Разграничение норм административной ответственности, предусмотренных частью 2 ст.6.3 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ                                                                                              

                                                                                 Беляков С.И.

                                                                                Старший помощник прокурора                                                                           

Прокуратура г. Мичуринска Тамбовской области

 Россия, г. Мичуринск Тамбовская область

                                                                                     

       Аннотация. Статья посвящена изучению объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 ст.6.3 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.  

Ключевые слова: административная ответственность,   обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, коронавирусная инфекция (2019-nCoV), нарушение правил поведения.

 

«В Уфе отменен первый российский штраф за нарушение самоизоляции». Под таким заголовком 20 апреля 2020 года  общественно-политическая газета  «Коммерсантъ»  опубликовала информацию об одном из рассмотренных в Ленинском районный суде гфы деле об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения») [1].

По информации издания, судья Ленинского районного суда Уфы отменил первый в России штраф, наложенный 2 апреля мировым судьей участка №4 Уфы по вступившей в силу 1 апреля ч. 2 ст. 6.3 КоАП России «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения опасного заболевания в период действия ограничительных мер (карантина)». Оштрафованный на 15 тыс. руб. 33-летний житель Уфы был задержан полицией в ночь на 2 апреля — спустя несколько часов после вступления в силу поправок в КоАП. При задержании он сообщил, что вышел во двор перепарковать автомобиль знакомой.

Мировой судья признала гражданина нарушившим указ главы Башкирии от 31 марта, которым вводился режим так самоизоляции, поскольку тот находился «в общественном месте без справки от работодателя».

Решение мирового судьи в районный суд опротестовала прокуратура Ленинского района Уфы. Указано, что полиция неверно квалифицировала нарушение: оно подпадает под ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» (предусматривает штраф от 1 тыс. руб.).

Итак, основано ли на законе  медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством?

Безусловно, да. Так, частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ (изменена с 1 апреля 2020г.Федеральный закон от 1 апреля 2020 №99-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов,         невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий [2].

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих [3] .

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [4].

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») [5]   .

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65) [6] .

Исходя системного анализа приведенных выше норм привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе:

- лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;

-лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;

-лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;

- лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Действия привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ гражданина, нарушившего указ главы Башкирии, подпадали под признаки объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП (Федеральный закон от 1 апреля 2020 №99-ФЗ) «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» [7] .  И вот почему.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») [8] .

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила) [9].

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил) [9].  

          Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13 мая 2004 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона Псковской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с запросом Администрации Псковской области" подтвердил, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий Конституция Российской Федерации относит  к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "з" части 1). Раскрывающий содержание данного предмета ведения и разграничивающий полномочия Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере Федеральный закон от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закрепляет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливает соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации и организационные формы их реализации [10].

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») [11].

В субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например:

- Постановление администрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 (в редакции постановлений администрации области от 28.03.2020 г. N 163, от 28.03. 2020 г. N 164, от 30.03.2020 г. N 165, от 1.04. 2020 г. N 173, от 3.04. 2020 г. N 187, от 3.04.2020 г. N 188, от 07.04.2020г.№204, от 10.04.2020г.№208, от 14.04.2020г.№213, от 15.04.2020г.№219, от 16.04.2020г.№2226, от 20.04.2020г.№234 [12];

- Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 г. № 178-ПГ) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» [13];

- Постановление Администрации Тамбовской области от 26 марта 2020г. №233 (в редакции постановлений администрации области от 27.03.2020 №235, от 28.03.2020 №243, от 31.03.2020 №258, от 01.04.2020 №259, от 03.04.2020 №264, от 10.04.2020 №297, от 17.04.2020 №304, от 20.04.2020 №329, от 21.04.2020 №340) «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCоV) на территории Тамбовской области» [14].

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») [15].  

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Так, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, например, подлежат квалификации действия по посещению гражданами территорий общегородского значения, указанных в  вышеназванных нормативных актах регионов; по соблюдению  дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; нарушение обязанности  не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью и иных установленных  оснований т.д.

Разъяснения по применению положений  части 2 ст.6.3 КоАП РФ и части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ наиболее подробно и своевременно даны Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1[16]  .

