Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ЭКЛЕКТИКА КАК АРХИТЕКТУРНАЯ КУЛЬТУРА

Винидиктова  Марина Евгеньевна

Студент

Тульский государственный университет

 Россия, г.Тула

Аннотация. Эклектика – это направление в архитектуре, которое можно описать как «смешение» различных стилей и конструктивных решений. В данной статье описывается история возникновения данного понятия, анализируется его возможности в решении архитектурных задач и применении новых материалов.

Ключевые слова: архитектура, эклектика, реконструкция, стиль.

 

Поскольку архитекторы эпохи Возрождения в основном следовали принципам Витрувия, архитектура была имитацией природы. Наступление промышленной революции, которая началась в Англии в конце восемнадцатого века, оказало сложное и значительное влияние на этот принцип и почти на любой другой в отношении архитектуры. До промышленной революции покровительство архитекторов было приписано почти исключительно государству, церкви и аристократии. Экономические и социальные перемены привели к появлению нового класса покровителей - буржуазии, которые были богатыми владельцами компаний с капиталом и стремлением строить в больших масштабах [2]. Новые способы организации и разделения труда и другие преобразования в обществе открыли новые типы зданий: не только фабрика и склад, но также больница, тюрьма, банк, муниципальная библиотека, ратуша и железнодорожный вокзал. Новые материалы и достижения в области машиностроения, особенно в области использования железа и листового стекла, предоставили архитекторам новые структурные возможности, а также проблемы примирения этих материалов с существующими архитектурными стилями. Неудивительно, что именно инженеры, а не архитекторы первыми воспользовались возможностями железа, а затем стали.

 

Изменения, начатые промышленной революцией, безвозвратно разрушили господство принципов Ренессанса и классической античности в управлении архитектурной теорией и практикой. Без этого единого всеобъемлющего авторитета последовал стилистический релятивизм, и стили вне классического канона - некоторые даже за пределами западной традиции – стали восприниматься всерьез. Появившийся новый стиль эклектика описывает архитектурную культуру, в которой готическое возрождение могло сосуществовать с академическим классицизмом изящных искусств.

Несмотря на сравнительную стилистическую свободу, предоставленную архитекторам, превалирующая и значимая школа мысли, возглавляемая англичанами Джоном Рескином и Уильямом Моррисом, с подозрением относилась к влиянию новых социальных, экономических и материальных условий современности на традиционное мастерство. Раскин резко отреагировал на посягательства механизации и стандартизации в архитектуре. Его эссе «Семь светочей архитектуры», 1849 год, рассматривало собственную теорию архитектуры как прямое выражение мастера. Рескин был предрасположен к готике, он следовал многим более ранним идеям английского теоретика и архитектора Пьюджина, который стремился через архитектуру вернуться к эстетическим и нравственным реалиям средневековья (рис. 1). Пропаганда Рескина в отношении традиционных эстетических ценностей и мастерства была в значительной степени поддержана Уильямом Моррисом, чье движение «Искусства и ремесла» было направлено на интеграцию эстетических и социальных реформ.

Рис. 1 – архитектура Огастеса Пьюджина, Лондон.

В то время как Пьюджин, Рескин и Моррис были, несмотря на их различия, по существу антисовременными в своей реакции на социальные, эстетические и религиозные потрясения, которые инициировала современность, другие мыслители, в частности французский архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, увидел очевидный потенциал в современных материалах. Хотя он также прибегал к готике, его причины на это были другими, поскольку он рассматривал средневековую готическую архитектуру как уникально рациональное выражение структурных возможностей камня и кирпича. Виолле-ле-Дюк утверждал, что этот же рациональный подход следует применять при работе с железом и листовым стеклом – материалами новой индустриальной эпохи [1]. Внедрение его теории на практике оказалось довольно трудным делом, и архитектор лучше запомнился своим творческим восстановлением многочисленных средневековых сооружений (рис. 2) по всей Франции чем основателем нового подхода. Виолле-ле-Дюк заявлял, что форма здания должна отражать его структуру, в то время как материалы, используемые для его строительства, должны использоваться таким образом, чтобы они оставались верными своим внутренним качествам.

Рис. 2 – пример реставрации по Виолле-ле-Дюку, Каркасон.

Список использованной литературы:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. - 240 p.

2.     Kushner M. The Future of Architecture in 100 Buildings. UK, Simon & Schuster UK, 2015. - 176 p.

 

 ECLECTICTICISM AS AN ARCHITECTURAL CULTURE

Vinidiktova M.E.

Student

Tula State University

Russia, Tula

Abstract. Eclecticism is a direction in architecture that can be described as a “mixture” of various styles and constructive solutions. This article describes the history of this concept, analyzes its capabilities in solving architectural problems and using new materials.

Keywords: architecture, eclecticism, reconstruction, style.

 References:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. - 240 p.

2.     Kushner M. The Future of Architecture in 100 Buildings. UK, Simon & Schuster UK, 2015. - 176 p.