УЧЁТ ЗАТРАТ НА ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Дашкова Виктория Александровна

Магистрант

программа «Финансовый учет, анализ и аудит»

ФГБОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Россия, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена порядку учёта и отражения в отчётности затрат на ремонтные работы основных средств, способу признания необходимых существенных периодических затрат для поддержания нормального функционирования объектов, а также мерам по оптимизации этого процесса.

Ключевые слова: учет затрат, затраты на ремонт, текущий ремонт, капитальный ремонт, модернизация.

 

Под ремонтом понимается совокупность работ по восстановлению функций объектов основных средств для дальнейшего их использования (устранение неисправностей, восстановление работоспособности объектов, поддержание его технико-экономических и эксплуатационных показателей на изначально предусмотренном уровне). То есть ремонт предполагает профилактические мероприятия по устранению неисправностей и повреждений, замену изношенных деталей и конструкций, предохранение объекта от преждевременного износа.

Традиционное деление на текущие, средние и капитальные ремонты не является установленной в обязательном порядке нормой бухгалтерского или налогового учёта, но в некоторых случаях всё же применяется для определения степени сложности и масштабов работ.

В бухгалтерском учёте затраты на текущий ремонт основных средств учитываются в текущих расходах организации по дебету счета 20 «Основное производство» и других счетов отражения затрат (Д 20, 25, 26, 44 К 10, 70, 69, 60 – списание расходов на ремонт на статьи затрат), оказывая влияние на себестоимость производимой организациями продукции.

Даже если после проведения ремонта технические характеристики объекта несущественно изменились в сторону улучшения, затраты на ремонт не влияют на балансовую стоимость отремонтированного объекта основных средств.

Различают два способа проведения ремонта, от выбора которого зависит порядок отражения затрат по ним (таблица 1):

- хозяйственный – когда организация осуществляет ремонт своими силами,

- подрядный – посредством привлечения сторонних специализированных организаций.

Таблица 1 - Учёт ремонтных работ разными способами

Хозяйственный способ

Подрядный способ

1) отражают стоимость израсходованных материалов (запасных частей): Д 20, 25, 26, 44 К 10

2) начисляют заработную плату работникам, осуществляющим ремонтные работы, а также социальные взносы на неё: Д 20, 25, 26, 44 K 70 и Д 20, 25, 26, 44 К 69

3) возможен вариант зачета выданных ранее подотчетных сумм: Д 23, 26, 29 К 71

1) отражают стоимость ремонтных работ по договору подряда: Д 20, 25, 26, 44  К 60

2) выделяют НДС: Д 19 К 60

3) производят оплату счетов подрядчика: Д 60 К 51

 

Дебетуются затратные счета бухгалтерского учета (20, 25, 26, 44) в зависимости от места эксплуатации объекта основных средств, подвергшемуся ремонту.

Выбор способа проведения ремонтных работ полностью лежит на самой организации, которая сама для себя решает, какой вариант ей больше подойдёт исходя из её технической оснащённости, материальных и ресурсных возможностей.

В целях документального подтверждения необходимости ремонтных работ обычно составляется дефектная ведомость. Унифицированной формы данного документа нет, поэтому организации составляют его в свободной форме (соблюдая указание обязательных реквизитов первичных документов в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также закрепления в учетной политике компании), в качестве образца можно обратиться к унифицированной форме ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

В дефектной ведомости рекомендуется отражать:

- наименование и инвентарный номер неисправного объекта основных средств,

- выявленные повреждения и неисправности,

- предпринимаемые мероприятия по устранению дефектов,

- в случае замены детали объекта на более дорогу и современную, следует подчеркнуть факт того, что точный аналог уже не выпускают, а замена на более усовершенствованную деталь не изменит технические характеристики и производительность объекта [5].

