Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


РИМСКИЙ УРБАНИЗМ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ VII

Доможирова Елена Алексеевна

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Аннотация. В данной статье говорится об изменениях в городской среде и архитектуре, которые произошли при папстве Александра VII.

Ключевые слова: архитектура, урбанизм, античность.

Фабио Киджи (рис. 1) родился в престижной сиенской семье и был побочным потомком Агостино Киджи, богатого банкира, который построил виллу Фарнезину в Риме и был одним из ведущих покровителей Рафаэля. Будущий папа получил степень по философии, праву и теологии в университете Сиены и проявлял интерес к литературе. Фабио окружил себя писателями и историками, опубликовав том латинских стихов в 1656 году. Его раннее служение в Церкви включало в себя должности вице-легата Феррары, папского посла в Кельне и государственного секретаря Иннокентия X, который сделал его кардиналом. После избрания в папство он выбрал имя Александр в честь более раннего сиенского папы, но аналогия с одним из великих правителей и строителей древних городов – Александром Македонским оказалась бы уместней. Сначала Александр отказался от системы папского кумовства, даже запретив своим родственникам въезд в Рим, но в течение года он уступил, и в конечном итоге семья помогала в управлении, позволив ему сосредоточиться на гуманистических начинаниях.

Рис. 1 – портрет Александра.

Примечательно, что Александр решил не жить в папском дворце в Ватикане, и при этом он не построил новый семейный дворец в городе. Александр занимал папскую резиденцию на Квиринальском холме, в Квиринальском дворце, где установил папскую квартиру и добавил длинное крыло для размещения своей семьи [1]. Это имело свое преимущество – дворец находился прямо в центре города. Именно благодаря этому Александр задумал множество новых городские проектов, которые оставили свой отпечаток на городе. Подобно Сиксту, Александр способствовал оживлению столицы, добавляя новые и расширяя старые проспект. Его усилия были в основном сосредоточены в излучине Тибра, где он расширял и выравнивал улицы (в частности, на Корсо) и модернизировал просторные площади, такие как Пьяцца дель Пополо. В своем дневнике он назвал такие пространства «teatri», усиливая аналогию с театром. В отличие от Сикста, Александр был предан сохранению древностей, осознавая их символическую ценность для образа Рима не только как города паломничества, но и как культурной столицы, привлекающей туристов в эпоху, когда папские государства теряли свое прежнее политическое влияние. Воспринимая Рим под видом других столиц поздней античности, таких как восточная столица Константина Великого, Константинополь, Александр надеялся расширить притязания Вечного города на всеобщее величие.

В рамках усилий по созданию визуального образа Александрийского Рима, который был известен по всей Европе, папа способствовал созданию гравюр, показывающих виды современного города с акцентом на его вклад в городское планирование. Предлагая особые авторские права римскому издателю Джованни Джакомо де Росси, Александр поддержал создание двухтомного набора из 48 офортов под названием «Il nuovo teatro delle fabriche et edificii». На таких изображениях, как «Пьяцца» и «церковь Санта-Мария-делла-Паче», изображены строения, построенные папой Александром VII. Гравер Джованни Баттиста Фальда сосредоточил внимание не только на крупных зданиях, таких как церкви и дворцы, но и на более широком контексте самого города, с его улицами и площадями. Примечательно, что подписи под рисунками обращают внимание на ответственность Александра за далеко идущие изменения в городской структуре [2].

Рис. 2 – один из офортов Джованни Баттиста Фальда.

Александр VII осуществил планы преобразовать грандиозную площадь перед собором Святого Петра. Когда в 1506 году папа Юлий II инициировал схему для новой церкви, заменяющей почтенную, но обветшавшую константинскую базилику начала четвертого века, его архитектор Браманте предложил структуру центрального плана и установил размер куполообразного перехода, инициировав строительство. В то время как старые и новые части оставались на своих местах, последующие папы и архитекторы находились в противоречии относительно того, завершить ли строительство вокруг центральной оси или добавить продольный неф. Сомнения были до папства Павла V, он окончательно утвердил латинский крестовый план, принятый по функциональным соображениям - для приспособления к процессуальным ритуалам и особым богослужениям, чтобы дать сфокусированный взгляд на главный алтарь и для обеспечения вспомогательных пространств. Снося оставшийся неф и фасад старого собора Святого Петра, архитектор Карло Мадерно добавил к восточному краю неф из трех больших пролетов и нартекса. Уроженец Каполаго на озере Лугано, Мадерно отправился в Рим, чтобы работать на своего дядю, Доменико Фонтана, и был назначен архитектором собора Святого Петра в 1603 году. В 1612 году папа поручил сделать пролеты для фасада базилики, предназначенные для поддержки колокольни, но ни предложенные Мадерно башни, ни частично построенные Бернини не были завершены из-за слабых фундаментов.

 

Список использованной литературы:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.

2.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.

 

 

 

ROMAN ERBANISM UNDER ALEXANDER VII

Domozhirova E.A.

Student

Tula State University

Russia, Tula

Abstract. This article talks about the changes in the urban environment and architecture that occurred during the papacy of Alexander VII.

Keywords: architecture, urbanism, antiquity.

 

 References:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.

2.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.