Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ ДВОРЕЦ И ШАТО ДЕ МЕЗОН

Любин  Никита Сергеевич

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Аннотация. В данной статье рассматривается принятое во Франции понятие загородного усадебного дома высшей аристократии и дворянства. На нескольких ярких примерах показаны основные архитектурные особенности таких построек.

Ключевые слова: архитектура, шато, дворец, замок.

 

1.     Шато

Французы используют слово «шато» для обозначения основного типа здания - загородного дома. Как и в случае итальянской виллы, загородная резиденция обеспечивала необходимую передышку от городского стресса в обстановке, которая делала жизнь более здоровой и приятной. Большой участок земли обычно давал дворянский титул и определенные феодальные права. Таким образом, владение загородным поместьем указывало не только на богатство, но и на образ жизни, связанный с теми, кто был на вершине социальной лестницы. Восходящие представители среднего класса, финансисты или торговцы с неисчислимыми богатствами, приобретали земельную собственность для получения титула.

Истоки барочного замка лежат в средневековом укрепленном замке или замке-крепости, неправильный план которого обычно следует контурам естественного ландшафта. Стены, ограждающие двор, имели по краям круглые или квадратные башни, форма которых облегчала оборону. По периметру имелся ров, который мог быть сухим или заполненным водой. На протяжении всего шестнадцатого века французские архитекторы стремились привнести в дизайн замка ощущение симметрии и правильного использования ордерной системы, также они с удовольствием применяли излишнее украшение фасадов, вдохновляясь постройками итальянских архитекторов.

2.     Люксембургский дворец

Саломон де Бросс – ключевая фигура в первом поколении архитекторов семнадцатого века из знаменитой семьи строителей. Де Бросс отклонил очень декоративный стиль предыдущего поколения и стремился подчеркнуть простоту и монументальность [1]. Его Люксембургский дворец представляет блестящий пример давней традиции - тип замка, в котором использовались крылья, окружающие двор (рис. 1). Де Бросс стремился уравновесить французские и итальянские элементы. Репутация этого здания частично зависит и от славы покровителя Марии де Медичи, жены Генриха IV и дочери Франческо I, великого князя Тосканы. После смерти Анри в 1610 году, Мария приобрела земли в Париже на южной стороне Сены, чтобы построить резиденцию. Люксембургский дворец является «villa suburbana» – старое римское обозначение для загородного дома, расположенного на окраине города.

Рис. 1 - Люксембургский дворец.

Мария хотела иметь что-то итальянское в дизайне своей новой резиденции. Вдохновленный архитектурой Палаццо Питти Барталомео Амманнати, Де Бросс использовал рустики на фасадах Люксембургского дворца, а также сделал низкую линию крыши и отказался от слуховых окон. Несмотря на это, де Бросс создал структуру, расположение которой строго соответствует правилам французского замка. Вокруг прямоугольного двора он расположил крылья следующим образом: впереди – впечатляющий вход с куполом; по бокам крылья с галереями; и позади основная часть здания. Для верхней правой галерее, которая приводит в ее личные покои, Мария заказала цикл картин Рубенса, представляющих главные события из ее жизни, для левой галереи был заказан цикл картин, посвященных Генриху IV, который так и не был завершен.

3.     Шато де Мезон

К середине века к западу от Парижа на берегах Сены появился второй крупный пример дизайна загородного дома: замок в Мезон-Лаффите (рис. 2). Дизайн типичен для стремления Франсуа Мансара к совершенству, которое часто расстраивало клиентов [2]. Можно сказать, что он был равным Пуссену в области архитектуры: оба создавали произведения, предназначенные для искушенной, образованной аудитории.

Рис. 2 – Шато де Мезон.

Покровителем был чрезвычайно богатый Рене де Лонгей, член дворянской мантии (дворяне, чей статус происходил из высоких государственных должностей), чья семья долгое время служила в парижском парламенте. Поработав на корону в 1640-х годах, он поднялся на должность министра финансов до Людовика XIV в 1650-1651 и был назначен маркизом в 1658 году. Воспользовавшись тем, что здание расположено рядом с лесом, местом королевской резиденции, Лонгей начал строительство нового замка, где он мог принять короля.

Признанный современниками как исключительный шедевр, Шато де Мезон представляет идеал вкуса, элегантности и роскоши, в котором сочетаются как французские, так и итальянские элементы. Мансар задумал замок как отдельно стоящий двухэтажный блок, таким образом увеличивая его итальянский характер. Архитектор отказался от окружающих внутренний двор крыльев. Тем не менее, Мансар тонко намекал на тип замка с крыльями через несколько вещей: выступающие наружу из здания боковые павильоны, окружающие двор приподнятые террасы и сухой ров.

С высокими шиферными крышами, слуховыми окнами и торчащими трубами здание выглядит безошибочно французским. При этом Мансар сумел подчинил все элементы принципам классического дизайна. Это особенно очевидно в отношении фронтона, который отмечает вход. Умение Мансара манипулировать классическими орденами проявляется и в парных пилястрах, которые подчеркивают ниши с обеих сторон. Трехсторонние разделения и классические мотивы на фасаде двора повторяются на боковых фасадах здания и на фасаде сада, так что во всем экстерьере ощущается разнообразие. Несмотря на то, что вид крыши с его круто скошенным усеченным профилем, представленный в этом здании, не был изобретен Мансаром, впоследствии он был назван мансардной крышей в честь имени архитектора.

 

Список использованной литературы:

1.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.

2.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.

 LUXEMBOURG PALACE AND CHATO DE MESON

Liubin N.S.

Student

Tula State University

Russia, Tula

Abstract. This article discusses the concept of a suburban manor house of the highest aristocracy and nobility adopted in France. A few striking examples show the main architectural features of such buildings.

Keywords: architecture, chateau, palace, castle.

 References:

1.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.

2.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.