Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

 

Кузнецов Борис Вячеславович

Доцент кафедры физической культуры, к.п.н.

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос совершенствования системы физического воспитания будущего юриста. Описываются проблемы, возникающие в процессе занятий, и предлагаются пути их решения. Приводятся результаты анкетирования студентов по проблеме формирования здорового образа жизни. Предлагается методика совершенствования этого процесса.

Ключевые слова: физические качества, здоровье студентов, здоровьесберегающие технологии, физкультурно-спортивная деятельность.

 

Анализ уровня развития физических качеств и здоровья студентов 1 курса Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (ЦФ РГУП) показал, что всего лишь 61,8% из них относятся к основной медицинской группе и не имеют противопоказаний и ограничений по физической нагрузке при выполнений физических упражнений на занятиях по физической культуре, 30,1% – подготовительная группа, имеющие ограничения и 8,1% – специальная медицинская группа, которые по медицинским показаниям освобождены от выполнения любых физических нагрузок. В такой ситуации на первое место выступает проблема не столько оптимального физического развития, сколько коррекционного физического воспитания, дающего возможность с помощью адаптивной физической культуры нивелировать существующие проблемы и приблизить студентов с отклонениями в здоровье к основной медицинской группе.

В этом смысле ещё большее значение приобретает дозирование физической нагрузки, контроль за состоянием организма занимающихся и чередование двигательной активности и отдыха. На первый план выходит применение здоровьесберегающих технологий физической культуры.

В тоже время при проведении занятий по физической культуре одновременно занимаются как студенты основной, так и подготовительной медицинских групп. В связи с этим уровень нагрузки при выполнении физических упражнений в основном сориентирован на студентов подготовительной группы, что является недостаточным для студентов основной медицинской группы. Это подтверждает и периодический контроль за уровнем ЧСС в течение самого занятия. Так при выполнении одних и тех же упражнений ЧСС у студентов подготовительной группы находилась в пределах 120–150 уд/мин, а у студентов основной – 90–110 уд/мин.

Такие занятия можно отнести к занятиям с нагрузкой низкой или малой интенсивности. В тоже время, уделяя большое внимание, студентам подготовительной группы, развивая их и пытаясь подтянуть их уровень физического развития до уровня студентов основной медицинской группы, мы не способствуем оптимальному физическому развитию студентов основной медицинской группы. Также не способствует физическому развитию студентов и одно занятие физическими упражнениями в неделю, согласно расписания занятий. Встаёт вопрос: что же делать?

Мы считаем, что внеурочная регулярная физкультурно-спортивная деятельность, направленная не только развитие и совершенствование физических качеств, но и на укрепление здоровья студентов основной  медицинской группы является неотъемлемой частью системы их физического воспитания. Методика профессионально-адаптационной физической подготовки, разработанная для курсантов военизированных учебных заведений поможет нам в решении поставленных задач. Суть данной методики состоит в вовлечении до 100% обучающихся в регулярную внеурочную физкультурно-спортивную деятельность. Особенностью данной методики является то, что она разработана для полностью здоровых людей – не имеющих никаких отклонений по здоровью, каковыми и являются сотрудники силовых ведомств России. Но приемлема ли данная методика для работы со студентами «гражданского» вуза?

В оригинальном виде данную методику по ряду причин не возможно внедрить в учебный процесс «гражданского» вуза, но её отдельные, можно сказать основные, элементы, такие как утренняя физическая зарядка; учебные занятия по физической культуре; учебно-тренировочные занятия по культивируемым видам спорта; индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя; самостоятельные занятия физическими упражнениями; физкультминутку (физкультпаузу) во время аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам; физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые  мероприятия, необходимо пропагандировать и использовать при работе со студентами  основной медицинской группы. В дополнение необходимо ввести занятия по ЛФК для вовлечения в них студентов подготовительной и специальной медицинских групп.

В данный момент в филиале организована работа и проводятся занятия в секциях по стрейчингу, атлетической гимнастике, настольному теннису, стрельбе, ОФП, фитнессу. Кроме того Круглогодичная спартакиада ЦФ РГУП объединяющая в себе следующие виды соревнований:  бег 100м, мини-футбол, легкоатлетический кросс на 2000м и 3000м, шахматы, силовое четырёхборье, настольный теннис, дартс, стрельба, перетягивание каната, метание спортивного снаряда выявляет лучших спортсменов филиала, достойно представляющих учебное заведение на соревнованиях различного уровня. В эти мероприятия вовлечены студенты основной медицинской группы.

В рамках НИРС ведётся научно-исследовательская работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в области физической культуры. И к этому процессу активно подключаются студенты филиала. Так в рамках студенческой научно-практической конференции, проведённой в филиале в декабре 2017 года, на секции «Проблемы неспециального физкультурного образования в формировании физической культуры личности студента» было подготовлено и озвучено 34 доклада по этой тематике. В основном к  этой работе привлекаются студенты специальной и подготовительной медицинской группы, которые на личном примере способствуют совершенствованию процесса физического воспитания лиц с ограниченными физическими возможностями. Кроме того студенты отнесенные к специальной медицинской группе осваивают курс «Физическая культура» теоретически. С этой целью преподаватель в  начале учебного семестра даёт каждому такому студенту задание для самостоятельного изучения с последующим отчётом о проделанной работе в конце семестра в виде реферата.

