Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


§ 1

К ВОПРОСУ О НАКАЗАНИИ

(ПО ВЗГЛЯДАМ МИШЕЛЯ ФУКО)

 

Шумаров Александр Павлович

Доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, к.ф.н.

 Воронежский институт ФСИН России,

Воронеж, Россия

 

Первушина Валентина Николаевна

Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, д.ф.н., профессор

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются некоторые идеи Мишеля Фуко, связанные с изменениями в пенитенциарной системе Франции во второй половине XVIII-первой половине XIX веков.

Ключевые слова: наказание, пытка, власть, система исполнения наказаний, закон.

 

      Одним  из главных трудов в жизни философа, историка и теоретика культуры Мишеля Фуко (1926-1984) является работа «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы». Произведение впервые издали в 1975 году. Как заявлял сам М. Фуко, целью работы является комплексный анализ истории судебной власти, а также изучение обоснований и причин при которых применимы наказания к преступнику.

      Автор описывает публичную казнь некоего Дамьена, покушавшегося на жизнь на Людовика XV (1757 год), анализирует распорядок дня для Парижского дома малолетних заключенных (исправительная колония Меттрэй, 1838 год). Основу произведения составляет анализ социально-теоретических и практических изменений, которые произошли в пенитенциарной системе Франции того времени.

     В течение этого времени исчезли публичные наказания с применением пыток, ушло понятие «казнимое, пытаемое, расчленяемое тело, символически клеймимое в лицо или плечо, выставляемое на публичное обозрение живым или мертвым». Таким образом, по мнению автора, наказание, как таковое, становится скрытой частью уголовного механизма, из него исключается театрализация страдания. Наказание становится все более абстрактным понятием.

      С правосудия снимаются полномочия по отправлению наказания и ответственность за насилие. Тем самым, упорядочивается система исполнения наказаний, которая все больше направляется на «поражение души, нежели тела». Общество, таким образом, «судит не преступление, а «душу» человека, преступившего закон» (выражение Мабли).

      По мнению Фуко, наказанию подлежат объекты, прямо указанные в законе, а «судят также страсти, инстинкты, аномалии, физические недостатки, неприспособленность, последствия среды или наследственности; наказывают акты агрессии, но через них  и агрессивность; … убийства, но также влечения и желания».

      Произошло расширение структуры судопроизводства, были включены такие комплексы, как оценка, диагностика, прогнозирование «преступного индивида» для более точного понимания личности преступника. Фуко указывал, что из-за возросшей мягкости наказания, можно уловить смещение точки его приложения, и как следствие – образуются множества новых объектов, ролей в преступлении (подстрекатель, исполнитель, организатор и т.п.)... По мнению автора, карательная функция должна быть частью действующей власти. Эти полномочия возлагаются на специальную службу, которая должна быть подчинена и подотчетна одновременно, но в тоже время и самостоятельна. «Душа» по мнению Мишеля Фуко – это инструмент политической анатомии; «душа – тюрьма тела».

      Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
трактует понятие «пытка», как любого характера умышленное действие,
 вследствие которого к лицу причиняется сильная боль, нравственное или физическое страдание для получения от лица сведений или признания, наказать его за действие, в котором оно подозревается, запугать, принудить к чему-либо... Они были характерны для действий следствия, а также для публичных казней, тем самым, «обеспечивая признание и обнаруживая истину» [1].

     По утверждению самого автора, достижение истины посредством карательных механизмов до сих пор остается прерогативой власти. Идеей судебно-правовой реформы по Фуко выступала «экономия власти». То есть ее распределение по однородным кругам обеспечивала свое действие постоянно и повсеместно, дабы она не была сконцентрирована в определенных привилегированных точках, но и не разделена между противоборствующими инстанциями [3].

