлениями коррупционной направленностью должен быть смещен в сторону профилактики, от выявления и устранения причин коррупции к формированию способности государственных служащих противостоять коррупционному обогащению; во-вторых, предпринять комплекс экономических и социальных мер, направленных на повышение уровня жизни населения страны; в-третьих, учитывая, что в общественном сознании зарождается конформизм и правовой нигилизм, необходимо кроме освещения в средствах массовой информации случаев уголовного преследования коррупционеров, информировать общество о том, что тот ущерб, который был причинен их противоправными действиями экономике страны, был возмещен.

Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954;

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс»;

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. №31. Ст. 3215;

4. Закон Воронежской области от 12 декабря 2017 года № 187-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» / текст Закона опубликован в информационной системе «Официальный портал органов власти Воронежской области» URL: https://www.govvrn.ru/ 13.12.2017 г.;

5. Авдеев В.А., Авдеева О.А., Агильдин В.В. Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19 апреля 2013 г., г. Хабаровск) / под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова. – Хабаровск: ООО Издательство «Юрист», 2013. – С. 11-28;

6. Едкова Т.А., Иванюк О.А., Тихомиров Ю.А. и др. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013.

7. Казаков И.Г. Коррупция в России: социально-правовой аспект // Безопасность бизнеса. 2019. № 3. С. 36 - 39;

8. Официальный интернет-сайт Transparency International [Электронный ресурс] URL: http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html. (дата обращения 31.12.19);

9. Официальный интернет-сайт портала правовой статистике Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс] URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения 31.12.19);

10. Официальный интернет-сайт  издания «Правоу» [Электронный ресурс] URL: https://pravo.ru/news/207535/ (дата обращения 31.12.19).

 

RESPONSIBILITY FOR CORRUPTION CRIME CORRUPTION

Dudorov T.D.

 Semenikhin A.Y.

Abstract. The scientific article addresses issues related to the state of corruption in the Russian Federation. The official data of the statistical reporting, data of the international anti-corruption movement Transparency International, are analyzed, on the basis of which the effectiveness of anti-corruption measures in the Russian Federation is assessed.

Keywords: corruption, state of corruption in Russia, anti-corruption policy.

References:

1. Criminal Code of the Russian Federation from 13.06.1996 No. 63-Fz / "The Assembly of Russian Law," 17.06.1996, N 25, Art. 2954;

2. Federal Law of December 25, 2008 No.273-Fz "On Anti-Corruption" / ATP "ConsultantPlus";

 3. Federal law of July 27, 2004 No.79-Fz "On the State Civil Service of the Russian Federation" / 2004. No.31. Art. 3215;

4. The law of Voronezh region of December 12, 2017 No. 187-Oz "On the regional budget for 2018 and for the planned period of 2019 and 2020" / the text of the Law is published in the information system "Official portal of the authorities of Voronezh region" URL: https://www.govvrn.ru/ 13.12.2017;

5. Avdeyev V.A., Avdeeva O.A., Agildin V.V. Actual Problems of Countering Corruption Crimes: A collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (April 19, 2013, Khabarovsk) / Ed. T.B. Basova, K.A. Volkova. - Khabarovsk: Lawyer Publishing Llc, 2013. p. 11-28;

6. Edkova T.A., Ivanyuk O.A., Tikhomirov Y.A., et al. Participation of civil society institutions in the fight against corruption: Scientific and Practical Manual / Otv. Red. Y.A. Tikhomirov. M.: POLYGRAPH-PLUS, 2013.

7. Cossacks I.G. Corruption in Russia: social and legal aspect / Business security. 2019. No. 3. p. 36 - 39;

8. Transparency International's official website is url: http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html. (reference date: 31.12.19);

9. The official website of the legal statistics portal of the Russian Prosecutor General's Office (Electronic Resource) URL: http://crimestat.ru/offenses_map (date of treatment 31.12.19);

10. The official website of The Right.ru (Electronic Resource) URL: https://pravo.ru/news/207535/ (reference date 31.12.19).