Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Бандурка  Владислав Борисович

профессор кафедры

канд. ист. наук, доцент

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище

Россия, г. Рязань

 

 Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения роли педагога не только как преподавателя конкретной учебной дисциплины, но и как воспитателя. В статье рассматриваются основные понятия воспитания как социального явления, как процесса и как деятельности. Показаны некоторые условия оценки готовности и спо­собности преподавателя вуза к организации и ведению воспитательной деятельности.

  Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитательная работа, воспитательная позиция, готовность к воспитательной деятельности.

 

В отечественной педагогике педагог всегда рассматривался не только в качестве преподавателя учебной дисциплины, но и в качестве воспитателя. Однако именно этот аспект его профессио­нальной позиции всегда вызывал у российской общественности наибольшие нарекания.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Ничто не ис­коренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя, может быть, и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как мно­го страдали от этой небрежности» [6, с. 240].

Прошло больше полутора веков с тех пор, как были написаны эти слова, и сегодня мы вновь читаем в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года: «Воспи­тание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интег­рированной в общий процесс обучения и развития» [3].

Российская педагогическая энциклопедия определяет «воспитание как целенаправленную деятельность, призванную формировать у субъекта систему качеств личности, взглядов и убеждений или в еще более локальном значении – решение какой-либо конкретной воспитатель­ной задачи» [4, с. 172].

Произнося в педагогическом обиходе слово «воспитание», каждый педагог должен иметь в виду, по крайней мере, три разных понятия.

Во-первых, воспитание как социальное явление, во-вторых, воспитание как процесс, в-третьих, воспитание как деятельность. В зависимости от угла рассмотре­ния меняются масштаб, характер объектов и субъектов воспи­тания, природа их взаимодействия.

1) в социальном плане воспита­ние – это специально организованное, целенаправленное вклю­чение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры. Оно осуществляется через систему обще­ственного воспитания, социально-политическая и организацион­но-управленческая  направленность  которой  могут  быть

различ­ными. Педагогическое влияние этой системы рассчитано на поко­ление в целом, на крупные социальные группы населения.

Причем для каждой возрастной группы предусмотрены свои общественные институты социализации. Общественное воспитание как громадная социально-педагогическая система органически включает в качестве подсистем воспитание в семье, дошкольных учрежде­ниях, общественных организациях, школе, армии и др.

2) в масштабе жизнедеятельности отдельного человека можно го­ворить о воспитании как процессе интеграции всех педагогиче­ских влияний, которые, в конечном счете, осуществляет он сам. Человек не творится извне (как статуя из глины), а становится неповторимой индивидуальностью благодаря переработке внешних влияний в соответствии с внутренне присущими ему закономерно­стями развития, а воспитание – это законосообразный процесс переработки внешних воздействий во внутренние отношения.

В течение жизни человек как бы «проходит сквозь строй» разнообразных воспитателей. Родители, воспитатели детского сада, учителя, трудовые коллективы, микрогруппы становятся для него субъектами воспитательного влияния.

3) в рамках воспитательного процесса каждый из педагогов осуществляет конкретные действия, т.е. занимается воспитательной деятельностью. Предметами его педагогического влияния в этом случае становятся личность, дет­ское сообщество, малая социальная группа и др. При этом  дея­тельность  одного  педагога  (воспитателя)  может  охватывать

одно­временно целый ряд воспитанников.

В каждом из перечисленных вариантов в действие вступают раз­личные социально-психологические закономерности и механиз­мы педагогического влияния на человека. Но нас будет интересовать преимущественно деятельностный уровень воспитания, который практики называют воспитательной работой.

4) воспитательная работадеятельность педагога, направлена на организацию воспитания.

Воспитательная деятельность имеет особую природу. Порой складывается впечатление, что она вообще не существует отдель­но, встраиваясь в другие виды активности и педагогические про­цессы. Однако воспитательная деятельность, будучи тесно связана со всеми другими видами деятельности, подчиняясь общим зако­номерностям их построения и развития, от­личается ярко выраженной спецификой.

Если задаться вопросом, когда же возникло воспитание как специфический вид деятельности, выяснится, что, по сути, в истории человечества оно существовало всегда. С того момента, как чело­век выделился в качестве совершенно особой социобиологической сущности, у него возникла потребность в сохранении и пе­редаче этого своего качества подрастающему поколению. Являясь врожденным, стремление воспитывать (научать) детей обретает в пространстве и времени специфические (порой весьма искажен­ные) социокультурные формы.

 «Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно»говорит известный отечественный педагог Ш. А. Амонашвили [1, с. 416].

На заре человеческой истории воспитание и обучение не были обособлены друг от друга. Как специфические виды (функции) педагогической деятельности они разделились позднее. В ходе обучения осуществлялся перевод культурной и цивилизационной информации в индивидуальное знание. Обучение становилось ведущей силой информационно-операционного развития человека, основным результатом которого можно считать присвоение чело­веком культуры значений. Воспитание, обращенное к сфере субъек­тивного, выступало ведущей силой мотивационно-ценностного развития человека. В его круг входило формирование мотивов, идеалов, отношений, самосознания, целей, ценностных ориен­тации личности.

Как точно сказал по этому вопросу великий русский писатель Л. Н. Толстой: «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [5, с. 118].

Человечество в своем развитии устремляется через социальную и культурную сферы от чисто природной животной сущности к духовным высотам. Воспитание направлено на увеличение осо­знанности этого движения, на внутреннее овладение его меха­низмами. С его помощью задается ценностно-смысловая направ­ленность в использовании человеком своих сущностных сил.