      К основным положениям судебно-уголовной реформы, по мнению Мишеля Фуко, следует отнести:

      - установление преследования в качестве регулярной, постояннодействующей функции;

      - снижение строгости наказания для того, чтобы наказание было более равным, неизбежным («не наказывать меньше, а наказывать лучше»);

      - стремление сделать процедуру наказания более эффективной в целях повышения уровня правовой культуры общества в целом, так и правосознания отдельно взятого индивида.

      Система уголовных наказаний в труде «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы» трактуется, как «механизм, призванный дифференцированно управлять противозаконностями, а не уничтожать их все».

      Тем самым Фуко сформулировал следующие тезисы, которые легли в основу «симиотической техники власти наказывать».

      1. Правило минимального наказания.

      2. Правило достаточной идеальности. Суть в том, что человек должен получать больше боли от самой идеи боли, а не от действительного ощущения боли, причиненного физически.

      3. Правило побочных эффектов. Цель наказания состоит в том, чтобы не только наказать виновного, но и в том, чтобы мотивировать других членов общества не совершать правонарушения.

        4. Правило абсолютной достоверности. Трактуется так, что законы и ответственность за их нарушение должны быть понятны всем и каждому.

        5. Правило общей истины. Проверка истинности должна учитывать все критерии, в том числе и презумпцию невиновности.

        6. Правило оптимальной спецификации обязывает власть систематизировать преступления и наказания с целью дальнейшей индивидуализации [2].

      Наиболее важным выводом «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы», можно считать формулировку власти как механизма, которым нельзя обладать, невозможно передать как свойство. По мнению Фуко, в режиме дисциплинарной власти искусство наказывать заключается не в репрессиях и не в терроре. Оно должно сопоставлять деяния, положительные, отрицательные стороны индивида с неким целым; различать степень того, что должно быть достигнуто индивидом; определять внешнюю границу ненормального. Мишель Фуко выделяет в качестве основных властей, власть Закона, Слова, Текста, Нормы и Традиции.

      В своем труде автор вводит «индивидуальность в документальное поле, превращая каждого индивида в конкретный случай». Тем самым, прослеживается закономерность, чем больше персонифицируется правонарушитель, тем более анонимной становиться власть. В дисциплинарной системе, ребенок индивидуализируется больше, чем взрослый, больной – больше, чем здоровый, сумасшедший и преступник – больше, чем нормальный и законопослушный. При индивидуализации нормального, здорового и законопослушного взрослого спрашивают: как много осталось в нем от ребенка, какое тайное безумие несет он в себе, какое серьезное преступление он мог бы совершить.

        Таким образом, рассмотрение тюремного заключения, как главной формы наказания, Мишель Фуко в своем труде «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы» анализируя карательную функцию государства с достаточно нетипичной философской точки зрения, выявил основные черты, которые в значительной степени присущи и действующей на сегодняшний день пенитенциарной системе.

Список использованной литературы:

1. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.).

2. Фуко Мишель. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Мишель Фуко // Изд-во: «Ad Marginem». 1999. 480 с.

  3. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Постмодернизм. Энциклопедия. / cост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко // Интерпрессервис, Книжный Дом. – 2001. – 1040 с.

 

Сведения об авторах:

Шумаров Александр Павлович – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института ФСИН России, Россия, г. Воронеж

Первушина Валентина Николаевнадоктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

ON THE QUESTION OF PUNISHMENT

(according to michel foucault)

Shuмarov A.P.

Pervushina V.N.

Abstract. The article discusses and analyzes some of Michel Foucault's ideas related to the changes in the French penitentiary system in the second half of the XVIII-the first half of the XIX centuries.

Keywords: punishment, torture, the power, the penal system, the law.

References:

1. The Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (New York, December 10, 1984).

2. Foucault Michel. Supervise and punish. Birth of Prison / Michel Foucault // Publishing House: “Ad Marginem”. - 1999. - 480 p.

3. A.A. Gritsanov, M.A. Mozheiko. Postmodernism. Encyclopedia. / comp. and scientific. ed. A.A.Gritsanov, M.A.Mozheiko // Interpressservice, Book House. - 2001. - 1040 s.