Данный документ, как правило, составляется комиссией, проводящей инвентаризацию или специально созданной для выявления дефектов основных средств, по результатам планового осмотра объектов либо по распоряжению руководителя. Грамотно составленная дефектная ведомость будет способствовать исключению возможности классификации работ по восстановлению в качестве модернизации/реконструкции в некоторых спорных ситуациях.

Для целей налогообложения согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы по ремонту признаются в налоговом периоде, в котором были осуществлены, и учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат [1].

Одной из проблем является вопрос о том, как затраты на ремонт основных средств отражаются в бухгалтерской и налоговой отчётности организации. Поскольку в случае ремонта затраты не влияют на первоначальную стоимость объекта, а признаются расходами отчётного периода, сумма признанных затрат на ремонт оказывает влияние на следующие показатели отчетности. Это зависит от того, на какой счёт далее списываются затраты по ремонту и от порядка списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов:

1. В бухгалтерском балансе: строка 1210 «Запасы» (если расходы по ремонту отражаются на счетах 20 и 23), но следует учитывать, что при продаже запасов по данной строке не будет затрат на ремонт, а они сформируют себестоимость и финансовый результат; строка 1370 «Нераспределённая прибыль/непокрытый убыток» (при списании счётов 26 и 44 на себестоимость продаж (счёт 90) и реализации запасов в конце периода).

2. В отчёте о финансовых результатах – строка 2120 «Себестоимость продаж»; строка 2210 «Коммерческие расходы» (данные со счёта 44 в части затрат на ремонт); строка 2220 «Управленческие расходы» (при списании затрат по ремонту на 26 счёт). За счет изменения ранее упомянутых показателей отчёта, меняется и прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, текущий налог на прибыль, чистая прибыль (убыток).

3. В налоговой декларации по налогу прибыль – отражаются в составе прочих расходов по строке 040 «Косвенные расходы» Приложения 02 к листу 02, влияя далее на итог прибыли (убытка), налоговую базу и сам налог.

На практике нередко возникают ситуации, когда в связи с технологическими особенностями использования объекта основных средств его нормальное функционирование требует существенных периодических затрат на ремонт (с периодичностью в 12 месяцев и более), при этом такие плановые ремонты являются обязательным условием для продолжения эксплуатации объекта. В случае отнесения затрат на ремонт к текущим расходам организации не учитывается тот факт, что данные затраты в течение нескольких отчётных периодов обеспечивают поступление экономических выгод. В результате этого финансовый результат периода, в котором осуществляются такие расходы, оказывается заниженным, а финансовые результаты периодов в отсутствие этих затрат – завышенными.

В данном случае более основанным является подход, предложенный в п. 13-14 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» [2], отражённый в Рекомендациях Минфина аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01) [3], а также в Рекомендация БМЦ Р-32/2013-КпР «Ремонт и техническое обслуживания основных средств» от 20.12.2013 [4]. В соответствии с данным подходом существенные затраты на ремонт и обслуживание объектов основных средств (не связанные с заменой частей), проводимые с периодичностью свыше 12 месяцев, признаются в составе внеоборотных активов. При отражении в отчётности строка «Основные средства» может быть дополнительно детализирована, например, сумма капитализируемых затрат на ремонт может быть представлена по дополнительной строке «Долгосрочные затраты на ремонт и обслуживание основных средств». Сумма капитализируемых затрат на ремонт подлежит амортизации в течение периода до следующего планового ремонта.

Например, самолёт стоимостью 1 000 000 тыс. руб. и СПИ 15 лет, требующий ремонта и обслуживания (на сумму 150 000 тыс. руб.) с периодичностью в 5 лет. Так при признании объекта основных средств выделяют 2 компонента: 1 - сам самолёт = 1 000 000 тыс. руб. – 150 000 тыс. руб. = 850 000 тыс. руб. со СПИ 15 лет и суммой амортизации = 850 000 тыс. руб. : 15 лет = 56 667 тыс. руб. в год; 2 – его периодический ремонт и техническое обслуживание = 150 000 тыс. руб. со СПИ 5 лет и суммой амортизации = 150 000 тыс. руб. : 5 лет = 30 000 тыс. руб. в год. Общая сумма амортизации (всего самолёта) будет равна 56 667 тыс. руб. + 30 000 тыс. руб. = 86 667 тыс. руб. в год.

