Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНЫХ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Осадчий Игорь Александрович

Магистрант

кафедра «государственно-правовых дисциплин»

ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

Россия, г. Воронеж

Аннотация. На сегодняшний день как на законодательном уровне, так в финансово-правовой науке, отсутствует понятие нормативного налогового права. Необходимость в разработке данного акта заключается, в том, что оно позволит не только уяснить, что понимается под данными актами, а также позволит отграничивать данные акты не только от иных разновидностей налогово-правовых актов, но и от нормативно-правовых актов в целом.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, нормативный налогово-правовой акт.

 

Приоритетным направлением юридической науки заключается во всестороннем изучении сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, таких как государство и право. Итогом данной деятельности является формирование понятий и их признаков, имеющие большое значение, как для теории, так и для правоприменительной практики. Иногда законодатель сам разрешает вопрос о законодательной дефиниции юридического понятия и его признаках [1].

На сегодняшний день как, в финансово-правовой науке, так и на законодательном уровне отсутствует понятие «нормативный налогово-правовой акт». Лишь ст. 6 НК РФ говорит нам об основаниях, по которым нормативный налогово-правовой акт может быть признан не соответствующий – Налоговому кодексу РФ. Разрешить указанную нами проблему можно лишь одним путем. На основе анализа понятия «нормативно-правовой акт» содержавшиеся в судебной практике и ст. 6 НК РФ мы разработаем собственное понятие «нормативного налогово-правового акта». Под нормативно-правовым актом в судебной практике понимается, акты, принятые органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения) рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы [2].

Анализ ст. 6 НК РФ позволяет выделить следующие признаки нормативного налогово-правового акта:

1) издаются уполномоченными органами осуществляющие финансовую деятельность государства. К таким органам законодатель отнес: Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти (например, ФНС России); органы исполнительной власти субъектов РФ (например, управление ФНС по субъектам РФ); исполнительные органы местного самоуправления (например, инспекции по районам, городам).

Стоит обратить внимание на Определение Конституционного суда РФ от 17.11.2011 г. № 1571-О-О, в котором указано то, что законодатель вправе предусмотреть в целях обеспечения организации исполнения актов налогового законодательства, что правовое регулирование по указанным вопросам будет осуществляться путем издания подзаконных актов, которые при этом не могут изменять или дополнять налоговое законодательства. Возможность принятия именного такого рода актов предусмотрена в п. 1 ст. 4 НК РФ [3].

Налоговое законодательство предусматривает случаи, когда вышеуказанные нами органы обладают компетенцией по изданию подзаконных нормативных налогово-правовых актов. Однако такие акты не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Например, в письме Министерства финансов России от 19.09.2012 № 03-07-14/92 указано, что Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» издано во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ, устанавливающего, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанное Постановление Правительства Российской Федерации является нормативным правовым актом по вопросам, связанным с налогообложением, изданным на основании ст. 169 НК РФ [4].

2) устанавливает права и обязанности субъектов налогового права. В качестве примера рассмотрим следующую практическую ситуацию: «Алан-Z» открыв расчетный счет в «Промсвязьбанк» направило заказное письмо, в котором содержались сведения об открытии счета. Действия совершенные «Алан-Z» основываются на обязанности, закрепленной в п. 1 ст. 23 НК РФ.

3) предписывает действия, которые субъекты налогового права обязаны совершить. В качестве примера рассмотрим следующую практическую ситуацию: в адрес ФГУП направилось требование об уплате пеней. Данное требование указывает на то, что налогоплательщиком необходимо совершить действия которое в нем прописано.

4) устанавливает действия, разрешенные налоговым законодательством. Например, предприятие обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении права на отсрочку по уплате налогов.

5) устанавливает основания, условия, последовательность или порядок действия участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. В качестве примера рассмотрим следующие: Согласно п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33 «О транспортом налоге», налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода уплата авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, являющимися организациями, не производится. Таким образом, в данном пункте отображается порядок и сроки уплаты транспортного налога.

6) содержит понятия и термины, определенные в налоговом законодательстве.

Таким образом, под нормативными налогово-правовыми актами следует понимать акты, принятые государственным органом уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере, содержанием которых составляют налоговые нормы, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которые вводятся в действие, изменяются действующие налоговые нормы.

В свою очередь нормативные налогово-правовые акты подразделяются на:

1) Федеральные. К ним относятся: Налоговый кодекс РФ, федеральные законы о налогах (например, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1), а также акты, вносящие изменения в налоговое законодательство РФ (например, Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Действие названных актов распространяется на всю территорию Российской Федерации.

2) Региональные. К ним относятся акты субъектов РФ о налогах, например Закон Ставропольского края от 27.11.2002 N 52-кз "О транспортном налоге" фиксирующий региональные ставки по транспортному налогу. Данные акты принимаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и распространяют свое действие на территории определенного субъекта.

3) Местные (муниципальные). Это акты, изданные на уровне муниципальных образований. Например, Решение Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 27.10.2005 N 204 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории муниципального образования "Город Астрахань" устанавливающие налоговые ставки. Местные налогово-правовые акты принимаются, как и региональные, в соответствие Налоговым кодексом РФ и распространяют свое действие на территорию определенного муниципального образования.

Таким образом, под нормативными налогово-правовыми актами следует понимать акты, принятые государственным органом уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере, содержанием которых составляют налоговые нормы, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которые вводятся в действие, изменяются действующие налоговые нормы.

Список использованной литературы:

 

1. См.: Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. М.: Норма, 2005. – 496.

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151124/ (Дата обращения: 14.03.2020).

3. Определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 1571-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Завод ЖБИ-2" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=241164#0012403213873232621 (дата обращения: 14.03.2020).

4. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2019.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (часть 1) (ред. от 28.01.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 21.02.2020).

 

Сведения об авторе:

Осадчий Игорь Александрович - магистрант кафедры «государственно-правовых дисциплин», ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Россия, г. Воронеж.

CONCEPT AND SIGNS OF REGULATORY TAX AND LEGAL ACTS

Osadchy Igor Alexandrovich

Abstract.  Today, both at the legislative level and in financial and legal science, there is no concept of regulatory tax law. The need to develop this act lies in the fact that it will not only clarify what is meant by these acts, but also allow to delimit these acts not only from other varieties of tax legal acts, but also from regulatory legal acts in general.

Keywords: normative legal act, normative tax legal act.

References:

1. See: Alekseev S.S., Arkhipov S.I. Theory of State and Law. Textbook for law schools and faculties Textbook. M .: Norma, 2005 .-- 496.

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation dated 30.07.2013 No. 58 “On some issues arising in judicial practice when arbitration courts consider cases to challenge regulatory legal acts” [Electronic resource] // ConsultantPlus: ref. legal system. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151124/ (Date of access: 03/14/2020).

3. The determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 17, 2011 N 1571-О-О "On the refusal to accept for consideration the complaint of the limited liability company" Zavod ZhBI-2 "on violation of constitutional rights and freedoms by the provision of paragraph 1 of Article 5 of the Tax Code of Federation "» [Electronic resource] // ConsultantPlus: ref. legal system. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=241164#0012403213873232621 (accessed date: 03/14/2020).

4. Lermontov Yu.M. Article commentary on the first part of the Tax Code of the Russian Federation // ATP ConsultantPlus. 2019.

5. Tax Code of the Russian Federation (Tax Code) of July 31, 1998 No. 146-FZ (Part 1) (as amended on January 28, 2020) [Electronic resource] // ConsultantPlus: ref. legal system. - Access mode: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed: 02.21.2020).