Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПОНИМАНИЕ ПРАВА В ФИЛОСОФИИ СТОИКОВ

 

Первушина Валентина Николаевна

Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, д.ф.н., профессор

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Гурьев Юрий Анатольевич

к.ф.н., доцент,

ВУНЦ ВВС «ВВА» им. Н. Жуковского и Ю. Гагарина,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация.  В  статье рассматривается понимание права, закона в в философии стоиков. Их понимание данных концептов тесно связано с этикой. Понятие «равенство»  в философском учении стоиков  обосновало законные права индивида.

Ключевые слова: право, закон, равенство, этика, права индивида

 

Древнегреческая школа стоиков пережила несколько этапов своего развития [1]. Первый период длился от основания школы до первой половины второго века до н.э., другой – до первого века до н.э.; и третий период связан с поздними стоиками, жившими в Римской империи. Стоики выступили систематизаторами философии, разделив ее на логику, содержащую и знание риторики, физику, включающую теологию и онтологию, и этику, содержащую экономику и политику. В контексте этики представители раннего стоицизма (Зенон и Хрисипп) анализировали и проблемы юриспруденции. Не случайно одна из работ стоиков носит название «О законе».

Стоики пытались совместить природную необходимость с обоснованием законности, предлагавшейся софистами. Первый путь – метафизический, связанный с депривацией человеческого разума от природы, и второй, антропологический, подход, предполагавший развитие понятия родства, (oikeiosis). Онтология стоиков осмысливала мир (природу) “ как обособленную качественность всего сущего”,[2] включающую небо и землю, самого бога. Мир управляется разумом и провидением, в нем содержатся божественные принципы органической целостности, оживляемые постоянным присутствием основ жизни в виде семени. Эти разумные основания жизни сами по себе проявляются в качестве элемента огня, активного принципа движения и мысли. Стоическая философия принимает тройственную трактовку реальности: это – природа или божественное провидение; огонь или принцип движения и мысли; одушевленность или принцип жизни. Люди сопричастны божественному разуму через hegemonikon, управляющую часть человеческой души. Человеческий разум является составной частью мирового разума, тотальность которого гарантирует само божественное предопределение. Под тотальностью стоики понимали идентификацию каждой части с целым.

Стоическая философия выводит человеческий разум из природы. Благодаря доктрине органической оживленности мира, стоики осмысливают отношения между божественным и человеческим порядками как прямое и особенное в противоположность общему и отдаленному в ранней древнегреческой философии. В противовес механистической модели силы и стандарта стоики предложили сообщество тела и души, непосредственное близкое объединение частей и частей с целым. Это привело к следующим принципиальным выводам: 1) признанию объективности знания (объективный когнитивизм). В контексте эпистемологии закона стоики придерживались доктрины этического объективизма, в рамках которого истина этического или легального суждения независима от говорящего; 2) стоическому прескриптивизму (у Хриссипа закон является царем всех вещей человеческих и божественных). Благодаря понятию «божественное провидение» стоики возвысили онтологическую основу нормативности этики и закона в отличие от представителей раннегреческой философии, которые воспринимали провидение в антропоморфном и особенно заслуживающем наказания (возмездия) терминах. У стоиков человеческий закон есть знание и применение разума в прескриптивном и практическом выражении; 3) стоическому стандарту одобрения. Ранее, как было отмечено, древнегреческие философы проводили различие между phusis-nomos. Стоики сняли это противопоставление, признав понятие равенства, формального и материального. Формальное равенство основывается на существовании и прескриптивности писаного закона, обнаруживаемого в классификации различных видов законов: гражданском праве, уголовном, административном и т.д.

В рамках этой классификации можно обнаружить полный набор правовых прескрипций: процедура, позитивная структура, санкции. Материальное равенство сводилось к дедукции человеческих норм из существования естественных законов; 4) признанию индивидуализма. В стоической философии мир состоит из индивидов, которые не похожи друг на друга. Каждый является носителем свойств, выражающих его сущность. "Пути к свободе везде открыты", а "неписаные законы сильнее всех писаных"[3], поэтому естественные права неотчуждаемые (невозможно приписать) и непредписываемые (невозможно лишить согласно законодательству или юридическому порядку). В противовес детерминизму провидения стоическая философия утверждала достоинство и свободу индивида, основанную на понятии истинного равенства, материальное выражение которого обосновало законные права индивида; 5) воспитательному значению закона. Этический рационализм стоиков постигал закон как обеспечение (подпорку) для поддержания добродетелей, всевышнего Бога.

Использование понятия родства позволяло представителям стоической философии обратиться к эмпирической области. Термин oikeiosis означал родственность, общинно - родовые и семейные отношения. Позднее это понятие рационализировалось и подразумевало целый ряд субъектов, включающих город-государство и гражданство. В итоге в широком смысле родство распространялось на каждого человека, известного как члена региона, расы или веры. Это предполагало приоритет внутреннего опыта над постижением целого. Стоики уменьшили значимость древнегреческого города-государства как сосредоточение особых законов и этических норм. Для них важен был идеальный мир всеобщего, из которого устраняется привязанность к городу-государству. Полис, субстанциональная основа древнегреческой юриспруденции, передает свои права  понятию «легальное существование». Стоики подчеркнули эволюционный аспект легального размышления (reasoning), его причинную зависимость от правил родительства до правил рационального освобождения  как формального, так и материального.

Таким образом, стоики продолжали традиции рационализма и объективности, присущие раннегреческой философии права, но внесли новое понятие нормативности, которое решило антиномию физиса-номоса, идущую от школы элеатов. Стоическая философия, таким образом, подчеркивает значимость безусловной силы естественных законов в ущерб отдельной полисной формы государственности.

Список использованной литературы:

1.   The Philosophy of Law. - P. 361-362;  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - С. 248-307.

2.   Диоген Лаэртский. - С. 287.

3.   Сенека. Марк Аврелий. Наедине с собой. - Симферополь.: «Реноме», 2002. - С. 9 -16.

 

Сведения об авторах:

Первушина Валентина Николаевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

Гурьев Юрий Анатольевич – кандидат философских наук, доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА» им. Н. Жуковского и Ю. Гагарина, Россия, г. Воронеж

 

 

UNDERSTANDING OF RIGHT IN THE PHILOSOPHY OF STOICS

Pervushina V.N.

Gyriev Ju. A.

Abstract: The article deals with the understanding of t right and  law in the philosophy of Stoics. Their understanding of these concepts is regarded in the terms of ethics. The concept of "equality" in the philosophical doctrine of the Stoics justified the legitimate rights of the individual.

Keywords: right, law, equality, ethics, individual rights.

References:

1.   The Philosophy of Law. - P. 361-362; Diogenes Laertios. On the life, teachings and sayings of famous philosophers. - M.: Thought, 1986. - Pp. 248-307.

2.   Diogenes Laertios. - P. 287.

3.   Seneca. Marcus Aurelius.  Being Alone. - Simferopol.: "Renome", 2002. - Pp. 9 - 16.