ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Бандурка Владислав Борисович
профессор кафедры
канд. ист. наук, доцент
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище
Россия, г. Рязань
Аннотация.
Статья посвящена проблеме изучения роли педагога не только как преподавателя
конкретной учебной дисциплины, но и как воспитателя. В статье рассматриваются
основные понятия воспитания как социального явления, как процесса и как
деятельности. Показаны некоторые условия оценки готовности и способности
преподавателя вуза к организации и ведению воспитательной деятельности.
Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, воспитательная деятельность,
воспитательная работа, воспитательная позиция, готовность к воспитательной
деятельности.
В отечественной
педагогике педагог всегда рассматривался не только в качестве преподавателя
учебной дисциплины, но и в качестве воспитателя. Однако именно этот аспект его
профессиональной позиции всегда вызывал у российской общественности наибольшие
нарекания.
Еще К.
Д. Ушинский писал: «Ничто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет
время, хотя, может быть, и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением
вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от
этой небрежности» [6, с. 240].
Прошло
больше полутора веков с тех пор, как были написаны эти слова, и сегодня мы вновь
читаем в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года: «Воспитание как
первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и
развития» [3].
Российская
педагогическая энциклопедия определяет «воспитание как целенаправленную
деятельность, призванную формировать у субъекта систему качеств личности,
взглядов и убеждений или в еще более локальном значении – решение какой-либо
конкретной воспитательной задачи» [4, с. 172].
Произнося
в педагогическом обиходе слово «воспитание», каждый педагог должен иметь в
виду, по крайней мере, три разных понятия.
Во-первых,
воспитание как социальное явление, во-вторых, воспитание как процесс, в-третьих,
воспитание как деятельность. В зависимости от угла рассмотрения меняются
масштаб, характер объектов и субъектов воспитания, природа их взаимодействия.
1) в
социальном плане воспитание – это специально организованное, целенаправленное
включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой
культуры. Оно осуществляется через систему общественного воспитания,
социально-политическая и организационно-управленческая направленность которой могут быть
различными.
Педагогическое влияние этой системы рассчитано на поколение в целом, на
крупные социальные группы населения.
Причем
для каждой возрастной группы предусмотрены свои общественные институты социализации.
Общественное воспитание как громадная социально-педагогическая система
органически включает в качестве подсистем воспитание в семье, дошкольных
учреждениях, общественных организациях, школе, армии и др.
2) в
масштабе жизнедеятельности отдельного человека можно говорить о воспитании как процессе интеграции всех
педагогических влияний, которые, в конечном счете, осуществляет он сам.
Человек не творится извне (как статуя из глины), а становится неповторимой
индивидуальностью благодаря переработке внешних влияний в соответствии с
внутренне присущими ему закономерностями развития, а воспитание – это законосообразный процесс
переработки внешних воздействий во внутренние отношения.
В
течение жизни человек как бы «проходит сквозь строй» разнообразных
воспитателей. Родители, воспитатели детского сада, учителя, трудовые
коллективы, микрогруппы становятся для него субъектами воспитательного влияния.
3) в
рамках воспитательного процесса каждый из педагогов осуществляет конкретные
действия, т.е. занимается воспитательной деятельностью. Предметами его
педагогического влияния в этом случае становятся личность, детское сообщество,
малая социальная группа и др. При этом деятельность
одного педагога (воспитателя) может охватывать
одновременно целый ряд
воспитанников.
В
каждом из перечисленных вариантов в действие вступают различные
социально-психологические закономерности и механизмы педагогического влияния
на человека. Но нас будет интересовать преимущественно деятельностный уровень
воспитания, который практики называют воспитательной работой.
4) воспитательная работа – деятельность педагога, направлена на
организацию воспитания.
