Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


УДК 7.08

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРАВОСЛАВИЕМ

Акулова Крестина Юрьевна

Доцент кафедры спортивных дисциплин,

Кандидат педагогических наук,

ФГБОУ «Липецкий государственный педагогический университет 

имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Россия, г. Липецк

Латышева Анна Сергеевна 

студентка 

ФГБОУ «Липецкий государственный 

педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Россия, г. Липецк

         Аннотация. В настоящее время для православного, церковного человека довольно актуален вопрос: «Нужна ли ему культура тела?». В данной статье рассматриваются главные аспекты изучаемого вопроса, приводятся цитаты учителей Церкви и православных врачей.

К сожалению, в сознании православного человека закрепился однобокий подход к данной проблеме. Считается, что занятия физической культурой влияют только на развитие двигательных способностей человека. И ошибочно полагается, что это часто способствует развитию различных греховных наклонностей, например, тщеславия.

Но также, следует подчеркнуть и то, что физический труд способен занимать важное место в формировании нашей личности, а также способствовать преодолению греховности. Христианину всегда нужно иметь баланс во всем, быть реалистом и идти «срединным путем».

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, труд, православие, грех, пороки, церковь, спорт.

Введение. По мнению Церкви, основой здоровья является здравие, прежде всего, души [2]. А оно, в свою очередь выражается в правильном образе жизни.

Презрительное отношение человека к своему здоровью ведет к тому, что он сам способствует укорачиванию своей жизни. Также хотелось бы отметить такие пороки, как курение, пьянство, употребление наркотиков а так же блуд, которые, своей по сути являются медленным самоубийством [2].

Важно с уважением относиться к своему здоровью и не только в связи с христианским мировоззрением. А это предполагает нормальный образ жизни. С апостольских времен Церковь предлагает «царский путь», или «золотую середину». Этот подход основан на духовной сосредоточенности и рассудительности человека, чтобы избегать крайностей. Книга Бытие говорит нам о заповеди труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие 3:19) [4]. Фактически нам это заповедано Господом для поддержания здоровья.

Нашим общим призванием и задачей является бережное отношение к физическому, нравственному и духовному здоровью нации. Важно понимать, что Церковь в одиночку с этим не справится, в связи с тем, что наше время много людей, не охваченных ее проповедью.

Святейший Патриарх Алексий неоднократно воодушевлял российских спортсменов, а так же благодарил их и поздравлял с достигнутыми успехами. Кстати слово «подвиг», которое прочно вошло в православную жизнь, согласно Священному Писанию Нового Завета, сначала относилось, прежде всего, к достижениям в спорте.

Следует сказать, что у спорта есть свои отрицательные стороны, а так же явные или скрытые опасности.

Люди полностью отдают свои силы борьбе за достижения в области спорта. Результатом является искалеченная жизнь. Люди калечат себя не только физически, но и нравственно. Происходит нарушение того самого принципа гармонии, который воспевался у античных атлетов. Особенно сильно нарушение гармонии происходит в тяжелой атлетике, а так же в различных единоборствах. Не намного лучше обстоят дела в большинстве видов современного профессионального спорта.

Следует отметить другой грех, актуальный для современного спорта. Это стяжательство.

Нельзя забывать и про гордость, тщеславие и честолюбие, которые сопровождали спортсменов во все времена. Православие говорит, что бороться с этими грехами непросто, но, тем не менее, необходимо.

И напоследок, хочется упомянуть современное уродливое явление, которое неразрывно связанно с профессиональным спортом. Это бесчинство болельщиков. Так же встречается это и у самих спортсменов.

Святые отцы о физкультуре. В творениях святых отцов есть много рекомендаций для христиан, которые занимаются физкультурой. Например, Климент Александрийский в произведении «Педагог» говорил: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего» [1].

Святой Феофан Затворник говорил про лечебную физкультуру и ее оздоровительное значение. Он советовал ежедневно хотя бы час делать прогулки на свежем воздухе. Так же святитель рекомендовал спать и есть строго по потребности организма, а так же о воздержании от употребления алкоголя, об отказе от сидячего образа жизни. Еще он говорил о занятиях, по возможности, интенсивной физической работой.

