ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ
ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВА
Акулова Крестина Юрьевна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры спортивных дисциплин,
Липецкий государственный педагогический университет
им. П. П. Семенова-Тян-Шанского,
Россия, г.Липецк
Долгошеева Анна Олеговна
Студент
Липецкий государственный педагогический университет
им. П. П. Семенова-Тян-Шанского,
Россия, г.Липецк
Аннотация.
В статье проводится глубокий анализ физической культуры и спорта как социальных
феноменов общества
Ключевые
слова: физическая культура, физическое воспитание,
физическая подготовка, физическое развитие, спорт.
Российское
гражданское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях
которого социально-экономические и политические преобразования направлены на
утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой системы
экономики и устойчивой демократии [4].
Для
понятия «здоровый образ жизни», который объединяет все сферы жизни личности,
коллектива, социальной группы, наиболее актуальной и универсальной составляющей
является физическая культура и спорт. Физическая культура, являясь одной из
сторон общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом
определяет поведение человека в быту, в общении, в учебе, способствует решению
социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о
качественном развитии физической культуры и спорта – важнейшая составляющая
социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь
гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих большой простор для
выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей [4].
В
физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее форм максимально
сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует
долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического
климата личности и различных групп, снижению травматизма, заболеваемости [4].
Самым
главным в рассматриваемой сфере является понятие физической культуры. Существуют
десятки определений этого понятия, многие из которых существенно отличаются
друг от друга. Для более глубокого и правильного представления о содержании
этого понятия его целесообразно сравнить с понятием «культура». Культура
представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; она
познает культуру, находящуюся в духовных и материальных ценностях, действует в
социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности,
необходимые для развития культуры
последующих поколений [1].
К
явлениям физической культуры (как элемента общей культуры) относятся те
способы, виды и результаты человеческой деятельности, которые направлены на
преобразование человеком своей природы. Это та часть общей культуры, воздействующая
непосредственно не на предметы внешней природы, а на самого человека,
являющегося частью этой природы, на его качества, возможности, способности [1].
Физическую
культуру следует рассматривать как совокупность органически связанных частей,
каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции, к таким частям относятся
следующие: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная
реабилитация. Каждое из этих явлений обозначает социальный институт.
Физическое
воспитание отражает объективную необходимость общества в планомерной,
систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих поколений
и практической жизнедеятельности людей. Оно является необходимой предпосылкой
для занятий спортом и непременным условием формирования физической культуры
личности, которая включает в себя ценностную ориентацию, организованность,
целенаправленность в деятельности человека.
Другой
компонент физической культуры – спорт, его развитие определяется следующими
причинами: потребностями общества в специфической области воспитательной и
игровой деятельности, необходимостью иметь также такую область деятельности, в
которой человек мог бы проявить свои физические способности на предельных
уровнях.
Спорт
рассматривается как составной элемент физической культуры, средство физического
воспитания и предусматривает соревновательную деятельность, а также подготовку
к ней.
Спорт
отличается от физической культуры тем, что в нем имеется обязательный
соревновательный компонент; если физическое воспитание создает начальную базу
для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, то
спорт дает возможность полностью раскрыть эти навыки.
Физическая
культура способна при правильном научно обоснованном подходе соединять
общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое
здоровье, целенаправленно, естественным путем повышать жизнеспособность систем
и функций организма человека.
Таким
образом, становится ясно, что физическая культура – сложное и
многофункциональное явление. Физическое воспитание, физическая подготовка и
физическое развитие названы в п. 26 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря
2007 г. основных средств физической культуры, однако определения в данной
статье закона даны только двум из представленных ключевых понятий:
·
физическое воспитание – процесс,
направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека,
приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях
формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким
уровнем физической культуры [5, п.25 ст.2];
·
физическая подготовка – процесс,
направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков
и умений) человека с учетом вида его деятельности и социальнодемографических
характеристик [5, п.27 ст.2]
Физическое воспитание отражает большую необходимость общества
в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающих
поколений и жизнедеятельности людей. Оно является необходимой предпосылкой для
занятий спортом и непременным условием формирования физической культуры
личности, которая включает в себя ценностную ориентацию, организованность,
целенаправленность в деятельности человека.
Список использованной литературы:
1.
Алексеев С.В. Спортивное право России.
Правовые основы физической культуры и спорта. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,
2005.
2.
Оплетин А.А. Потенциальные возможности
физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности //
Теория и практика физической культуры. 2009. №5.
3.
Орлова Е.В. Спорт как объект правового
регулирования в России // Спорт: экономика, право, управление. 2006. №3.
4.
Твой олимпийский учебник: учеб.пособие для
учреждений образования России. 19-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и
др. М.: Физкультура и спорт, 2008.
5.
Федеральный закон "О
физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N
329-ФЗ
PHYSICAL
CULTURE AND SPORT AS SOCIAL SOCIETY PHENOMENONS
Akulova K. Yu.
Dolgosheeva A. O.
Abstract.
The article
provides a deep analysis of physical culture and sports as social phenomena of
society.
Keywords: physical culture, physical education,
physical preparation, physical development, sport.