Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Суворова Онарина Александровна

 студент бакалавр

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное

Учреждение Высшего Образования

«Липецкий Государственный Педагогический  Университет

Имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Россия, г. Липецк

Акулова Кристина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное

Учреждение Высшего Образования

«Липецкий Государственный Педагогический  Университет

Имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

 Россия, г. Липецк

  

Аннотация. Физическое здоровье - один из наиболее важных аспектов, формирующих состояние здоровья человека, свидетельствующий об уровни его жизни. Физическое здоровье как таковое характеризуется уровнем физической подготовленности и активности. Примечательно, что в нашей стране физическое воспитание реализуется в учреждениях, как среднего, так и высшего образования (школы, колледжи, университеты).

Здоровье современного человека связано со спортом, ведь именно занятия спортом позволяют организму противостоять пагубному воздействию множества неблагоприятных фактором окружающего мира: ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка, агрессивные микроорганизмы и т. д. Кроме того, спорт позволяет ликвидировать недостаток движения и активности в течение суток, способствует повышению затрат энергии.

 

Ключевые слова: спортивный маркетинг, школа спортивного бизнеса, массовый спорт, трансферное право, фитнес, диетология, спортивный туризм, физкультурно-оздоровительная сфера.

 

На современном этапе развития рыночных отношений спорт стал важной отраслью экономики многих стран. Спортивный маркетинг - понятие относительно молодое, существует примерно около 30 лет.

Актуальность выбранной проблемы состоит в том, что в нашей стране на сегодняшний день только возрождается школа спортивного бизнеса, маркетинга. Поэтому детальное изучение основ, методов, функций и принципов современного маркетинга в области спорта позволяет разработать определённую концепцию дальнейшего развития и процветания спортивного комплекса на отечественном рынке.

Отметим факт: профессиональные клубы, будь то футбольная или шахматная секция, опираются не только на достижения соревнований, но и на прибыль. Однако сегодня клубы не находятся в стабильном финансовом положении. Это обуславливает актуальность анализа российского спортивного рынка на современном этапе развития экономических отношений.

Цель работы: анализ характерных особенностей маркетинга в сфере спорта.

Задачи работы:

1) раскрыть сущность теоретической базы исследований;

2) рассмотреть основные проблемы и перспективы развития спортивного маркетинга в России.

Методология исследования: изучение научной литературы (учебники, пособия, интернет - ресурсы); а также анализ ситуации, сложившейся на рынке.

1.                Спортивный маркетинг: основные понятия, особенности и задачи.

Спортивный маркетинг - особое явление, представляющее собой поиск возможностей комплексного решения как непосредственных, так и косвенных задач потребителей спорта, компаний, работающих в спортивной сфере, и др. физических лиц и организаций, связанных со спортом, в условиях изменчивой и непредсказуемой среды, характерной для самого понятия "спорт"[1].

Рынок спорта, состоящий из профессионального, оздоровительного, детского и массового рынка, включает в себя следующие сегменты:
- рынок спортивных товаров;
- рынок спортивных услуг;
- рынок спортивных кадров;
- рынок спортивного спонсорства.

Каждый из названных субъектов преследует в бизнесе свои цели: производители товаров для спорта хотят повысить уровень продаж, болельщики - посещать матчи; спортсмены - получать трофеи, спонсоры - зарабатывать на ставках и рекламе.
Объектом спортивного маркетинга в свою очередь является продукт, например: матч, фигуры спорта (тренер, спортсмен), спортивные стадионы, трансляция спортивного события, трансферное и лицензионное право.

В своём обиход маркетинг в сфере спорта использует следующие инструменты:
1. Реклама спортивного события (на щитах, объявление в газете, по радио). 
2. Участие спортсменов в рекламных съёмках.
3. Выпуск продукции с использованием изображений популярных деятелей спорта; выступление спортсмена в одежде, предоставляемой спонсорами.

Не стоит забывать, что спорт привлекает многомиллионную толпу зрителей и болельщиков за счёт своей непредсказуемости, поэтому задача маркетологов состоит в правильной подаче спорта как готового и качественного продукта.

Спортивная деятельность носит преимущественно некоммерческий характер, так как финансируется в основном средствами из государственного бюджета. Спортивный маркетинг решает ряд классических вопросов маркетинга (производственная, ценовая, сбытовая политики)[2] .
На ряду с этими проблемами перед спортивным маркетингом стоит ряд других задач:
1) впечатление болельщиков;
2) впечатление спонсоров клуба;
3) создание новостных лент;
4) контроль над прибылью для спонсоров и впечатлениями зрителей;
5) связь с организациями в сфере культуры и искусства.

