Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ  НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

Фролова Светлана Викторовна

Доцент кафедры физической культуры,

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Швачун Оксана Александровна

Доцент кафедры физической культуры, к.п.н., доцент,

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация.   В данной статье рассматривается современный подход к занятиям по физической культуре в учебных заведениях, указываются недостатки и проблемы, накопившиеся за последние десятилетия, а также, основные позиции, которые необходимо восстановить для решения вопроса полноценного физического развития и оздоровления студентов.

Ключевые слова: студент, физические упражнения, контроль, преподаватель, методические принципы.

 

Как хочется видеть вокруг красивых, гармонично развитых людей. Как хочется, войдя в  учебное заведение встретить, идущих навстречу стройных, веселых студентов с обворожительным молодым задором. Хочется увидеть парад  физкультурников, как в Советские времена.  Не прекрасное постановочное открытие Олимпийских игр или Универсиад, а массовое   мероприятие с большим количеством  здоровых, белозубых и счастливых молодых людей, дружно  выполняющих не такие уж сложные упражнения.

Особенностью нашего  времени повсеместной коммерциализации, является не приобщение к занятиям физической культурой вообще, а, именно, привлечение в различные модные  секции, фитнесс клубы. Многие студенты даже не догадываются, что можно вести здоровый образ жизни и поддерживать хорошую физическую форму не затрачивая никаких материальных средств. Сейчас все чаще появляется литература, в которой описываются тренировки без использования тренажеров. Но так глубоко уже успел укорениться в головах образ модно одетого спортсмена на беговой дорожке в красивом фитнесс зале, что у многих людей, которые не в состоянии оплачивать всю эту роскошь, опускаются руки.

Задача преподавателя  помочь преодолеть инерцию данного мышления, объяснять возможность решения физических проблем достаточно простыми способами. Необходимо  рекомендовать простые упражнения для выполнения в домашних условиях и, самое главное, что упускают обычно занимающиеся, это абсолютную техническую грамотность выполнения того или иного действия, что и составляет  самую главную трудность при самостоятельных занятиях. Поэтому на академических занятиях преподавателю следует кропотливо раз за разом в ущерб, может быть, количественному показателю уделять внимание, объяснять и исправлять недочеты и ошибки. Как показывает практика, студенты в большинстве своем, не чувствуют достаточно хорошо свое тело, не контролируя визуально, не всегда могут точно  принять то или иное исходное положение, особенно, если требуется одновременно проконтролировать положение нескольких частей тела. Очень часто можно услышать, что студент жалуется на то, что не может отследить сразу несколько требований к рукам, ногам, спине. Иногда, даже старается проследить визуально, что, конечно же, зачастую невозможно. Приходиться объяснять, что надо развивать мышечные ощущения.

В угоду, опять же, простейшим желаниям, часто занятия строятся только  на эмоциональной составляющей (музыка, модные движения). Но это развлечение без грамотной постановки, сродни дискотеке, где, тоже потеешь и получаешь определенную  кардионагрузку.

Практически, каждый второй студент  имеет сегодня проблемы с осанкой. Как это ни странно звучит, но почти никто не умеет правильно поднимать руки вперед, вверх, в стороны. Обычно, эти движения выполняются не точно и сопровождаются дополнительными движениями плеч, головы, туловища. А, когда требуешь точности и удержания правильного положения, то это оказывается довольно трудным и проблематичным заданием, вызывающим, к тому же, раздражение и воспринимается как придирчивость. Глубокое удивление вызывает тот факт, что к  своим 18-20 годам многие студенты просто  элементарно не умеют бегать и прыгать.  Совершенно не работает стопа. Не  скоординирована работа рук и ног. Прыжки выполняются на прямых ногах. Все это говорит о том, что в детстве, да и в школьные годы эти элементарные,  присущие любому здоровому человеку навыки, практически не использовались. Из современных школьных программ исчез целый пласт гимнастических упражнений. Даже гимнастических снарядов, таких как бревно, брусья, кольца, «козел» уже практически не увидишь ни в одном школьном зале. Основное внимание уделяется различным спортивным играм. Проводится большое количество различных спартакиад, связанных с игровыми видами. Это замечательно. Но гимнастика была и будет основой основ. Специфическая техника выполнения упражнений на гимнастических снарядах развивает особый тип сноровки, смелость, решительность, умение владеть своим телом в любом положении.  Сейчас, чтобы учебному заведению иметь такую гимнастическую базу, нужно целое состояние. А ведь пару десятилетий назад такой инвентарь имела любая школа.  И вот все чаще общаясь со студентами видишь как дети, не имея достаточной общефизической подготовки ,подвергаются узкоспециализированным техническим нагрузкам, что закономерно приводит к различным травмам и преждевременному износу различных систем организма.   Болят колени, болят спины, сбои в работе сердечно-сосудистой системы - все это результат настоящего положения дел в физкультурной отрасли. Слишком большой процент студентов имеют подготовительную и специальную медицинские группы здоровья, также много человек полностью освобождается от занятий физической культурой. Но такой подход не допустим, т.к. элементарные физические упражнения выполняются даже в реанимационных отделениях больничных учреждений, как только стабилизируется состояние здоровья. А свиду вполне прилично выглядящие молодые люди без дополнительной физической активности перестают испытывать потребность в движении, полнеют, ленятся и, как следствие, состояние их здоровья продолжает ухудшаться. Круг замыкается. И вместо работающего над собой, старающегося преодолеть свои недуги, активно настроенного человека, мы получаем расслабленного, смирившегося со своими болячками, жалеющего себя.

