Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОПЫТ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НЕМЕЦКИХ                                                  ИЗДАТЕЛЬСТВ  

Чаленко Елена Сергеевна

Доцент кафедры немецкой филологии,  к.ф.н., доцент,

Воронежский государственный университет,

Россия, Воронеж

 

Аннотация.  В статье излагается опыт работы с печатными и электронными учебными материалами немецких издательств, полученный в преподавании немецкого языка как второго иностранного на факультете международных отношений Воронежского госуниверситета.

Ключевые слова: немецкий язык как второй иностранный, дидактика, методика.

 

Согласно учебному плану факультета международных отношений ВГУ студентам-бакалаврам предлагается изучение двух ИЯ (иностранных языков). Первый ИЯ – обязательно английский, второй ИЯ – по выбору: французский, немецкий, испанский. Цель обучения – приобретение следующих компетенций: способности к коммуникации в устной и письменной формах на иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия,   умения применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов, в том числе ведения переговоров с зарубежными партнерами, способности выполнять письменные и устные переводы материалов профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского – на иностранный язык, владения техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения на иностранных языках.

В рабочих программах соответственно по направлениям «Мировая экономика», «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения» на обучение немецкому языку как второму иностранному отводится от 200 до 500 в зависимости от направления. По окончании курса изучения немецкого как второго ИЯ учащиеся ФМО владеют им на уровне В1, тогда как средний уровень школьной подготовки А1+ [3]. Современная образовательная среда предлагает преподавателям немецкого языка и их учащимся большой выбор привлекательной и яркой учебной и дидактической литературы в печатном и электронном виде, предназначенной для повышения мотивации и упрощения путей познания.   Помимо этого, человек сегодня открыт для глобального мира и самостоятельно постигает иностранный язык, погружаясь в иноязычную среду.  Современные аутентичные учебники немецких издательств Cornelsen, Hueber, Langenscheidt, Klett дают возможность и преподавателям, и учащимся уверенно и последовательно двигаться к заданному уровню (В1).  Разумно относясь к тенденциям современного языкового развития, немецкие дидактики выстраивают содержание учебников в соответствии с позицией немецкого языка в мире как второго иностранного после английского.

Уже в течение 5 лет в качестве базового учебного пособия на ФМО мы выбираем “DaF kompakt A1-B1” издательства Ernst Klett Sprachen [1]. Учебник предназначен для взрослых учащихся, начинающих «с нуля», и состоит из 4 частей – Kursbuch и Űbungsbuch, к каждой из которых прилагается по 3 аудиодиска, а также грамматики и пособия для преподавателя. Мы видим его преимущество в том, что он ориентирован на звучащую речь, и этот факт позволяет учащимся в короткий срок начать говорить на немецком языке. Диапазон А1 –В1 привлекателен для тех, кто стремится как можно быстрее достичь прогресса в изучении ИЯ.

 Учебник насыщен лексикой, но имеет четкую структуру. Kursbuch и Űbungsbuch дополняют друг друга, не дублируя. Всего в учебном пособии 30 уроков (А1 – 8, А2 – 10, В1 – 12 уроков). Каждый урок – небольшая законченная история из жизни молодежи - разделен на 3 модуля, каждый модуль рассчитан на 1 занятие (2 часа). В конце урока – список слов, речевых образцов и обзор грамматики. В оглавлении к уроку поставлены конкретные цели по всем языковым навыкам. Круг тем – от «Знакомства» до «Немецкого языка в современном мире». Большинство тем имеет актуальную практическую направленность: «Практика на предприятии», «В банке», «На почте», «В бюро находок», «В полиции», «Собеседование при приеме на работу», «Написание резюме», «Посещение врача», «В туристическом бюро», «Правила поведения в общежитии», «Аренда квартиры» и подобные. В достаточном объеме представлены страноведческие материалы о немецкоязычных странах (включая Лихтенштейн) с привлечением диалектической лексики и выделением культурных различий каждой из стран. Некоторые из тем мы относим и к профессиональному блоку, например: «Высшее образование в Германии», «Государственное устройство и политическая система Германии», «Миграция», «Объединение Германии».