Основой массового маркетинга в сфере спорта лежит массовый спорт, объектами которого являются здоровый образ жизни, правильное питание и пр. Массовый спорт включает в себя множество направлений коммерческой деятельности, приносящей немало прибыли, таких как:
- фитнес;
- диетология;
- аэробика;
- культуризм;
- косметология;
- велоспорт;
- спортивный туризм и т. д. 

Таким образом, спортивный маркетинг - своеобразный инструмент, средство развития спорта, который в свою очередь направлен на продажу востребованных рынком товаров и услуг.

2.                Спортивный маркетинг в России: основные проблемы и перспективы развития.

Как было упомянуто раннее, термин "спортивный маркетинг" появился в США и существует уже около 30 лет. В России же этому явление всего лишь 13-15 лет. Но, несмотря на такие краткие сроки развития, по мнению специалистов, маркетинг в физкультурно-оздоровительной сфере имеет ряд существенных проблем:

1)                Демографическая ситуация в мире: " старение нации". Для большинства россиян пожилого возраста существенным фактором остается стоимость посещаемого спортивного мероприятия.

2)                Тип семьи. На сегодняшний день растет число семей, возглавляемых женщинами.

3)                Увеличение свободного времени граждан

4)                Конкуренция. Специалисты считают, что в скором будущем культурный досуг будет цениться больше, чем спортивный, особенно в пожилой среде.

5)                Существенное изменение популярности различных видов спорта.  На сегодняшний день самый популярный вид спорта у российских рекламодателей – футбол, обороты набирают боевые искусства -  дзюдо, айкидо, кикбоксинг, каратэ.

Однако уровень маркетинга в физкультурно – оздоровительной сфере в России значительно отстает от западного. Главная проблема – неосведомленность спортивных организаций об инструментах и возможностях маркетинга, а также отсутствие  грамотных специалистов[3].

В наше время ожидания россиян связаны с надеждами на укрепление объективного феномена современного спорта по всемсуще6ствующим направлениям:

- психологический феномен спорта – спорт опирается на высокую миссию, возможно, наше столетие станет серьезной угрозой этическим нормам и принципам спорта.

- социальный феномен спорта -  не исключено, что индустрия спорта в скором будущем начнет открывать большое количество рабочих мест, и каждый молодой человек сможет найти свое призвание в этой сфере.

- экономический феномен спорта – прибыль может стать единственной категорией измерения спортивного достижения.

- политический феномен спорта – имидж спорта сумеет превысить имидж политической группы или отдельных политических лиц.

«Большой спорт» будет развиваться только через мировое глобальное развитие, который имеет свои опасности и угрозы. Но при любых обстоятельствах  концепция развития «Большого спорта» будет направлена на глобализацию спорта под контролем нынешних «центров силы» в мировом спорте, международных ассоциаций и профессиональных организаций. В будущем они станут многонациональными спортивными корпорациями.

Такая обстановка неизбежно повлечет дальнейшую стандартизацию программ маркетинга во многих странах мира.

Тенденция роста предлагаемых спортивных услуг и товаров для потребителей будет определять и жизненный стиль каждого человека. Наверное, справедливо предположить, что человек в XXI веке будет дружить со своим личным тренером. Не исключено, что именно в нашем столетии спорт и физкультурно – оздоровительная деятельность станут всенародными.

Таким образом, маркетинг в спорте - это рыночная деятельность, поэтому можно предусмотреть определённые перспективы и тенденции развития финансовых возможностей спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.

Список использованной литературы:

1.                Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты / М. Томич. - М.: Поиск, 2002. - 160 с.

2.                Менеджмент и экономика физической культуры и спорта / И.И. Переверзин, М.Е. Кутепов, ДЛ. Завадская и др. - М.: Поиск, 2011. - С. 308.

3.                Экономика физической культуры и спорта / Под общ. ред. Шитовой Н.А. - М. : Просвещение, 2009. - С. 173

 

SPORTS MARKETING: CONCEPT AND CHARACTERISTICS

Suvorova O. A.

Akulova K.Yu.

 

Abstract. Physical health is one of the most important aspects that shape a person's health, indicating the level of his life. Physical health as such is characterized by a level of physical fitness and activity. It is noteworthy that in our country physical education is implemented in institutions, both secondary and higher education (schools, colleges, universities). The health of modern man related to sports, because sports help the body to resist the harmful effects of many adverse factor of the world: deteriorating with each passing day, environmental conditions, aggressive microorganisms, etc. in addition, the sport allows you to eliminate the lack of movement and activity during the day, contributes to the cost of energy.

Keywords: sports marketing, school of sports business, mass sports, transfer law, fitness, dietetics, sports tourism, sports and recreation sphere.