Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Абрамкина Елизавета Алексеевна

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Аннотация. В этой статье рассмотрен собор Василия Блаженного как новый этап в русском церковном зодчестве, его конструктивные и художественные особенности.

Ключевые слова: архитектура, купол, собор, храм.

 

Собор Василия Блаженного (рис.1) – это уникальное здание, чьё полное название «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву» [1]. Построенный царем Иваном IV (Иваном Грозным) в ознаменование своей победы над монголами в Казанской битве в 1552 году, храм стоит прямо у Кремля на Красной площади, в самом сердце Москвы. Его необычные купола, окрашенные в яркие цвета, создают незабываемый горизонт, превращая собор Василия Блаженного в символ Москвы и России в целом.

Картинки по запросу собор василия блаженного

Рис.1 – Собор Василия Блаженного.

Хотя собор выглядит асимметричным снаружи, план здания (рис.2) на самом деле очень структурирован. Главная церковь стоит в центре, и вокруг нее расположены восемь часовен ‒ четыре в основных направлениях сторон света и еще четыре между ними. Каждая из этих боковых часовен имеет свою отличительную башню, увенчанную куполом-луковицей, и связана с остальными узкими извилистыми проходами. Этот план основан на восьмиконечной звезде ‒ мощном христианском символе, потому что это форма Нового Иерусалима, как описано в Книге Откровения. Дева Мария также часто изображается на картинах и иконах православных церквей в вуали, украшенной восьмиконечными звездами.

Картинки по запросу собор василия блаженного план

Рис. 2 – план собора Василия Блаженного.

Планировка и дизайн здания необычны, но кто был архитектором до сих пор неизвестно. Некоторые историки нашли архитектурные «корни» здания в деревянных церквях, построенных на севере России в период задолго до постройки этого собора. Возможно, они также находились под влиянием купольных церквей Византийской империи.

Это полихромное здание является шедевром кирпичной кладки. Миллионы кирпичей были использованы при строительстве собора Василия Блаженного, в том числе некоторые из них были сделаны специально для создания сложных деталей башен и фасадов. При строительстве были использованы практически все возможности кирпича и способы кладки. Собор Василия Блаженного является не только архитектурным шедевром, но и памятником строительного мастерства.

Собор прошел несколько этапов оформления. В начале своей истории части здания были оштукатурены и покрыты фресками, имитирующими кирпичную кладку, в то время как другие были украшены цветочными фресками, многие из которых датируются 17-м веком. 

 У каждого из куполов [2] есть своя ослепительная оболочка-текстура украшения (рис. 3), от призм и спиралей до шевронов и полос, подчеркнутых яркими цветами. Цвет необычный для православной церкви того времени ‒ большинство русских куполов либо однотонные, либо позолоченные. Первоначально купола собора Василия Блаженного имели золотую отделку с сине-зеленым керамическим декором. Яркие, окрашенные цвета были добавлены в разное время с 17 по 19 века.

Картинки по запросу купола храм василия блаженного

Рис. 3 – украшения куполов Собора Василия Блаженного.

Высокий кирпичный шпиль венчает церковь [1] в центре собора. Он возвышается на восьмиугольной кирпичной башне и «парит» над остальной частью здания. Архитекторы взяли эту форму на основе русских церквей, таких как церковь Вознесения на Коломенском (рис. 4), которая была построена в 1532 году и имела высокий восьмиугольный шпиль. 

Картинки по запросу церковь Вознесения на Коломенском

Рис. 4 – церковь Вознесения в Коломенском.

Интерьер собора был расширен в 1680-х годах. Это создало галерею, в которой были размещены алтари из 13 близлежащих деревянных церквей. В то же время художники украшали проходы внутри собора фресками (рис. 5), в основном ‒ извилистыми узорами цветущих растений.

Картинки по запросу фрески собора василия блаженного

Рис. 5 – фрески в Соборе Василия Блаженного.

 

 

Список использованной литературы:

1.     Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор / Н.И. Брунов. – М.: Искусство, 1988. – 123 с.

2.     Юхименко Е. Покровский Собор. Храм Василия Блаженного на Красной площади / Е. Юхименко. – М.: Интербук-бизнес, 2011. – 326 с.

 

SAIN BASIL’S CATHEDRAL

Abramkina E.A.

Student

Tula State University

Russia, Tula

Abstract. This article considers St. Basil's Cathedral as a new stage in Russian church architecture, its design and artistic features.

Keywords: architecture, dome, cathedral, temple.

 References:

1.     Brunov N.I. Hram Vasiliya Blazhennogo v Moskve. Pokrovskij sobor / N.I. Brunov. – M.: Iskusstvo, 1988. – 123 p.

2.     Yuhimenko E. Pokrovskij Sobor. Hram Vasiliya Blazhennogo na Krasnoj ploshchadi / E. YUhimenko. – M.: Interbuk-biznes, 2011. – 326 p.