СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СПО
Чекмезов Николай Александрович
Доцент
кафедры общеобразовательных дисциплин, к.э.н., доцент
Российский
государственный университет правосудия.
Центральный филиал
Россия, г.
Воронеж
Аннотация. В статье раскрыты сущность и механизм
реализации системно-деятельностного подхода как методологической основы
федерального государственного стандарта среднего общего образования в системе
СПО.
Ключевые слова: система, деятельность, подход,
стандарт, развитие, обучение, воспитание, основная образовательная программа, преподавание,
учение.
Конституция
Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного,
художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания
[1].
Философская
наука определяет свободу как осознанную необходимость, в т.ч. в
преподавательской деятельности.
Реализация
образования на ступени среднего общего образования в объеме основной
образовательной программы предполагает, прежде всего, осознанное выполнение
требований приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (далее – Стандарта).
Стандарт является основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы
получения образования, в том числе и в системе среднего профессионального
образования.
Согласно приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от
29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования» методологической основой
Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает [3]:
–
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
–
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
образовательного учреждения;
–
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
–
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Прежде
чем проанализировать реализацию механизма системно-деятельностного подхода в
педагогической деятельности необходимо уточнить сущность ключевых понятий
«система» и «деятельность».
Философская
категория «система» определяется как совокупность взаимодействующих
интегративных элементов, которые обеспечивают ее устойчивое функционирование в
любой обстановке (система обучения, система воспитания, система образования,
педагогическая система и др.).
В
научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку и
представляется как внутренняя (психологическая) и внешняя (физическая)
активность человека, регулируемая сознанием.
Деятельность
можно также определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных
на достижение конкретной цели. Но в любом случае основными элементами
деятельности являются : потребности, интересы, цели, действия.
Теперь
перейдем к рассмотрению основных направлений реализации системно-деятельностного
подхода как методологической основы действующего ФГОС среднего общего
образования в системе СПО.
1. Формирование готовности студентов 1
курса ФНО к саморазвитию и непрерывному образованию предполагает:
– повышение роли каждого
преподавателя как носителя содержания образования и воспитания через учение, как
организатора познавательной деятельности обучаемых;
– обучение студентов умению
самостоятельно определять цели деятельности, составлять планы деятельности,
контролировать и оценивать их выполнение;
– мотивацию обучаемых к овладению
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
умению общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
– сформированность мировоззрения
обучаемых на базе современного уровня развития науки и общественной практики,
на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
– овладение студентами основами
саморазвития, самовоспитания и самообразования, а также межпредметными
понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными,
коммуникативными).
2.
Проектирование
и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения
означает:
–
разработку основной образовательной программы, которая определяет содержание и
организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования;
– ее
адаптацию применительно к системе СПО и реализацию через урочную и внеурочную
деятельность, что очень важно в условиях ограниченного времени на изучение
общеобразовательных дисциплин. Внеурочная деятельность планируется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное,
спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в
различных формах, отличных от урочной, на добровольной основе [5];
–
разработанная основная образовательная программа должна обеспечивать достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии
с требованиями, установленными Стандартом;
– основными
механизмами реализации основной образовательной программы являются учебный план
и план внеурочной деятельности;
–
программы учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы и должны содержать:
1) планируемые
результаты освоения учебного предмета;
2)
содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
3. Активная учебно-познавательная
деятельность обучаемых достигается в процессе учебной работы, которая включает
в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, а также текущего и
итогового контроля знаний студентов.
Вся система обучения и воспитания
состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения.
Преподавание есть специфическая
деятельность, направленная на передачу обучаемым суммы знаний и воспитание их в
процессе обучения. Ее конечным результатом является формирование системы
знаний, формирование личности. Общая структура преподавания включает в себя:
– педагогическую обработку учебной
информации (чем больше информации, тем меньше смысла);
– разъяснение целей обучения;
– искусство воспроизведения и
объяснения учебного материала преподавателем;
– стимулирование познавательной
деятельности обучаемых на занятиях;
– осуществление диагностики
(определение степени усвоения студентам учебного материала);
– коррекцию усвоенного материала;
– получение и обработку обратной
информации (от обучаемых к преподавателю).
Учение есть специально организованная
и самостоятельная активная деятельность обучаемых, направленная на усвоение
знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей [4].
Общая структура активной
познавательной деятельности обучающихся включает в себя: восприятие материала,
его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение и
изложение, самопроверку и применение как в системе учебных занятий, так и в
практической деятельности.
