Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Статья 2019 Настольный теннис (копия 1).docx

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Прыткова Елена Сергеевна

Преподаватель кафедры физической культуры

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению таких актуальных вопросов как создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

Ключевые слова: настольный теннис, физическая культура, здоровый образ жизни.

 

«Необходимо ввести настоящую моду на спорт и здоровый образ жизни» В. Путин.

 

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервнопсихическими перегрузками. Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.

В Центральном филиале ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия г. Воронежа настольный теннис относится к числу  популярных спортивных игр. Простота инвентаря, пригодность для занятий даже небольшого помещения, большая эмоциональность занятий привлекает к этому виду спорта разнообразный контингент студентов университета, что делает настольный теннис одним из самых доступных видов спорта для систематических занятий физической культурой. В университете работает спортивная секция по настольному теннису.  Традиционно проводятся командные, личные соревнования среди учебных групп университета.

 В отличие от циклических движений — ходьбы, бега и т. п., игра в настольный теннис состоит из целого ряда различных движений. В игре приходится выполнять подачи, разнообразные удары по мячу и передвижения, зачастую требующие акробатической ловкости. Наблюдая за игрой студентов, невольно сравниваешь их с жонглерами. Игровые эпизоды сменяются небольшими паузами, во время которых игрок ходит за мячом. Конечно, для спортсмена эта часть игровой нагрузки не столь уж важна, но для нетренированного человека и она имеет значение. Ведь только за время одной партии приходится выполнять 15—20 подач, 60—150 ударов, раз 15— 20 ходить и наклоняться за мячом. Для сравнения: во Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО в объем недельной двигательной активности рекомендуется включать от 35 до 120 наклонов в зависимости от возраста и пола.

Настольный теннис служит укреплению здоровья человека, вырабатывает у него такие качества, как ловкость, глазомер, быстроту мышления, то есть все то, что пригодится и в обыденной трудовой жизни. Настольный теннис оживляет сердечнососудистую систему, укрепляет мышцы, стабилизирует кровяное давление, нормализует деятельность кровообращения и других жизненно важных систем человеческого организма. Нагрузка, которая ложится на игрока во время соревнования, действительно огромна. Японские ученые подтвердили, что при игре в настольный теннис тратится больше энергии, чем при игре в баскетбол.

Игра в настольный теннис по праву может называться универсальным средством, снижающим усталость, напряжение. Рекомендуется игра даже людям, страдающим нарушением дыхания, с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Слежение за полетом мяча — прекрасная гимнастика для глаз, игра в настольный теннис — гимнастика для психики: во время игры на счет вы переживаете целую гамму различных эмоций — восторг, вдохновение, счастье, разочарование, растерянность, обиду, печаль, досаду, неуверенность, раздражение, страх, подавленность.

Обоснование социальной значимости.

Популяризация, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, профилактика среди этой категории наркомании и алкоголизма.

Социальная значимость популяризации настольного тенниса заключается в том, что его реализация позволит большое количество подростков уберечь от тлетворного влияния улицы и будет способствовать передаче опыта и положительных традиций от ветеранов спорта молодежи. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни являются приоритетным направлением социальной политики любого государства, которая требует объединения усилий на всех уровнях власти, включая профессиональные, научные, медицинские, педагогические и иные сообщества, средства массовой информации и всех граждан. Особое внимание уделяется несовершеннолетним. Проблема формирования здорового образа жизни ребенка и подростка – это проблема воспитания личности, ее гармонизации в соответствии с определением понятия «здоровья», закрепленного в Уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Всем известно, что физические нагрузки полезны для физического, психического, для морального и эмоционального состояния человека. Занятия настольным теннисом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, физической подготовленности и спортивного мастерства, выполняют такие важные функции, как: снижение социальной напряженности, профилактика заболеваемости, правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек.

На начальном этапе обучения игре в настольный теннис, наряду с общефизической подготовкой, идет изучение хватки ракетки, игровой стойки и основных видов перемещений, основных технических приемов, элементов тактики. В дальнейшем главным содержанием занятий становится доведение технических приемов до автоматизма. В этот же период идет овладение сложными техническими приемами, наряду с общефизической и специальной подготовкой.

Занятие должно состоять из трёх частей: подготовительной (разминки), основной и заключительной, каждая из которых имеет свои задачи.

