Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СПО

 

Чекмезов Николай Александрович

Доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, к.э.н., доцент

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В статье раскрыты сущность и механизм реализации системно-деятельностного подхода как методологической основы федерального государственного стандарта среднего общего образования в системе СПО.

Ключевые слова: система, деятельность, подход, стандарт, развитие, обучение, воспитание, основная образовательная программа, преподавание, учение.

 

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания [1].

Философская наука определяет свободу как осознанную необходимость, в т.ч. в преподавательской деятельности.

Реализация образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы предполагает, прежде всего, осознанное выполнение требований приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (далее – Стандарта).

Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования, в том числе и в системе среднего профессионального образования.

Согласно приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает [3]:

– формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Прежде чем проанализировать реализацию механизма системно-деятельностного подхода в педагогической деятельности необходимо уточнить сущность ключевых понятий «система» и «деятельность».

Философская категория «система» определяется как совокупность взаимодействующих интегративных элементов, которые обеспечивают ее устойчивое функционирование в любой обстановке (система обучения, система воспитания, система образования, педагогическая система и др.).

В научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку и представляется как внутренняя (психологическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.

Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение конкретной цели. Но в любом случае основными элементами деятельности являются : потребности, интересы, цели, действия.

Теперь перейдем к рассмотрению основных направлений реализации системно-деятельностного подхода как методологической основы действующего ФГОС среднего общего образования в системе СПО.

1.   Формирование готовности студентов 1 курса ФНО к саморазвитию и непрерывному образованию предполагает:

– повышение роли каждого преподавателя как носителя содержания образования и воспитания через учение, как организатора познавательной деятельности обучаемых;

– обучение студентов умению самостоятельно определять цели деятельности, составлять планы деятельности, контролировать и оценивать их выполнение;

– мотивацию обучаемых к овладению навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умению общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

– сформированность мировоззрения обучаемых на базе современного уровня развития науки и общественной практики, на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

– овладение студентами основами саморазвития, самовоспитания и самообразования, а также межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными).

2.        Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения означает:

– разработку основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования;

– ее адаптацию применительно к системе СПО и реализацию через урочную и внеурочную деятельность, что очень важно в условиях ограниченного времени на изучение общеобразовательных дисциплин. Внеурочная деятельность планируется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в различных формах, отличных от урочной, на добровольной основе [5];

– разработанная основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом;

– основными механизмами реализации основной образовательной программы являются учебный план и план внеурочной деятельности;

– программы учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

3. Активная учебно-познавательная деятельность обучаемых достигается в процессе учебной работы, которая включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, а также текущего и итогового контроля знаний студентов.

Вся система обучения и воспитания состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения.

Преподавание есть специфическая деятельность, направленная на передачу обучаемым суммы знаний и воспитание их в процессе обучения. Ее конечным результатом является формирование системы знаний, формирование личности. Общая структура преподавания включает в себя:

– педагогическую обработку учебной информации (чем больше информации, тем меньше смысла);

– разъяснение целей обучения;

– искусство воспроизведения и объяснения учебного материала преподавателем;

– стимулирование познавательной деятельности обучаемых на занятиях;

– осуществление диагностики (определение степени усвоения студентам учебного материала);

– коррекцию усвоенного материала;

– получение и обработку обратной информации (от обучаемых к преподавателю).

Учение есть специально организованная и самостоятельная активная деятельность обучаемых, направленная на усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей [4].

Общая структура активной познавательной деятельности обучающихся включает в себя: восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение и изложение, самопроверку и применение как в системе учебных занятий, так и в практической деятельности.

Обучение как единство преподавания и учения – органически целостный и вместе с тем противоречивый процесс. При этом противоречия возникают как внутри явлений преподавания и учения, так и между ними. Разрешение противоречий составляет суть обучения.

