ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ

Пищалина Наталья Игоревна

Студентка

 кафедра Финансы и кредит

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал

Россия, г. Липецк

  Пастухова Ольга Николаевна

старший преподаватель

кафедра информатика, математика и общегуманитарные науки

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал

Россия, г. Липецк

 

Аннотация. Данная статья носит обзорный характер и призвана рассмотреть: какие  современные технологии  применяются в решении задач по математике. В данной статье рассказывается о том, что современные технологии это не только применение современного оборудования, но и применение других важных методов, таких как анализ, дедукция, техника «мозгового штурма», а также применение требований ФГОС к педагогу и ученикам.

Ключевые слова:       современные технологии, требования ФГОС, педагог, преподаватель, ученики, обучающиеся, информационное общество.

 

Введение.  Наш мир стремительно развивается и продуктом этого развития стали современные технологии. Они применяются в различных сферах: медицине, экономике, космосе, на производстве и в образовании. В данной статье  рассматривается  использование современных технологий в сфере математики, а именно в решении задач. Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески и современно мыслить.

Целью данной статья является рассмотрение различных современных технологий, которые применяются на уроках математики для решения задач.

В данной статье будут рассмотрены какие конкретные технологии, которые  нужно использовать во время уроков.

На данный момент школы сосредоточены на создании условий для реализации обучающихся в учебном процессе. Например, используются электронные доски, взамен обычным, практикуется дистанционное обучение посредством онлайн обучения и т.д. Что касается математики, то  в этой сфере прикладываются усилия для того, чтобы заинтересовать учеников изучать  предмет. Их вовлечение в данную дисциплину чаще всего зависит от методики ее преподавания, от подобранного стиля общения с обучающимися и от того, насколько искусно построена учебная деятельность. А в информационном обществе учеников больше всего привлекают современные технологии, применяемые в обучении. С их помощью традиционный урок становится современным, свежим, что мотивирует к изучению математики.

Конечно, современные технологии в обучении не должны ограничиваться компьютеризацией, также должны использоваться различные психологические приемы - правильное взаимодействие с учениками, умение учителя/ преподавателя мотивировать, умение передать свой опыт. По требованиям  ФГОС,  профессиональная компетентность педагога должна заключаться в следующем: в знаниях и умениях педагога (способность подбирать задания, умение каждому уделять внимание, правильно взаимодействовать с учеником), иметь организаторские и адаптационные способности, обладать разного рода личностными и трудовыми качествами (хорошая память, внимание, высокий уровень трудолюбия, уважительное отношение к другим), обладать высоким уровнем нравственности (иметь устойчивую мотивацию на учительскую профессию, способность решать конфликты) и многое другое. Таким образом, профессиональная культура преподавателя – это непростая, но обязательная часть его личности, связывающая в себе социальные, профессиональные, а также индивидуальные качества, необходимые для проведения занятий в наши дни. [1]

Стремительное развитие информационного общества требует от педагога по математике всех выше перечисленных характеристик. Однако наиболее важным все же является применение компьютерных и информационных технологий для решения задач. Применение современных технологий позволяет ученикам повысить такие качества как структурирование и систематизация, которые необходимы для логической организации математического материала. Ведь данные качества необходимы для разработки качественного алгоритма решения математических задач на весь период обучения. [4]

Для того, чтобы ученик освоил данные качества, преподаватель должен применять инновационные методы обучения, заключающиеся в  планировании занятий, в создании групповой деятельности студентов с применением телекоммуникационных проектов.

Приоритетный национальный проект «Образование» требует от образования «открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений». [2] Исходя из этих требований, ученик на уроках математики должен рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать.

