ЭКЛЕКТИКА
КАК АРХИТЕКТУРНАЯ КУЛЬТУРА
Винидиктова Марина
Евгеньевна
Студент
Тульский
государственный университет
Россия, г.Тула
Аннотация. Эклектика
– это направление в архитектуре, которое можно описать как «смешение» различных
стилей и конструктивных решений. В данной статье описывается история
возникновения данного понятия, анализируется его возможности в решении
архитектурных задач и применении новых материалов.
Ключевые слова:
архитектура, эклектика, реконструкция, стиль.
Поскольку архитекторы эпохи Возрождения в
основном следовали принципам Витрувия, архитектура
была имитацией природы. Наступление промышленной революции, которая началась в
Англии в конце восемнадцатого века, оказало сложное и значительное влияние на этот принцип и почти на любой
другой в отношении архитектуры. До промышленной революции покровительство
архитекторов было приписано почти исключительно государству, церкви и
аристократии. Экономические и социальные перемены привели к появлению нового
класса покровителей - буржуазии, которые были богатыми владельцами компаний с
капиталом и стремлением строить в больших масштабах [2]. Новые способы
организации и разделения труда и другие преобразования в обществе открыли новые
типы зданий: не только фабрика и склад, но также больница, тюрьма, банк,
муниципальная библиотека, ратуша и железнодорожный вокзал. Новые материалы и
достижения в области машиностроения, особенно в области использования железа и
листового стекла, предоставили архитекторам новые структурные возможности, а
также проблемы примирения этих материалов с существующими архитектурными стилями.
Неудивительно, что именно инженеры, а не архитекторы первыми воспользовались
возможностями железа, а затем стали.
Изменения, начатые промышленной революцией,
безвозвратно разрушили господство принципов Ренессанса и классической
античности в управлении архитектурной теорией и практикой. Без этого единого
всеобъемлющего авторитета последовал стилистический релятивизм, и стили вне
классического канона - некоторые даже за пределами западной традиции – стали
восприниматься всерьез. Появившийся новый стиль эклектика описывает
архитектурную культуру, в которой готическое возрождение могло сосуществовать с
академическим классицизмом изящных искусств.
Несмотря на сравнительную стилистическую
свободу, предоставленную архитекторам, превалирующая и значимая школа мысли,
возглавляемая англичанами Джоном Рескином и Уильямом
Моррисом, с подозрением относилась к влиянию новых социальных, экономических и
материальных условий современности на традиционное мастерство. Раскин резко
отреагировал на посягательства механизации и стандартизации в архитектуре. Его
эссе «Семь светочей архитектуры», 1849 год, рассматривало собственную теорию
архитектуры как прямое выражение мастера. Рескин был
предрасположен к готике, он следовал многим более ранним идеям английского
теоретика и архитектора Пьюджина, который стремился
через архитектуру вернуться к эстетическим и нравственным реалиям средневековья
(рис. 1). Пропаганда Рескина в отношении традиционных
эстетических ценностей и мастерства была в значительной степени поддержана
Уильямом Моррисом, чье движение «Искусства и ремесла» было направлено на
интеграцию эстетических и социальных реформ.
Рис. 1 – архитектура Огастеса Пьюджина, Лондон.
В то время как Пьюджин,
Рескин и Моррис были, несмотря на их различия, по
существу антисовременными в своей реакции на
социальные, эстетические и религиозные потрясения, которые инициировала
современность, другие мыслители, в частности французский архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, увидел
очевидный потенциал в современных материалах. Хотя он также прибегал к готике,
его причины на это были другими, поскольку он рассматривал средневековую
готическую архитектуру как уникально рациональное выражение структурных
возможностей камня и кирпича. Виолле-ле-Дюк
утверждал, что этот же рациональный подход следует применять при работе с
железом и листовым стеклом – материалами новой индустриальной эпохи [1].
Внедрение его теории на практике оказалось довольно трудным делом, и архитектор
лучше запомнился своим творческим восстановлением многочисленных средневековых
сооружений (рис. 2) по всей Франции чем основателем нового подхода. Виолле-ле-Дюк заявлял, что форма здания должна отражать его
структуру, в то время как материалы, используемые для его строительства, должны
использоваться таким образом, чтобы они оставались верными своим внутренним
качествам.
Рис. 2 – пример реставрации
по Виолле-ле-Дюку, Каркасон.
Список
использованной литературы:
1.
Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London,
Dorling Kindersley, 2003. - 240 p.
2.
Kushner
M. The Future of Architecture in 100 Buildings. UK, Simon & Schuster UK,
2015. - 176 p.
ECLECTICTICISM AS AN ARCHITECTURAL CULTURE
Vinidiktova M.E.
Student
Tula State University
Russia, Tula
Abstract. Eclecticism is a direction in architecture that can be
described as a “mixture” of various styles and constructive solutions. This
article describes the history of this concept, analyzes its capabilities in
solving architectural problems and using new materials.
Keywords: architecture,
eclecticism, reconstruction, style.
References:
1.
Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London,
Dorling Kindersley, 2003. - 240 p.
2.
Kushner
M. The Future of Architecture in 100 Buildings. UK, Simon & Schuster UK,
2015. - 176 p.