Воспитательная
деятельность имеет особую природу. Порой складывается впечатление, что она
вообще не существует отдельно, встраиваясь в другие виды активности и
педагогические процессы. Однако воспитательная деятельность, будучи тесно
связана со всеми другими видами деятельности, подчиняясь общим закономерностям
их построения и развития, отличается ярко выраженной спецификой.
Если
задаться вопросом, когда же возникло воспитание как специфический вид
деятельности, выяснится, что, по сути, в истории человечества оно существовало
всегда. С того момента, как человек выделился в качестве совершенно особой
социобиологической сущности, у него возникла потребность в сохранении и передаче
этого своего качества подрастающему поколению. Являясь врожденным, стремление
воспитывать (научать) детей обретает в пространстве и времени специфические
(порой весьма искаженные) социокультурные формы.
«Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно» – говорит известный отечественный
педагог Ш. А. Амонашвили [1, с. 416].
На
заре человеческой истории воспитание и обучение не были обособлены друг от
друга. Как специфические виды (функции) педагогической деятельности они
разделились позднее. В ходе обучения осуществлялся перевод культурной и
цивилизационной информации в индивидуальное знание. Обучение становилось
ведущей силой информационно-операционного развития человека, основным
результатом которого можно считать присвоение человеком культуры значений.
Воспитание, обращенное к сфере субъективного, выступало ведущей силой
мотивационно-ценностного развития человека. В его круг входило формирование
мотивов, идеалов, отношений, самосознания, целей, ценностных ориентации
личности.
Как
точно сказал по этому вопросу великий русский писатель Л. Н. Толстой: «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое
же знание действует воспитательно» [5, с. 118].
Человечество
в своем развитии устремляется через социальную и культурную сферы от чисто
природной животной сущности к духовным высотам. Воспитание направлено на
увеличение осознанности этого движения, на внутреннее овладение его механизмами.
С его помощью задается ценностно-смысловая направленность в использовании
человеком своих сущностных сил.
Любую
педагогическую деятельность, в т.ч. и воспитательную характеризуют следующие
составляющие:
-
представление о предмете, устанавливающее границы ее применения в сфере
образования;
-
наличие специфических субъектов деятельности, т.е. инициаторов активности
именно данного рода;
-
особые деятельностные механизмы (операции), обеспечивающие то или иное влияние
на человека;
- специфика результата, который не может быть
получен с помощью других видов профессиональной активности.
Что же
придает деятельности педагога воспитательное качество? Что отличает
воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде
всего это деятельность духовно-практическая. Ее
специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к
внутренней, духовной сфере человеческой жизни.
«Изменить мир – значит изменить воспитание», сказал великий польский педагог Я.
Корчак [2, с. 88].
В
духовной деятельности взгляд человека направлен на проблемы бытия,
существования и сущности. Духовная деятельность не имеет предметного,
материализованного результата. Ее продукты специфичны. Это ценности, смыслы,
принципы, отношения, чувства, мотивы, идеи, идеалы. Они неосязаемы, но могут
восприниматься другими людьми и оказывать на них влияние. Воспитательная деятельность
связана с преобразованием духовной сферы человека и условий его взаимодействия
с окружающим миром и другими людьми. Благодаря этому она опосредованно способна
влиять на изменение способа жизнедеятельности.
Зададимся
вопросом: кто же такой, профессиональный воспитатель? Есть ли нечто
принципиально отличающее его от обычных людей, которые с большим или меньшим
успехом занимаются воспитанием своих детей в быту? Каждый ли практикующий педагог
выполняет воспитательную миссию? Кто сегодня имеет право сказать: моя профессия
воспитатель?
Для
подлинного воспитателя характерно наличие положительных установок по отношению
к основным сферам приложения его профессиональных усилий (воспитательный
процесс, ситуация воспитания, профессиональные знания, профессиональное поведение).
Такие установки развиваются по мере проникновения в природу воспитательных
явлений и понимания источников их бесконечного многообразия. Чтобы осознать
объективную вариативность форм воспитания, выработанных человечеством,
необходимо прочувствовать разницу между стратегиями: подавления и дистанцирования;
поддержки и сотрудничества,
внутренне отнестись к
созидательному (или
разрушительному) потенциалу каждой из них.