      Проанализировав критерии, которые использованы Верховным Судом Российской Федерации при отграничении исследуемых составов административных правонарушений, также можно сделать вывод и том, что при разрешении административного дела правоприменитель должен оценить все обстоятельства содеянного, уделив основное внимание тем запретам и ограничениям, которые предусмотрены в конкретном нормативном акте субъекта.  

P. S.

По данным Государственной автоматизированной системы ГАС «Правосудие» в период с 1 апреля по 22 апреля 2020 года судами Российской Федерации рассмотрено 1004 дела по части 1 статьи 20.6.1 и 1031 административных дела по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ[17].

Список использованной литературы:

1. См.фициальный сайт Российской ежедневной общественно-политической газеты «Коммерсантъ». /«В Уфе отменен первый российский штраф за нарушение самоизоляции».20.04.2020г. 14:30.//URL:https://www.kommersant.ru. Дата обращения 22.04.2020г.

2. См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.04.2020.

     3. См.: "Собрание законодательства РФ", 10.02.2020, N 6, ст. 674

     4. См.: "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2019

5.  См.: Там же.

6. См.: "Российская газета", N 100, 06.05.2014.

7. См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.04.2020.

8. См.: "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3648.    Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.04.2020

9.См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.04.2020.

10. См.: "Собрание законодательства РФ", 24.05.2004, N 21, ст. 2094

11. См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.04.2020.

12.См.: Официальный сайт Администрации Липецкой области.//URL:https://www.admlip.ru/authorities/. Дата обращения 22.04.2020г.

13.См.фициальный сайт Правительства Московской области.//URL: https://mosreg.ru/.Дата обращения 22.04.2020г.

14.См.: Официальный сайт Администрации Тамбовской области.//URL:https:// www.tambov.gov.ru. Дата обращения 22.04.2020г.

15. См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.04.2020.

     16. См.: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. .//URL:https:// //www.vsrf.ru/   Дата обращения 22.04.2020г.

     17. См.: Официальный сайт Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» /Информация о деятельности федеральных судов общей юрисдикции //URL:https://sudrf.ru/(дата обращения 22.04.2020г.

 

Differentiation of the norms of administrative responsibility stipulated by part 2 of article 6.3 of the Administrative Code of the Russian Federation and part 1 of article 20.6.1 of the Administrative Code of the Russian Federation

                                                                                           Belyakov Sergei Igorevich

 Abstract.    The article is devoted to the study of the objective side of the administrative offenses, which are provided by the part 2 of the article 6.3 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and the part 1 of the article 20.6 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Keywords: administrative responsibility, ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population, coronavirus disease (2019-nCoV), the violation of rules of conduct.

References:

1. Official website of the Russian daily socio-political newspaper Kommersant.  / “The first Russian fine for violation of self-isolation was canceled in Ufa.” 04/20/2020 14:30. Available at: https: //www.kommersant.ru.  (accessed 22 April 2020)

2. The official Internet portal of legal information. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 1 April 2020)

3. "Legislative assembly of the Russian Federation", 02/10/2020, N 6, Art.  674

4. "Legislative assembly of the Russian Federation", 04/05/1999, N 14, Art.  1650, Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru - 07.26.2019

5. 

6. "Russian Newspaper", N 100, 05/06/2014.

7.  Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04/01/2020.

8. "Legislative assembly of the Russian Federation", 12/26/1994, N 35, Art.  3648. The official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru - 04/01/2020

9. The official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04/03/2020.

10. "Legislative assembly of the Russian Federation", 05.24.2004, N 21, Art.  2094

11. The official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04/01/2020.

12. The official website of the Lipetsk region Administration. // URL: https: //www.admlip.ru/authorities/.

13. The official website of the Moscow Region Government. // URL: https://mosreg.ru/. (accessed 22 April 2020)

14. The official website of the Tambov region Administration. // URL: https: // www.tambov.gov.ru. (accessed 22 April 2020)

15. The official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04/01/2020.

16. The official site of the Supreme Court of the Russian Federation.  .//Available at:https:// //www.vsrf.ru/ (accessed 22 April 2020)

17. The official site of the State Automated System of the Russian Federation “Justice” / Information on the activities of federal courts of general jurisdiction //Available at:https://sudrf.ru/(accessed 22 April 2020)