Современные технологии на уроках математики подразумевают индивидуальный поиск каждого ученика в решении задач. То есть учитель не должен давать готовый материал, а создавать на занятии проблемную ситуацию, в которой каждый ученик будет открывать новые знания, высказывать свою точку зрения и свой подход для решения какой-либо задачи. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. [3] Для создания такой ситуации можно использовать противоречивые факты, приводить различные научные теории или же давать практическое задание, выполнение которого возможно при техники «мозгового штурма» и высокой активности учеников в группе. Например, такая практическая ситуация, где тема: «Умножение матриц» в высшей школе. Помимо обычных заданий в одно действие, где ученики уже научились умножать две матрицы, можно добавить пример, где и сложение, и умножение матриц вместе. В голове студента возникает проблема, какие действия необходимо применить? Решение данной проблемы заключается в применении современных требований образования: ученики начинают дедуктировать, анализировать, вспоминать ранее изученное (правила и понятия прошлых занятий), обсуждать в группе, искать ответ в учебнике и применять различные методы решения. После всех этих действий находится решение проблемы и впоследствии заданный пример решен.

В связи со сложившейся обстановкой в мире (пандемия коронавируса) повысился спрос на применение современных технологий. Дистанционное обучение - это яркий пример применения современных технологий в обучении. Конкретно в решении задач по математике во время конференции преподаватель дает время на обдумывание решения данного примера, в это время ученики также применяют современные методы - анализируют, вспоминают ранее изученное, обращаются к учебнику или обсуждают в конференции с группой и т.д. Затем преподаватель может помочь с решением, написав на экране какую-либо формулу или подсказать метод решения. Таким образом, задача становится решенной. Также на экран можно вывести тест, который ученики решают такими же современными способами и отвечают на поставленную задачу. Это является ярким примером  применения современных технологий в решении задач по математике.

Заключение. Таким образом, под современными технологиями в решении задач по математике подразумевается не только использование компьютеров и других средств, но также применение различных современных методов решения, требуемых ФГОС, - это техника «мозгового штурма», высокая активность учеников в группе, дедукция, анализ, применение ранее изученного материала и т.д.

Список использованной литературы:

1.            Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс] // Правительство России. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/  (дата обращения 03.04.2020)

2.            Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] //  Российское образование - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/1660/    (дата обращения 03.04.2020)

3.            Современные педагогические технологии [Электронный ресурс] // Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный центр Красноперекопского района» - Режим доступа:  https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html  (дата обращения 03.04.2020)

4.            Требования к уроку математики в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Открытый урок 1 сентября - Режим доступа:  https://urok.1sept.ru/статьи/671241/ (дата обращения 03.04.2020)

Сведения об авторах:

Пищалина Наталья Игоревна- студентка кафедры Финансы и кредит, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал, Россия, г. Липецк.

Пастухова Ольга Николаевна- старший преподаватель кафедры информатика, математика и общегуманитарные науки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал, Россия, г. Липецк

THE USE OF MODERN TECHNOLOGY IN SOLVING PROBLEMS IN MATHEMATICS

Pishalina N.I.

Pastukhova O.N.

Abstract.  This article is of an overview nature and is intended to consider: what modern technologies are used in solving problems in mathematics. This article talks about the fact that modern technology is not only the use of modern equipment, but also the application of other important methods, such as analysis, deduction, «brainstorming techniques», as well as the application of the requirements of the Federal State Educational Standard for teachers and students.

Keywords: modern technologies, the requirements of the Federal State Educational Standard, teacher, students, information society.

References:

1.  The state program of the Russian Federation "Development of education" [Electronic resource] // Government of Russia. - Access mode: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/  (accessed: 03.04.2020) (in Russian)

2. The concept of development of education of the Russian Federation until 2020 [Electronic resource] // Russian education - Access mode: http://www.edu.ru/documents/view/1660/  (accessed: 03.04.2020) (in Russian)

3. Modern pedagogical technologies [Electronic resource] // Municipal educational institution of additional education. “Access mode: https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html  (accessed: 03.04.2020) (in Russian)

4. Requirements for a lesson in mathematics in accordance with the Federal State Educational Standard [Electronic resource] // Open lesson on September 1 - Access mode: https://urok.1sept.ru/articles/671241/  (accessed: 03.04.2020) (in Russian)