Задачей подготовительной части занятия является подготовка всех функций организма.

Во время разминки мышцы разогреваются, повышается быстрота их сокращений, снижается опасность травмирования. Обычно разминку проводят в виде комплекса упражнений, которые начинают с разогревающих и дыхательных упражнений — различные виды ходьбы, бега, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног — наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза и т.д.

В комплекс рекомендуется включать так же упражнения, имитирующие технику ударов и передвижений в отдельности или в сочетании. В разминочном комплексе используются 10 — 15 упражнений, каждое упражнение нужно проделывать 5 — 10 раз.

В основной части занятия выполняются главные задачи, стоящие перед занимающимися — повысить физическую и специальную подготовленность техники и тактики игры, совершенствовать специальные качества силы, быстроты, выносливости и ловкости, воспитание волевых и бойцовских качеств. Изучение новых элементов техники требует значительных нервных затрат, поэтому и применять их целесообразно в начале основной части урока, когда восприятие материала выше. Если в основной части занятия планируется комплексное воспитание разных физических качеств, то планировать их необходимо в таком порядке: сначала выполняются упражнения на скорость, потом на силу, в конце — на выносливость. Также, с точки зрения физиологии, последовательность упражнений в основной части урока должна распределяться таким образом:

1.     Формирование технических навыков.

2.     Развитие физических качеств скорости, ловкости, гибкости и силы.

3.     Развитие выносливости.

При решении задач технико-тактического характера, в основной части необходимо, сначала, отдавать предпочтение технике, потом — тактике. Для создания более эмоционального фона основной части занятия, целесообразно использовать методы соревнования и игровые методы. Продолжительность данной части занятия составляет 40–50 мин.

В заключительной части занятия происходит постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние близкое к норме. Для этих целей полезно применение легко дозируемых, простых упражнений, таких как медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление и т. п. Продолжительность данной части занятия 5–7 минут.

В конце занятия нужно выстроить группу, подвести итоги занятий, дать оценку выполненной работе, сообщить домашнее задание.

Настольный теннис — это не только развлекательная игра, но и большой  труд, а также испытание и воспитание волевых качеств. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые так необходимы для работы и в повседневной жизни.

 

Список использованной литературы:

1. Барчукова Г.В. Настольный теннис. - М.: ФиС, 1990. - 174 с.

2. Зотин В.В., Пономарев В.В. Методика ускоренного обучения игре в настольный теннис студенток в процессе физического воспитания в вузе// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка". - 2017. - №6. – С.7-8.

3.Зотин В.В., Ратькина Л.Г. Настольный теннис как средство физкультурно-оздоровительной деятельности студентов// сб.тр.всеросс.науч.практ.конф. "Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта". - Москва,2017. - С.75-78.

4. Кузнецов Б.В., Швачун О.А., Михайлов С.С., Фролова С.В. Особенности организации и проведения занятий по физической культуре с обучающимися в Центральном филиале Российского государственного университета правосудия (ЦФ РГУП)// Культура физическая и здоровье: Воронежский государственный педагогический университет, №4(68). - 2018. – С.21-24.

 

Сведения об авторе:

Прыткова Елена Сергеевна – преподаватель кафедры физической культуры, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

TABLE TENNIS IN THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS

Prytkova E.S.

Abstract. This article is devoted to the study of such topical issues as the creation of conditions for the development of physical qualities, personal qualities, mastering the ways of healing and strengthening the body of students through table tennis.

Keywords: table tennis, physical education, healthy lifestyle.

References:

1. Barchukova G. V. of table tennis. - M.: FIS, 1990. - 174 p.

2. Zotin V. V., Ponomarev V. V. Methods of accelerated learning to play table tennis students in the process of physical education in high school// Physical education: education, training". - 2017. - №6.-P. 7-8.

3.Zotin, V. V., L. G. rotkin table tennis as a means of physical activity of students// SB. Tr.vseross.science.prakt.Conf. "Actual problems and prospects of development of individual game sports". - Moscow,2017. - P. 75-78.

4. Kuznetsov B. V., Shvachun O. A., Mikhailov S. S., Frolova S. V. Features of the organization and conduct of physical education classes with students in the Central branch of the Russian state University of justice (CF rsup)// physical Culture and health: Voronezh state pedagogical University, №4(68). - 2018.  Pp. 21 – 24.