4.   Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся предполагает:

– изучение и знание индивидуально-психологических особенностей студентов;

– применение методов и средств обучения, соответствующих реальным познавательным способностям обучаемых и способствующих наилучшему усвоению учебного материала;

– оптимальное сочетание урочной и внеурочной деятельности в обучении и воспитании студентов;

– развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

– оптимальное планирование и организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся как средства совершенствования у них универсальных учебных действий.

Выводы:

1.        Центральной фигурой процесса обучения является преподаватель – носитель содержания образования и воспитания через учение, организатор познавательной деятельности студентов.

2.        Обучение и воспитание студентов 1 курса факультета непрерывного образования должно соответствовать Приказу Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (ред. от 29.06.2017).

3.        Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования является системно-деятельностный подход, механизм реализации которого раскрыт в данной статье.

Список использованной литературы:

1.   Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : [с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (ч.1). - ст. 4202.

2.   Российская Федерация. Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. (ред. от 29.07.2017) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Законодательство. – Режим доступа: http: //www. consultant.ru/software/systems (дата обращения: 01.11.17).

3.   Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»  (ред. от 29.06.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Законодательство. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/software/systems (дата обращения: 01.11.17).

4.   Козырева Г.И. Дидактические особенности формирования компетенций средствами математики / Г.И. Козырева // Общество, право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции  / ФГБОУВО  «РГУП», Центральный филиал. – Воронеж : ООО «РИТМ», 2017. - С. 623 - 628

5.   Колупаева Е.А. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при реализации ФГОС СПО (на примере преподавания культурологии) / Е.А. Колупаева // Общество, право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Центральный филиал . – Воронеж : ООО «Воронеж-Формат», 2016. - С. 460 - 464.

 

Сведения об авторе:

Чекмезов Николай Александрович – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

THE SYSTEMIC-ACTIVITY APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF EDUCATIONAL STANDARDS OF SECONDARY EDUCATION IN THE STR SYSTEM

Chekmezov N.A.

Abstract. The article reveals the essence and mechanism of implementation of the system-activity approach as a methodological basis of the Federal state standard of secondary General education in the system of vocational training.

Keywords: system, activity, approach, standard, development, training, education, basic educational program, teaching, teaching

References:

1.      Constitution of the Russian Federation [Text] : adopted by popular vote 12.12.1993: [as amended from 30.12.2008 № 6-FKZ, № 7-FKZ; from 05.02.2014 №2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ] // Assembly of legislation of the Russian Federation. - 2014. - № 30 (part 1). - article 4202.

2.      Russian Federation. Federal law. On education in the Russian Federation : Feder. the law of 29 December 2012 №273-FZ : adopted by the State. Duma on December 21. 2012 (amended on 29.07.2017) // Consultant plus : background legal system : Legislation. - Access mode: http: / / www. consultant.ru/software/systems (date accessed: 01.11.17).

3.      The Ministry of education of Russia from 17.05.2012 № 413 "On approval of Federal state educational standard of secondary (complete) General education" (edition of 29.06.2017) (Registered in Ministry of justice of Russia 07.06.2012 № 24480) // Consultant plus : background legal system : Legislation. - Access mode: http: / / www. consultant.ru/software/systems (date accessed: 01.11.17).

4.      Kozyreva G. I. Didactic features of formation of competences by means of mathematics / G. I. Kozyreva // Society, law, justice: proceedings of all-Russian scientific-practical conference / GBOWO "rsue", Central branch ; ed.  for the release of V.I. Filatov. – Voronezh : OOO "RITM", 2017. – P. 623 – 628

5.      Kolupaeva E. A. Extracurricular independent work of students during the realization of fgos SPO (on the example of teaching cultural studies) / E. A. Kolupaeva // Society, law, justice: proceedings of all-Russian scientific-practical conference / GBOWO "Russian state University of justice", Central branch ; ed. for the release of V.I. Filatov. - Voronezh: LLC "Voronezh-Format", 2016. – P. 460 – 464.