Для
того чтобы профессионально заниматься воспитательной деятельностью, необходимо
настроить себя как особый инструмент, способный оказывать влияние на других
людей. Этот инструмент не должен звучать фальшиво. В первую очередь это касается
психофизиологических, социально-психологических, нравственных характеристик, а
также педагогических способностей.
Как
верно заметил К. Д. Ушинский: «Воспитатель
не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель, и если можно приводить
в исполнение идеи других, то проводить чужие убеждения невозможно» [6, с. 241].
И в
заключение, хотелось бы остановиться на некоторых условиях оценки готовности и
способности педагога вуза к организации и ведению воспитательной деятельности:
1)
гуманистическая личностная ориентация педагога;
2)
способность стать носителем социокультурных и профессиональных ценностей в
жизнедеятельности обучающихся;
3)
осознание своего места и функциональных возможностей как педагога-воспитателя в
определенной социокультурной и образовательной ситуации;
4)
стремление к восприятию и пониманию другого человека;
5)
методологическая, методическая и технологическая оснащенность, соответствующая
современному уровню развития теории и практики воспитания;
6)
наличие внутренних предпосылок к дальнейшему профессионально-личностному росту
(самовоспитанию);
7) наличие профессионально важных качеств личности
педагога-воспитателя: оптимизм, доброта, обязательность, порядочность,
человечность, терпеливость, честность, ответственность, справедливость и др.
Список использованной литературы:
1.
Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония [Текст] /
Ш.А. Амоношвили. – М., 2002. – 312 с.
2.
Корчак, Я. Как любить ребёнка [Текст] / Я.
Корчак. – М., 1990.
– 480 с.
3.
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года / Постановление
Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 [Текст].
– М., 2000.
4.
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.
[Текст]. – М., 1993. – Т.1. – 607 с.
5.
Толстой, Л. Н. Педагогические статьи // Полн. собр. соч.: в 90 т. [Текст] / Л. Н. Толстой. – М., 1993. – Т. 8. – 635
с.
6.
Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. [Текст] / К.
Д. Ушинский. – М., 1974. – Т.1. – 584 с.
Сведения об авторе:
Бандурка Владислав Борисович - Полковник запаса. Кандидат исторических
наук, доцент. Профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Рязанское
гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище. vlad.bandurka@yandex.ru,
8 (4912) 516-922
EDUCATIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY TEACHER
Bandurka V. B.
Abstract. The article is devoted to the
problem of studying the role of a teacher not only as a teacher of a particular
discipline, but also as an educator. The article deals with the basic concepts
of education as a social phenomenon, as a process and as an activity. Some
conditions for assessing the readiness and ability of a University teacher to
organize and conduct educational activities are shown.
Keywords: education, educational process, educational activity, educational work,
educational position, readiness for educational activity.
References:
1. Amonashvili, S. A. Pedagogical
Symphony [Text] / S. A. Amonashvili. – M., 2002. – 312 p.
2. Korchak, Y. How
to love a child [Text] / Y. Korchak. – M., 1990.
– 480 p.
3. National doctrine of education in
the Russian Federation until 2025 / Decree Of the government of the Russian
Federation from 04.10.2000
№ 751 [Text]. – M., 2000.
4. Russian pedagogical encyclopedia:
in 2 vols. [Text]. – M., 1993. – Vol. 1. – 607 p.
5. Tolstoy, L. N.
Pedagogical articles / / Poln. Coll. Op.: in 90 vols. [Text] / L. N. Tolstoy. –
M., 1993. – Vol. 8. – 635 p.
6. Ushinsky, K.D. Elected. ped. op.: in 2 vols. [Text] / K. D. Ushinsky. – M., 1974. –
Vol. 1. – 584 p.