Любую педагогическую деятельность, в т.ч. и воспитательную характеризуют следующие составляющие:

- представление о предмете, устанавливающее границы ее при­менения в сфере образования;

- наличие специфических субъектов деятельности, т.е. иници­аторов активности именно данного рода;

- особые деятельностные механизмы (операции), обеспечива­ющие то или иное влияние на человека;

-  специфика результата, который не может быть получен с помощью других видов профессиональной активности.

Что же придает деятельности педагога воспитательное каче­ство? Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде всего это деятельность ду­ховно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духов­ной сфере человеческой жизни.

 «Изменить мир – значит изменить воспитание», сказал великий польский педагог Я. Корчак [2, с. 88].

В духовной деятельности взгляд человека направлен на пробле­мы бытия, существования и сущности. Духовная деятельность не имеет предметного, материализованного результата. Ее продукты специфичны. Это ценности, смыслы, принципы, отношения, чувства, мотивы, идеи, идеалы. Они неосязаемы, но могут восприниматься другими людьми и оказывать на них влияние. Воспитательная де­ятельность связана с преобразованием духовной сферы человека и условий его взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Благодаря этому она опосредованно способна влиять на изменение способа жизнедеятельности.

Зададимся вопросом: кто же такой, профессиональный воспита­тель? Есть ли нечто принципиально отличающее его от обычных людей, которые с большим или меньшим успехом занимаются воспитанием своих детей в быту? Каждый ли практикующий пе­дагог выполняет воспитательную миссию? Кто сегодня имеет право сказать: моя профессия воспитатель?

Для подлинного воспитателя характерно наличие положитель­ных установок по отношению к основным сферам приложения его профессиональных усилий (воспитательный процесс, ситуация вос­питания, профессиональные знания, профессиональное поведе­ние). Такие установки развиваются по мере проникновения в при­роду воспитательных явлений и понимания источников их беско­нечного многообразия. Чтобы осознать объективную вариативность форм воспитания, выработанных человечеством, необходимо прочувствовать разницу между стратегиями: подавления и дистанци­рования;  поддержки  и  сотрудничества,  внутренне  отнестись  к

со­зидательному (или разрушительному) потенциалу каждой из них.

Для того чтобы профессионально заниматься воспитательной деятельностью, необходимо настроить себя как особый инстру­мент, способный оказывать влияние на других людей. Этот инст­румент не должен звучать фальшиво. В первую очередь это касает­ся психофизиологических, социально-психологических, нрав­ственных характеристик, а также педагогических способностей.

Как верно заметил К. Д. Ушинский: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспита­тель, и если можно приводить в исполнение идеи других, то прово­дить чужие убеждения невозможно» [6, с. 241].

И в заключение, хотелось бы остановиться на некоторых условиях оценки готовности и спо­собности педагога вуза к организации и ведению воспитательной деятельности:

1) гуманистическая личностная ориентация педагога;

2) способность стать носителем социокультурных и профессиональных ценностей в жизнедеятельности обучающихся;

3) осознание своего места и функциональных возможностей как педагога-воспитателя в определенной социокультурной и образовательной ситуации;

4) стремление к восприятию и пониманию другого человека;

5) методологическая, методическая и технологическая оснащен­ность, соответствующая современному уровню развития теории и практики воспитания;

6) наличие внутренних предпосылок к дальнейшему профессио­нально-личностному росту (самовоспитанию);

7) наличие профессионально важных качеств личности педагога-воспитателя: оптимизм, доброта, обязательность, порядочность, человечность, терпеливость, честность, ответственность, справедливость и др.

 

Список использованной литературы:

1. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония [Текст] / Ш.А. Амоношвили. – М., 2002. – 312 с.

2. Корчак, Я.  Как  любить  ребёнка  [Текст]  /  Я. Корчак. – М., 1990.

 – 480 с.

3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года / Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 [Текст]. – М., 2000.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст]. – М., 1993. – Т.1. – 607 с.

5. Толстой, Л. Н. Педагогические статьи // Полн. собр. соч.: в 90 т. [Текст] / Л. Н. Толстой. – М., 1993. – Т. 8. – 635 с.

6. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. [Текст] / К. Д. Ушинский. – М., 1974. – Т.1. – 584 с.

Сведения об авторе:

Бандурка Владислав Борисович - Полковник запаса. Кандидат исторических наук, доцент. Профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище.   vlad.bandurka@yandex.ru, 8 (4912) 516-922

 

EDUCATIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY TEACHER

Bandurka V. B.

 

 Abstract.  The article is devoted to the problem of studying the role of a teacher not only as a teacher of a particular discipline, but also as an educator. The article deals with the basic concepts of education as a social phenomenon, as a process and as an activity. Some conditions for assessing the readiness and ability of a University teacher to organize and conduct educational activities are shown.

Keywords: education, educational process, educational activity, educational work, educational position, readiness for educational activity.

 

References:

1. Amonashvili, S. A. Pedagogical Symphony [Text] / S. A. Amonashvili. – M., 2002. – 312 p.

2. Korchak, Y. How to love a child [Text] / Y. Korchak. – M., 1990.

– 480 p.

3. National doctrine of education in the Russian Federation until 2025 / Decree Of the government of the Russian Federation from 04.10.2000  751 [Text]. – M., 2000.

4. Russian pedagogical encyclopedia: in 2 vols. [Text]. – M., 1993. – Vol. 1. – 607 p.

5. Tolstoy, L. N. Pedagogical articles / / Poln. Coll. Op.: in 90 vols. [Text] / L. N. Tolstoy. – M., 1993. – Vol. 8. – 635 p.

6. Ushinsky, K.D. Elected. ped. op.: in 2 vols. [Text] / K. D. Ushinsky. – M., 1974. – Vol. 1. – 584 p.