Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВА

 

Акулова Крестина Юрьевна
кандидат педагогических наук

доцент кафедры спортивных дисциплин,
Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского,
Россия, г.Липецк

Долгошеева Анна Олеговна

Студент
Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского,
Россия, г.Липецк

 

Аннотация. В статье проводится глубокий анализ физической культуры и спорта как социальных феноменов общества

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, спорт.

 

Российское гражданское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой системы экономики и устойчивой демократии [4].

Для понятия «здоровый образ жизни», который объединяет все сферы жизни личности, коллектива, социальной группы, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Физическая культура, являясь одной из сторон общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, в учебе, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о качественном развитии физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих большой простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей [4].

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата личности и различных групп, снижению травматизма, заболеваемости [4].

Самым главным в рассматриваемой сфере является понятие физической культуры. Существуют десятки определений этого понятия, многие из которых существенно отличаются друг от друга. Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с понятием «культура». Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; она познает культуру, находящуюся в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры   последующих    поколений    [1].

К явлениям физической культуры (как элемента общей культуры) относятся те способы, виды и результаты человеческой деятельности, которые направлены на преобразование человеком своей природы. Это та часть общей культуры, воздействующая непосредственно не на предметы внешней природы, а на самого человека, являющегося частью этой природы, на его качества, возможности, способности [1].

Физическую культуру следует рассматривать как совокупность органически связанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции, к таким частям относятся следующие: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Каждое из этих явлений обозначает социальный институт.

Физическое воспитание отражает объективную необходимость общества в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений и практической жизнедеятельности людей. Оно является необходимой предпосылкой для занятий спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя ценностную ориентацию, организованность, целенаправленность в деятельности человека.

Другой компонент физической культуры – спорт, его развитие определяется следующими причинами: потребностями общества в специфической области воспитательной и игровой деятельности, необходимостью иметь также такую область деятельности, в которой человек мог бы проявить свои физические способности на предельных уровнях.

Спорт рассматривается как составной элемент физической культуры, средство физического воспитания и предусматривает соревновательную деятельность, а также подготовку к ней.

Спорт отличается от физической культуры тем, что в нем имеется обязательный соревновательный компонент; если физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, то спорт дает возможность полностью раскрыть эти навыки.

Физическая культура способна при правильном научно обоснованном подходе соединять общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое здоровье, целенаправленно, естественным путем повышать жизнеспособность систем и функций организма человека.

Таким образом, становится ясно, что физическая культура – сложное и многофункциональное явление. Физическое воспитание, физическая подготовка и физическое развитие названы в п. 26 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. основных средств физической культуры, однако определения в данной статье закона даны только двум из представленных ключевых понятий:

·         физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [5, п.25 ст.2];

·         физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социальнодемографических характеристик [5, п.27 ст.2]

Физическое воспитание отражает большую необходимость общества в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений и жизнедеятельности людей. Оно является необходимой предпосылкой для занятий спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя ценностную ориентацию, организованность, целенаправленность в деятельности человека.

 Список использованной литературы:

1.                 Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.

2.                 Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности // Теория и практика физической культуры. 2009. №5.

3.                 Орлова Е.В. Спорт как объект правового регулирования в России // Спорт: экономика, право, управление. 2006. №3.

4.                 Твой олимпийский учебник: учеб.пособие для учреждений образования России. 19-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и др. М.: Физкультура и спорт, 2008.

5.                 Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ

 

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS SOCIAL SOCIETY PHENOMENONS

Akulova K. Yu.

Dolgosheeva A. O.

 

Abstract. The article provides a deep analysis of physical culture and sports as social phenomena of society.

Keywords: physical culture, physical education, physical preparation, physical development, sport.