Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ИСПАНИИ XVI-XVII ВЕКА

Винидиктова Марина Евгеньевна

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Аннотация. В статье анализируются некоторые значимые примеры архитектуры Испании XVI - XVII века. Рассмотренные примеры показывают в испанской архитектуре борьбу зарождающихся тенденций с традициями прошлых столетий.

Ключевые слова: архитектура, Испания, ордер, барокко.

 

В рамках усилий по превращению провинциального Мадрида в столицу в стиле барокко с регулярными фасадами зданий и широкими прямыми улицами Филипп II в 1583 году основал площадь Пласа-Майор (рис. 1) в качестве центрального рынка, на территории которой иногда устраивались корриды, придворные спектакли, турниры и религиозные игры. На начальном этапе строительства самым значительным зданием был Каса-де-ла-Панадерия, общественный хлебный рынок в северной части с королевской смотровой галереей на втором этаже. Итальянский римский арочный ордер на нижнем этаже и фламандские башни сверху - мотивы, знакомые по величайшему строительному проекту Филиппа - Эскориалу, вместе с королевским гербом на центральном карнизе создали знаковую картину. По возвращении из Вальядолида в Мадрид в 1606 году Филипп III поручил своему придворному архитектору Хуану Гомесу де Мора перестроить оставшийся периметр в виде правильного прямоугольника, чтобы привести все в соответствие с другими европейскими общественными площадями, такими как площадь Анри IV Пале-Рояль в Париже. В контексте более ранней испанской архитектуры наиболее ярким аспектом Пласа-Майор был ее упорядоченный план, окруженный единообразными фасадами и символизирующий стабильность и мир, которые стали возможными благодаря монарху не только в Мадриде, но и во всей Испании. Сегодня площадь соперничает с площадью Пуэрта-дель-Соль за право именоваться главной площадью испанской столицы, но в отличие от демократичной Пуэрта-дель-Соль, Пласа-Майор - статусная площадь, «пуп Испании», как сказал Лопе де Вега.

Рис. 1 - Пласа-Майор.

Энергия Тридентской Церкви в Испании была наглядно продемонстрирована в обширной программе строительства по всему полуострову. В частности, два ордена, иезуиты и кармелиты, которые обучали архитекторов в своих рядах и были знакомы с инструкциями св. Карло Борромео по дизайну базилик, построили многочисленные монастыри и церкви [1]. Степень контроля, к которой стремилась иезуитская бюрократия в Риме, заключалось в том, что она настаивала на утверждении планов до начала строительства, а также на назначении «смотрителей», которые должны были много путешествовать с целью проверки незавершенных работ.

Собор Сан Исидро возводился в стиле барокко по заказу ордена иезуитов, который был основан баском Игнатием Лойолой, с 1622 по 1664 год. Изначально строительством руководил известный архитектор Педро Санчес, а спустя 11 лет, с 1633 года, работы были продолжены под руководством Франсиско Баутиста. За 13 лет до окончания работ, в 1651 году собор был освящен. Централизованный продольный план, отделение нефа от боковых часовен и выступающий высокий алтарь соответствуют иезуитскому акценту на проповеди. Основное отличие заключается в обогащении поверхностей стен утопленными панелями. В церкви также представлен самый ранний пример купола, построенного из дерева, кирпича и штукатурки. Такие материалы облегчают вес купола и время его возведения в сравнении с каменный купол.

Альтернативная идиома возникла из испанского стиля начала шестнадцатого века, названного Plateresque (подобный серебру) из-за его филигранной поверхности. В течение длительного периода, с 1667 по 1749 год, ряд архитекторов сделали классическую отделку для романского собора Святого Иакова (рис. 2), места паломничества, в котором хранятся мощи святого покровителя Испании Иакова Зеведеева. Последней частью строительства был фасад, главным архитектором которого был Фернандо Касас де Нувоа. Поднимаясь из основания, образованного изящной лестницей, классические ордены создают подобие высокой брони, поднимающейся через несколько уровней [2]. В непрерывной вертикали и наложении рельефного орнамента узнаются признаки поздней готики.

Рис. 2 - собор Святого Иакова.

В Золотом веке в Испании многие старые церкви получили новый фасад или наложение классического орнамента, а некоторые архитекторы работали в духе строгого итальянского классицизма, для которого высшей моделью был дворец-монастырь Эскориал, расположенный за пределами Мадрида.

Список использованной литературы:

1.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.

2.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.

 

FEATURES OF THE ARCHITECTURE OF SPAIN XVI-XVII CENTURY

Vinidiktova M.E.

Student

Tula State University

Russia, Tula

Abstract. The article analyzes some significant examples of architecture of Spain of the XVI - XVII century. The examples examined show in Spanish architecture the struggle of incipient trends with the traditions of past centuries.

Keywords: architecture, Spain, order, baroque.

 

 References:

1.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.

2.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.