Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЦФ РГУП

 

Швачун Оксана Александровна

Доцент кафедры физической культуры, к.п.н., доцент,

Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Фролова Светлана Викторовна

Доцент кафедры физической культуры,

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. Использование разносторонних подходов в построении учебных занятий по предмету «Физическая культура» в учебном процессе ЦФ РГУП.

Ключевые слова: физическая культура, юрист, образовательный процесс, студент.

 

На современном этапе в научно-методической литературе  вопросам мотивации выбора юридической профессии  и профессиональной адаптации достаточно много уделяется внимания.

Юрист – это специалист в области юриспруденции, юридической работы. Разумеется, деятельность юристов очень разная. Кто-то работает в правоохранительных органах, кто-то в частных офисах, другие трудятся в государственных учреждениях. У кого-то физическая нагрузка играет более важную роль, а у кого-то доминирует умственная. Но факт в том, что любой юрист должен соответствовать предъявляемым требованиям со стороны профессионального мастерства. Формирование профессионального мастерства – одна из важнейших задач в подготовке будущего специалиста в юридической деятельности. Решение данной задачи, определяет  основное содержание и  методы обучения. Профессиональное мастерство юриста складывается из:

- профессионально-психологической подготовленности;

- специально-юридической обученности;

- профессионально-педагогической подготовленности.

Обучая студентов юридического факультета по дисциплине «Физическая культура» следует  учитывать специфику данной профессии и делать акцент на специально подобранный физические упражнения и виды спорта, которые способствуют формированию  необходимых знаний, умений, навыков и психологической устойчивости в экстремальных  ситуациях.

Для юриста необходим целый ряд специальных личностных, психофизических и физических качеств, среди которых основными являются:

- личностные (организаторские способности, инициативность, смелость и решительность, стойкость, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление);

- психофизические (статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии, устойчивость в проявлении внимания);

- физические (общая выносливость, быстрота движений, мышечная сила, ловкость).

Организаторские способности: средствами их развития являются преимущественно спортивные игры. Важное место в развитии организаторских способностей должно отводиться инструкторской и судейской подготовке. После прохождения базовой части и теоретического курса дисциплины необходимо привлекать студентов к организации и проведению соревнований, утренней и производственной гимнастики, а также, других  физкультурно-оздоровительных мероприятий как в процессе обучения в вузе, так и в период производственных практик.

Инициативность: выполнение физических упражнений одним из  способов по личной инициативе, самостоятельное проведение физкультурно-массовых мероприятий в группе и т.д.

Смелость и решительность: прыжки в воду с трамплина или вышки, сложные акробатические упражнения, спуски с гор на лыжах, элементы слалома.

Стойкость: длительный бег в сложных метеорологических условиях, кроссовый бег до 3 часов, ныряние на дальность и т.д.

Эмоциональная устойчивость: упражнения способствующие мобилизации всех сил занимающихся, приобретению опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности.

Оперативное мышление – это способность быстро перерабатывать поступающую информацию. Для его развития целесообразно применять бег по сложному закрытому маршруту, комплекс гимнастических упражнений  с заданием на изменением ритма и движений, подвижные игры, ориентирование на местности, элементы борьбы, бокса и т.д.

Статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии: применяются динамические и статические упражнения, направленные на развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности.

Устойчивость в проявлении внимания. При выборе средств и методов направленных на совершенствование внимания, необходимо учитывать постепенное усложнение двигательных заданий, их новизну, неожиданность появления или изменения тех или иных ситуаций.

Общая выносливость обеспечивается длительным выполнением тренировочной нагрузки в режиме умеренной и большой мощности, развивается посредством разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела.

Быстрота движений. В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Данные упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены занимающимися и их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения их скорость не снижалась вследствие утомления.

Мышечная сила. Основной задачей воспитания силы как физического качества является всестороннее её развитие с целью обеспечения проявления силовых возможностей человека в различных видах деятельности.

Ловкость. Воспитание ловкости сводится к воспитанию способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Для ее развития могут быть использованы любые упражнения, являющиеся в определенной степени новыми.

Подготовка высоко-квалифицированного специалиста зависит от  грамотного сочетания обучения по учебному плану и самообразованием.  Стремительная реорганизация процесса образования ставит перед преподавателем задачу разработки эффективных форм и методов реализации учебного процесса с целью развития творческой и познавательной деятельности студентов, сохранение здоровья и адаптации к реальной деятельности в выбранной профессии [2].

Так, в нашем вузе используются не только общепринятые средства физической культуры: ОФП, спортивные игры, разделы легкой атлетики, гимнастики, но и разделы профессионально-прикладной направленности: самооборона и самозащита, освобождение от захватов и обхватов, болевые приемы [1].

Каждый студент нашего учебного заведения проходит данный курс и сдает зачет по каждому из разделов. Все это помогает  студентам адаптироваться к реальным аспектам выбранной профессии. Так, спортивные игры тренируют не только физические качества, но и необходимые способности для юриста: чувство долга и ответственность не только за себя, но и за команду, честность, требовательность как к себе так и окружающим, моральная и психологическая устойчивость, сообразительность, находчивость, умение последовательно, логично и точно выражать свои мысли, наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота  ориентировки  в обстановке и пространстве, представление и воображение, способность мысленно проигрывать  события, коммуникативные способности как нельзя лучше тренируются в игровой спортивной деятельности. Легкая атлетика способствует развитию общей и скоростно-силовой выносливости, быстроты реакции, уверенности в себе и высокой работоспособности.

Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным свойством юриста.

В процессе занятий физической культурой, осуществляются морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, улучшение жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний.

 Конечно, стоит добавить, что не только юрист должен иметь  хорошую физическую форму, но и каждый уважающий себя человек.

Список использованной литературы:

1. Михайлов,  С.С., Фетисов,  А.С.  Психофизическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. //Общество, право, правосудие : сборник  материалов  Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО «РАП», Центральный филиал. –  Воронеж:  ООО «Воронеж-Формат», 2012. – С. 949 – 951.

2. Швачун, О.А., Михайлов,  С.С., Фролова,  С.В. Здоровьесберегающие технологии как основа формирования физической культуры личности студента ЦФ РГУП. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Общество, право, правосудие» / ФГБОУВО «РГУП», Центральный филиал. - Воронеж: ООО «РИТМ», 2018. - С.665-671.

 

 

 

Сведения об авторах:

Швачун Оксана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

Фролова Светлана Викторовна – доцент кафедры физической культуры, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CSF «RSUJ»

 

Shvachun O.A.

Frolova S.V.

Abstract. The use of diverse approaches in the construction of training sessions on the subject of "physical culture" in the educational process of the University.

Key words: physical culture, lawyer, educational process, student.

References:

1. Mikhailov, S.S., Fetisov, A.S. Psychophysical preparation for action in extreme situations. // Society, law, justice: a collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference / Central Branch of Russian Academy of Justice – Voronezh: Voronezh-Format, 2012. – p. 949 - 951.

2. Shvachun, OA, Mikhailov, S.S., Frolova, S.V. Health-saving technologies as the basis for the formation of physical culture of the personality of a student of the CSF «RSUJ» / CSF «RSUJ» – Voronezh: «RITM», 2018. – p. 665-671.