Вся беда в том, что правильно ориентировать ребенка нужно начинать в дошкольном образовательном учреждении, а дальше должна срабатывать преемственность и логичность в составлении программ. В настоящее же время разношерстность и постоянная изменчивость учебных планов, даже на уровне ВУЗа приводит к абсолютному непониманию конечной цели не только студентами, но зачастую, и преподавателями. Должна быть выработана единая концепция развития от дошкольного образовательного учреждения к  школьному, и дальше к высшему.  Она не может постоянно меняться. Методические принципы, которыми мы руководствуемся в физическом воспитании: постепенности, доступности, систематичности, регулярности  должны лежать в основе этой единой цепи физического образования и совершенствования. Преподаватель обязан расширять базу подводящих и подготовительных упражнений. И на выходе мы должны видеть сознательного, грамотного, активного, физически развитого молодого человека. На самом же деле, я постоянно слышу от студентов вопрос: « А зачем мне физкультура? Я, ведь, юрист»!  Что говорит о полной безграмотности в этом вопросе.

Удручает и организация очередных кампаний. Так, сейчас повсеместно внедряется в программы выполнение норм комплекса ГТО. И, опять, очередной перегиб. Столько лет в стране не было, как такового, массового спорта. И, вдруг, все кинулись массово сдавать нормативы. Но ведь невозможно вот так сразу заставить всех заниматься физкультурой. Заставить кое-как сдать нормативы можно, но нужно ли это делать, если человек не занимается регулярно. К чему это может привести? Зачастую, к травмам и проблемам со здоровьем.

Мое видение дальнейшего развития физической культуры в ВУЗе - это привлечение всего контингента студентов к физическим занятиям. И более широкое использование  гимнастических упражнений, особенно для работы с проблемными студентами. Их  диапазон  просто необъятен. Нужно только уметь грамотно  продумывать занятия.   Существует множество упражнений, выполняющихся в положениях лежа, сидя, что может существенно снизить нагрузку. Плавные, в медленном темпе правильно подобранные упражнения могут быть рекомендованы практически всем. Но самая трудная задача донести до сознания каждого, что занятия эти должны продолжаться всю жизнь.

Конкретность целей и задач на каждом этапе подготовки, спокойное и точное их решение без лишней суетливости при сбалансированной единой программе поможет восстановить физическое здоровье молодежи и поднять общий уровень культуры, в том числе и физической.

Список использованной литературы:

1. Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: учебное пособие [Текст] / Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 232 с.

2. Кузнецов Б.В. Особенности организации и проведения занятий физическими упражнениями со студентами Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (ЦФ РГУП)  [Текст] / Б.В. Кузнецов, О.А. Швачун, С.С. Михайлов, С.В. Фролова // Культура физическая и здоровье №2(66) / 2018. – С.13-15

3. Михайлов С.С. О методах применения физических нагрузок [Текст] / С.С. Михайлов, А.С. Фетисов  //  Общество, право, правосудие: история, теория, практика: сб. материалов межвузовской научно-практ. конф . – Воронеж: ООО Типография «ЛИО», 2008. – С. 310-311.

 

Сведения об авторах:

            Фролова Светлана Викторовна – доцент кафедры физической культуры, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

Швачун Оксана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE NON-SPECIFIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

 

Frolova S.V.

Shvachun O.A.

Abstract. This article discusses the modern approach to physical culture classes in educational institutions, identifies the shortcomings and problems that have accumulated over the past decades, as well as the main positions that need to be restored to address the issue of full physical development and recovery of students.

Keywords:  student, physical exercise, control, teacher, methodological principles.

References:

1. Krucevich T. U. Methods of studying the individual health of children and adolescents in the process of physical education: a textbook [Text] /

T. U. Krucevich. - K .: Olympic literature, 1999. - 232 p.

2. Kuznetsov B.V. Features of the organization and conduct of physical exercises with students of the Central Branch of the Russian State University of Justice (TF RPUE) [Text] / B.V. Kuznetsov, O.A. Shvachun, S.S. Mikhailov, S.V. Frolova // Culture physical and health №2 (66) / 2018. - P.13-15

3.  Mikhailov S.S. About the methods of application of physical loads [Text] / S.S. Mikhailov, A.S. Fetisov // Society, Law, Justice: History, Theory, Practice: Sat. materials intercollegiate scientific practical. conf. - Voronezh: LLC Printing house "LIO", 2008. - p. 310-311.