Имеет место известный стереотип «скорбности и внешнего смирения». Суть его в том, что это используется, как аргумент, чтобы не выполнять физические упражнения  для укрепления своего здоровья, что это, по их мнению, не совместимо с Православным учением.

Однако, оппоненты, выступающие против телесного оздоровления должны помнить про «социальное» значение физического здоровья. Если человек болен, то он не только не может помочь другим, но, зачастую, его близким приходиться присматривать за ним. Нам важно помнить, что наше хорошее здоровье помогает при служении ближним. Это и способность рожать и воспитывать детей, и возможность много и плодотворно трудиться, возможность содержать себя и семью, возможность помогать другим и, наконец, в случае старости это возможность не стать обузой для своих родных.

Известно, например, что преподобномученица Елисавета не игнорировала занятия спортом, занималась плаванием, игрой в теннис.

Святой Иоанн Кронштадтский каждое утро старался выходить в свой сад, чтобы там совершать перед началом сложного дня обычную прогулку и читать свое молитвенное правило.

Святой Иоанн Златоуст говорил, что в теле, которое изнежено и расслаблено, чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья».

Православный врач Зорин утверждает: «Рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Слава Богу, когда развиваются физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека» [3].

Вот и получается, что наше здоровье находится в наших руках. Бог, как известно, доверяет нам как Своим соработникам.  

Делая выводы над всем вышесказанным, стоит отметить, что для православного человека возможны и необходимы разумные занятия физической культурой и спортом. Во избежание развития страстей делать это следует во славу Божию. Так же сказано и в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» [4].

Список использованной литературы:

1. Братухин А. Ю. Климент Александрийский Педагог [Текст] / перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии А. Ю. Братухина.// Издательство Олега Абышко. - Санкт – Петербург, 2018. – 344 с.

2. Издательство Московской Патриархии РПЦ. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: учебное и справочное пособие [Текст] / Издательство Московской Патриархии РПЦ. – Москва, 2019. – 176 с.

3. Зорин К. В. Опыт христианской психологии в современной медицине: тематическая статья [Текст] // Психологические основы деятельности врача. — Москва, 1999. — с. 170–201.

4. Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. Библия [Текст] / Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. - Москва, 1982. - 943 c.

 

Сведения об авторах:

Акулова Крестина Юрьевна - доцент кафедры спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук, ФГБОУ «Липецкий государственный 

педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,

Россия, г. Липецк.

Латышева Анна Сергеевна  - студентка, 

ФГБОУ «Липецкий государственный педагогический университет имени 

П.П. Семенова-Тян-Шанского», Россия, г. Липецк

 

THE RELATIONSHIP OF THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE WITH ORTHODOXY

Akulova K.Y.

Latysheva A.S.

Abstract.   Currently, for the Orthodox, the Church of man rather relevant question: "does he Need a body?». This article discusses the main aspects of the issue under study, quotes the teachers of the Church and Orthodox doctors.

Unfortunately, a one-sided approach to this problem has been fixed in the Orthodox mind. It is believed that physical training affect only the development of motor abilities. And it is mistakenly believed that this often contributes to the development of various sinful tendencies, such as vanity.

But also, it should be emphasized that physical labor can occupy an important place in the formation of our personality, as well as contribute to overcoming sinfulness. A Christian should always have a balance in everything, be realistic and go "the middle way".

Keyword: Health, physical culture, work, Orthodoxy, sin, vices, Church, sport.

References:

1. Bratukhin A. Yu. Clement of Alexandria Educator [Text] / translation from the ancient Greek, introductory article and comments by A. Yu. Bratukhin. // Publishing house of Oleg Abyshko. - St. Petersburg, 2018 . - 344 p.

2. Publishing house of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church. Fundamentals of the teachings of the Russian Orthodox Church on dignity, freedom and human rights: a textbook and reference manual [Text] / Publisher of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. - Moscow, 2019 . - 176 p.

3. Zorin K.V. Experience of Christian psychology in modern medicine: a thematic article [Text] // Psychological foundations of a doctor. - Moscow, 1999. - 170-201 р.

4. Printing house of the Kiev-Pechersk Assumption Lavra. Bible [Text] / Printing house of the Kiev Pechersk Assumption Lavra. - Moscow, 1982. - 943 р.