Обучение как единство преподавания и
учения – органически целостный и вместе с тем противоречивый процесс. При этом
противоречия возникают как внутри явлений преподавания и учения, так и между
ними. Разрешение противоречий составляет суть обучения.
4. Построение образовательного процесса
с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья обучающихся предполагает:
– изучение и
знание индивидуально-психологических особенностей студентов;
– применение
методов и средств обучения, соответствующих реальным познавательным
способностям обучаемых и способствующих наилучшему усвоению учебного материала;
–
оптимальное сочетание урочной и внеурочной деятельности в обучении и воспитании
студентов;
– развитие у
обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
–
оптимальное планирование и организацию учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся как средства совершенствования у них универсальных
учебных действий.
Выводы:
1.
Центральной
фигурой процесса обучения является преподаватель – носитель содержания
образования и воспитания через учение, организатор познавательной деятельности
студентов.
2.
Обучение
и воспитание студентов 1 курса факультета непрерывного образования должно
соответствовать Приказу Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования» (ред. от 29.06.2017).
3.
Методологической основой федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования является
системно-деятельностный подход, механизм реализации которого раскрыт в данной
статье.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации
[Текст] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : [с учетом поправок от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] //
Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (ч.1). - ст. 4202.
2. Российская Федерация. Федеральный
закон. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. (ред. от 29.07.2017) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы :
Законодательство. – Режим доступа: http: //www. consultant.ru/software/systems
(дата обращения: 01.11.17).
3. Приказ Минобрнауки России
от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (ред. от 29.06.2017) (Зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 № 24480) // КонсультантПлюс : справочные правовые
системы : Законодательство. - Режим доступа: http: //www.
consultant.ru/software/systems (дата обращения: 01.11.17).
4. Козырева Г.И. Дидактические
особенности формирования компетенций средствами математики / Г.И. Козырева // Общество,
право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции / ФГБОУВО «РГУП», Центральный филиал. – Воронеж : ООО
«РИТМ», 2017. - С. 623 - 628
5. Колупаева Е.А.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при реализации ФГОС СПО (на
примере преподавания культурологии) / Е.А. Колупаева // Общество,
право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции / ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,
Центральный филиал . – Воронеж : ООО «Воронеж-Формат», 2016. - С. 460 - 464.
Сведения об авторе:
Чекмезов Николай
Александрович – кандидат
экономических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, ЦФ
ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж
THE
SYSTEMIC-ACTIVITY APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF EDUCATIONAL STANDARDS
OF SECONDARY EDUCATION IN THE STR SYSTEM
Chekmezov
N.A.
Abstract.
The article reveals the essence and mechanism of
implementation of the system-activity approach as a methodological basis of the
Federal state standard of secondary General education in the system of
vocational training.
Keywords: system,
activity, approach, standard, development, training, education, basic
educational program, teaching, teaching
References:
1. Constitution of the Russian Federation [Text] : adopted by
popular vote 12.12.1993: [as amended from 30.12.2008 № 6-FKZ, № 7-FKZ; from
05.02.2014 №2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ] // Assembly of legislation of the
Russian Federation. - 2014. - № 30 (part 1). - article 4202.
2. Russian Federation. Federal law. On education in the Russian
Federation : Feder. the law of 29 December 2012 №273-FZ : adopted by the State.
Duma on December 21. 2012 (amended on 29.07.2017) // Consultant plus :
background legal system : Legislation. - Access mode: http: / / www.
consultant.ru/software/systems (date accessed: 01.11.17).
3. The Ministry of education of Russia from 17.05.2012 № 413
"On approval of Federal state educational standard of secondary (complete)
General education" (edition of 29.06.2017) (Registered in Ministry of
justice of Russia 07.06.2012 № 24480) // Consultant plus : background legal
system : Legislation. - Access mode: http: / / www. consultant.ru/software/systems
(date accessed: 01.11.17).
4. Kozyreva G. I. Didactic features of formation of competences by
means of mathematics / G. I. Kozyreva // Society, law, justice: proceedings of
all-Russian scientific-practical conference / GBOWO "rsue", Central
branch ; ed. for the release of V.I.
Filatov. – Voronezh : OOO "RITM", 2017. – P. 623 – 628
5. Kolupaeva E. A. Extracurricular independent work of students
during the realization of fgos SPO (on the example of teaching cultural
studies) / E. A. Kolupaeva // Society, law, justice: proceedings of all-Russian
scientific-practical conference / GBOWO "Russian state University of
justice", Central branch ; ed. for the release of V.I. Filatov. -
Voronezh: LLC "Voronezh-Format", 2016. – P. 460 – 464.