    Почти каждый урок содержит дискуссионное, проектное задание (уровни А1-А2) или презентацию (уровень В1). Некоторые темы повторяются частично на разных уровнях, что позволяет вспоминать и закреплять пройденный материал. При последовательном прохождении материала данный учебник может быть освоен за 180 часов аудиторной и 300 часов самостоятельной работы. Каждый из проходимых уровней заканчивается тренировочным тестом на экзамены “Start Deutsch 1”, “Start Deutsch 2”, “Zertifikat Deutsch”. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает предлагаемая после каждого урока в Űbungsbuch отдельная глава на тренировку навыков произношения лексических единиц, которые встречаются в изучаемой главе, а также интонации речевых образцов.

При работе с “DaF kompakt A1-B1” наши учащиеся постоянно видят перед собой конечную цель, что безусловно способствует мотивации. В качестве одной из трудностей, с которыми они сталкиваются, - это большой объем лексического материала, который приводится в конце каждого урока и предлагается для запоминания. Грамматический материал обусловлен коммуникативными задачами, и, как следствие, дается порционно. Между различными учебниками издательства Klett есть определенная согласованность тем и грамматического материала одного уровня, поэтому считаем целесообразным включать в профессиональный блок курса, например, для направлений «Мировая экономика» и «Зарубежное регионоведение» материалы пособия DaF im Unternehmen [2].

Значительную дополнительную поддержку в прохождении “DaF kompakt A1-B1” сотрудники издательства предоставляют на портале https://www.klett-sprachen.de [4]. Среди целого ряда предлагаемых бесплатных онлайн-упражнений к многочисленным учебным пособиям мы выбираем опцию Online-Übungen zu DaF kompakt и получаем сопроводительный учебный материал и тесты для тренировки полученных языковых навыков соответствующего уровня в виде приложения phase6 classic и в Moodle. Для преподавателя это существенная помощь в организации аудиторного занятия.

В последних уроках учебника учащиеся знакомятся с методом создания Textzusammenfassung - чрезвычайно важного этапа в освоении немецкого языка в сфере профессии. В нашей иноязычной политологической практике мы понимаем под Textzusammenfassung вторичный текст, созданный на основе оригинального текста, и являющийся результатом мыслительно-языковой деятельности человека. “DaF kompakt A1-B1” знакомит с алгоритмом создания Textzusammenfassung, предлагает основные текстовые фразы, позволяющие создать логически связанный текст.

За истекшие 5 лет работы с “DaF kompakt A1-B1” мы успешно завершили один полный курс (8 семестров), и наши учащиеся, освоившие немецкий после первого ИЯ английского, на итоговом экзамене показали высокий уровень владения в первую очередь устной речью. Этот факт, как и сама текущая работа, позволяет нам положительно оценить учебник “DaF kompakt A1-B1”.

Список использованной литературы:

1. DaF im Unternehmen A1. Kurs- und Űbungsbuch. – Ernst Klett Sprachen Stuttgart, 2015. – 236 S.

 2. Daf kompakt A1 – B1. Deutsch als Fremdsprache fȕr Erwachsene. – Ernst Klett Sprachen Stuttgart, 2011. – 260 S.

3. Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, lehren, beurteilen [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vfz.de/tl_files/download/GERS%20-%20Globalskala.pdf1 (Дата обращения 20.10.2018) – Загл. с экрана.

 4. Klett. Sprachen fȕrs Leben [Электронный ресурс] -  https://www.klett-sprachen.de/downloads/online-uebungen/online-uebungen-daf/c-867  (Дата обращения 6.11.2018) – Загл. с экрана.

 

Сведения об авторе:

Чаленко Елена Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкой филологии, Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж

 

EXPERIENCE WITH EDUCATIONAL MATERIALS   OF GERMAN

                                             PUBLISHERS

                                                Chalenko E.S.

Abstract.  The article presents the experience of working with printed and electronic educational materials of German publishers, obtained in teaching German as a second foreign language at the faculty of international relations of the State University Voronezh.

         Keywords: German as a second foreign language, didactics, methodology.

     References:

1. DaF im Unternehmen A1. Kurs-und Űbungsbuch. - Ernst Klett Sprachen Stuttgart, 2015. – 236 S.

 2. Daf kompakt A1-B1. Deutsch als Fremdsprache fȕr Erwachsene. - Ernst Klett Sprachen Stuttgart, 2011. – 260 S.

3. Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, lehren, beurteilen [Electronic resource] - access Mode: http://www.vfz.de/tl_files/download/GERS%20-%20Globalskala.pdf1 (accessed 20.10.2018) – the title from the screen.

 4. Klett. Fȕrs Sprachen Leben [Electronic resource] - https://www.klett-sprachen.de/downloads/online-uebungen/online-uebungen-daf/c-867 (accessed 6.11.2018) -  the title from the screen.