Кроме того студенты основной медицинской группы активно вовлечены в процесс подготовки и сдачи нормативов ВФСК «ГТО». В период с сентября по декабрь 2017 года студенты старших курсов филиала в количестве 166 человек успешно сдали нормативы на соискание удостоверения и значка. В 2018 году планируется проведение такой работы и со студентами первого курса всех факультетов филиала.

На особом месте при проведении занятий по физическому воспитанию стоит вопрос по профилактике и предотвращении получения травм студентами филиала, укрепления их опорно-двигательного аппарата. С этой целью часть каждого практического занятия посвящена выполнению студентами специально-подготовительных, укрепляющих и тренирующих связки и сухожилия упражнений.

На особом контроле у преподавателей физической культуры филиала стоит вопрос посещаемости учебных занятий. Студенты знают, что за пропуски занятий по неуважительной причине – преподаватель назначает их отработку в виде дополнительных занятий. И только после полного выполнения учебного плана студент будет допущен к сдаче зачёта. Поэтому, зная об этом, студенты в основном без уважительной причины не пропускают занятия по физической культуре.

Вообще у преподавателей кафедры физической культуры и студентов филиала налажены добрые, можно сказать дружеские, и в тоже время деловые отношения, позволяющие решать главную задачу – способствовать физическому развитию студентов, совершенствованию их физических качеств и укреплению здоровья. С первых занятий преподаватели дают понять студентам, что все упражнения, которые выполняют студенты на занятиях –  они выполняют для себя и только для себя. И такая постановка вопроса имеет большое значение в привитии желания систематически заниматься физическими упражнениями и впоследствии вести здоровый образ жизни.

Список использованной литературы:

1.    Акулова Л.Н., Кузнецов Б.В. Преимущества использования методики профессионально-адаптационной физической подготовки в практической деятельности по совершенствованию физических качеств обучаемых // Общество, право, правосудие: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Воронеж: ЦФ ФГБОУВО «РГУП», 2018. – С. 622-627.

2.   Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации. – Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. – 28с.

3.   Кузнецов Б.В., Швачун О.А., Михайлов С.С., Фролова С.В. Особенности организации и проведения занятий физическими упражнениями со студентами Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (ЦФ РГУП) // Культура физическая и здоровье. – 2018. – №2 (66). – С.13-15.

4.   Усков В.М., Кузнецова Т.М., Кузнецова Е.Б. Формирование здорового образа жизни как психолого-педагогическая проблема // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сб-к матер. Всерос. науч.-практ. конф.  с междунар. уч. – СПб.: ФГБУ СПбВНИИФК, 2018. – т.2. – С. 58-60.

5.   Швачун О.А., Михайлов С.С., Фролова С.В.  К вопросу о повышении качества образовательного процесса в области физической культуры // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. Т. 1. № 8. С. 396-400.

 

Сведения об авторе:

        Кузнецов Борис Вячеславович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

THE BASIC DIRECTIONS OF PERFECTION OF SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF THE JUDICIAL SYSTEM

Kuznetsov B. V.

Abstract. This article raises the question of improving the system of physical education of the future lawyer. The problems arising in the course of lessons are described and the ways of their solution are offered. The results of a survey of students on the problem of forming a healthy lifestyle. The technique of improvement of this process is offered.

Keywords: physical quality, health students, health-preserving technologies, physical-sport activity.

References:

1.      Akulova L. N., Kuznetsov B. V. The advantages of using techniques of vocational-adaptive physical training in practical activities to improve physical qualities of students // Society, law, justice:   collection of articles.  Voronezh, 2018. – Pp. 622-627.

2.      Kuznetsov B. V. The organization and methodology of self-study physical training: methodical recommendation. Voronezh: Voronezh state pedagogical University, 2014. 28p.

3.      Kuznetsov B. V., Shvachun O. A., Mikhailov S. S., Frolova S. V. Peculiarities of organization and conducting of physical exercises with the students  of Russian State University of Justice (Central branch)  // Physical culture and health. 2018. No 2 (66). Pp. 13-15.

4.      Uskov V. M., Kuznetsova T. M., Kuznetsova E. B. Formation of a healthy lifestyle as a psychological and pedagogical problem // Actual problems of physical culture and sports:   collection of articles.  SPb., 2018. Vol. 2. Pp. 58-60.

5.      Shvachun O. A., Mikhailov S. S., Frolova S. V. To the question about improving the quality of educational process in the field of physical culture // Fire safety: problems and prospects. 2017. Vol. 1. № 8. Pp. 396-400.