В случае, когда в ходе ремонта и обслуживания происходит замена частей, рекомендуется включать их в стоимость основных средств, также с суммой связных затрат (затраты на монтаж этой части), а остаточную стоимость выбывающей части вычитать. Таким образом, предполагается использование схемы частичной ликвидации объекта.

Рассмотрим пример замены двигателя (часть объекта) в тракторе (объект основных средств). У компании на балансе числится трактор стоимостью 1 000 тыс. руб. со СПИ 20 лет. Через 10 лет использования основного средства его часть (двигатель со СПИ 20 лет) пришёл в негодность, вследствие чего потребовалась его замена. На этот момент рыночная стоимость трактора и двигателя составляли 2 000 тыс. руб. и 500 тыс. руб. соответственно. СПИ нового двигателя = 10 лет. А стоимость услуг по его замене = 50 тыс. руб.

Доля двигателя в первоначальной стоимости трактора = 1 000 тыс. руб. : 2 000 тыс. руб. * 500 тыс. руб. = 250 тыс. руб. В момент замены части основного средства сломанного двигателя доля начисленной амортизации составляла 10 лет : 20 лет * 100% = 50%. Следовательно, стоимость выбывающего двигателя = 250 тыс. руб. * 50% = 125 тыс. руб.

Таким образом, стоимость трактора после ремонта (замены двигателя) будет равна 1 000 тыс. руб. – 250 тыс. руб. + 500 тыс. руб. + 50 тыс. руб. = 1 300 тыс. руб. (в том числе двигатель = 500 тыс. руб. + 50 тыс. руб. = 550 тыс. руб.). А сумма амортизации = 500 тыс. руб. – 125 тыс. руб. = 375 тыс. руб. Балансовая (остаточная) стоимость трактора = 500 тыс. руб. – 125 тыс. руб. + 500 тыс. руб. + 50 тыс. руб. = 925 тыс. руб. (в том числе двигатель = 550 тыс. руб.).

После ремонта амортизация составит: двигателя = 550 тыс. руб. : 10 лет = 55 тыс. руб. в год; трактора (без двигателя) = 750 тыс. руб. : 20 лет = 37,5 тыс. руб. в год; общая амортизация = 55 тыс. руб. + 37,5 тыс. руб. = 92,5 тыс. руб. в год [4].

 Данный порядок не используется в отношении расходов на мероприятия по модернизации и реконструкции основных средств, в результате которых первоначальная стоимость объектов увеличилась. Следует отметить, что для целей налогообложения такой порядок не применяется, вследствие чего возникают разницы: в бухгалтерском учете – отражаются капитализируемые затраты, а в налоговом – расходы текущего периода.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

2. Основные средства: МСФО (IAS) 16 // Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н (ред. от 11.07.2016).

3. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за 2012 год: Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01.

4.  Ремонт и техническое обслуживание основных средств: Рекомендация БМЦ Р-32/2013-КпР от 20.12.2013.

5. Тимофеева Е. Как теперь суды отличают ремонт от реконструкции // Российский налоговый курьер. – 2018. – N 16. – С.30–34.

 

Сведения об авторе:

Дашкова Виктория Александровна – магистрант программы «Финансовый учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», Россия, г. Санкт-Петербург.

 

ACCOUNTING COSTS FOR CURRENT AND CAPITAL REPAIR

Dashkova Victoria Alexandrovna

 

Abstract. The article is devoted to the accounting and reflection in the reporting of expenses for the repair of fixed assets, the method of recognition of the essential significant periodic costs to maintain the normal functioning of the facilities, as well as measures to optimize this process.

Keywords: cost accounting, repair costs, maintenance, overhaul, modernization.