Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


КОЛИЗЕЙ

Юшина Софья Павловна

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Аннотация. В данной статье рассматривается конструктивные и архитектурные особенности памятника Древнего Рима амфитеатра Флавиев.

Ключевые слова: архитектура, Рим, античность, амфитеатр.

 

Колизей стоит сегодня как символ власти, гения и жестокости Римской империи. Он всемирно известен как Амфитеатр Флавиев, названный в честь династии императоров, которые руководили его строительством. Более 100 000 рабов были наняты, чтобы закончить строительство Колизея как можно скорее. Структура занимает площадь в 6 акров (189 метров в длину и около 156 метров в ширину), окруженную внешней окружностью 545 метров. Внешний фасад возвышается на 48 метров над землей, что эквивалентно 12-этажному зданию. Из-за землетрясения и пожара Колизей подвергся ремонту до 6-го века. Однако после 6-го века Колизей находился в плохом состоянии, им пренебрегали и использовали в качестве карьера в течение сотен лет [1]. Некоторые из внешних арок и большая часть внутренней конструкции Колизея (рис.1) сегодня остаются нетронутыми.

Картинки по запросу амфитеатр флавиев

Рис. 1 – Колизей.

Колизей имеет эллиптическую форму, что позволяет посетителям иметь хороший обзор практически из любого места. Он может вместить более пятидесяти тысяч зрителей, с лучшим обзором, доступным вдоль малой оси. Именно здесь сидел император и его семья. Немного позади него сидели сенат, конные классы и, наконец, женщины и рабы на деревянных сиденьях. Места для сидения были назначены заранее, о чем свидетельствуют отметки на камнях, обозначающие класс людей, которые могут там сидеть. Сиденья на каждом уровне Колизея также выступали в качестве архитектурных опор для уровня выше.

Еще одним преимуществом для высших классов была возможность быстрее входить и выходить из стадиона. Несмотря на меньшее количество номеров, выходы для высшего класса были больше и более комфортны. Дизайн Колизея продемонстрировал эффективный контроль толпы низших классов. На нижней аркаде было предусмотрена система vomitoria (от лат. vomere «извергать») из 80-ти арок: 76 из них функционировали как общие входы и выходы, а остальные были зарезервированы для императора, сената и гладиаторов. В Колизее можно запросто выявить греческое влияние. На первом этаже есть дорические или, возможно, тосканские колонны между арками, на втором этаже ‒ ионические колонны, а на третьем - коринфские колонны.

Колизей в основном состоял из бетона с травертиновым или мраморным покрытием снаружи. Некоторые из бетонных блоков весили более 300 тонн. Изобретение бетонных и сводчатых арок сделало возможным строительство такой массивной конструкции за короткий промежуток времени. Внешний фасад был построен с использованием 100 000 кубических метров травертинового известняка. Сильная, но легкая вулканическая порода Туфо использовалась в бетоне и внутренних стенах. Это обеспечило конструкции чрезмерную прочность без значительного увеличения веса. Кирпичи также использовались во внутренних стенах и арках.

В верхней части Колизея были розетки для 240 деревянных балок для поддержки тента (рис.2). Моряки имперского флота, у которых часто не было никакой другой работы, были размещены поблизости, чтобы они могли перемещать тент, чтобы защитить зрителей от солнца. В амфитеатре находился Велариум ‒ убирающийся выступ, чтобы защитить зрителей от солнца и дождя. Велариум состоял из холста и сетки и покрывал более двух третей строения. Внешняя верхняя часть здания была покрыта позолоченным бронзовым щитом.

Картинки по запросу велариум

Рис. 2 – велариум над Колизеем.

Амфитеатр эллиптической формы имеет арену с 36-ю дверьми-ловушками и двумя подземными уровнями (рис.3). Арена состояла из деревянного пола, покрытого песок, который часто нарочно окрашивался людьми в красный цвет, чтобы скрыть пролитую кровь.

Картинки по запросу амфитеатр флавиев

Рис. 3 – подземные уровни Колизея.

Второй сын Веспасиана, Император Домициан, улучшил дизайн и добавил Гипогей. Хорошо спроектированная техника была установлена, чтобы ввести гладиаторов и диких животных на арену. 36 люков использовались для впечатляющего и внезапного проникновения на арену животных, гладиаторов и декораций [2]. В этом двухэтажном подземном лабиринте были установлены, приводимые в действие человеком, подъемные устройства под названием Hegmata, которые использовалось для подъема на арену. Гипогей был заполнен животными, рабами, гладиаторами, которые работали, чтобы сделать шоу более эффектным.

Арена имела Врата Жизни и Врата Смерти, для выхода победившего и убитого гладиаторов соответственно. Есть также свидетельство о наличии в то время гидравлического механизма, чтобы затопить арену для устройства морских сражений.

Колизей был не только хорошо спроектирован для великолепных и эффектных выступлений, но и имел «современное» общественное удобство. Он включал сотни фонтанов, чтобы утолить жажду зрителей. Трубы были проложены в стенах, чтобы облегчить подачу воды. Гипогей имел канализационную и дренажную систему, которая собирала отходы утилизации с арены и общественных туалетов и доставляла их в главную канализацию, которая окружала Колизей. Для общественных туалетов были предусмотрены закрытые места. Система водоснабжения и канализации была очень эффективной и отличалась великолепными архитектурными навыками и планированием римских инженеров.

Это самый посещаемый архитектурный объект в Италии и одна из главных туристических достопримечательностей в мире. Около 4 миллионов человек посещают этот великолепный памятник каждый год.

Сегодняшние стадионы очень напоминают архитектуру и функции Колизея. Колизей был назван в честь императоров Флавиев, которые руководили его строительством так же, как сегодняшние стадионы названы в честь крупных корпораций или бизнес-магнатов. Зрителей разделили по социальному классу, подобно тому, как сегодня существуют роскошные боксы и сиденья у двора для высших классов и «места с носовой кровью» для низших.

Колизей представляет власть, блеск и жестокость Римской империи. Огромный размер Колизея, его архитектурный дизайн и его функции по-прежнему впечатляют людей и сегодня. Именно это сделало Колизей центром Рима и важным этапом в человеческих достижениях.

Список использованной литературы:

1.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.

2.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.

 

COLISEUM

Yushina S.P.

Student

Tula State University,

Russia, Tula

Abstract. This article discusses the design and architectural features of the monument of Ancient Rome of the Flavian Amphitheater.

Keywords: architecture, Rome, antiquity, amphitheater.

 

 References:

1.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.

2.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.