Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


 РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЮРИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

 

Остапенко Владимир Савельевич

Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, д.п.н., профессор

Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Ласточкина Ольга Анатольевна

Преподаватель-методист  

Московский университет МВД России

                                                                                                        Россия, г. Москва

 

Зубов Игорь Валентинович

Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

к.п.н.

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия

 им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Россия, г. Воронеж

 

          Аннотация. В  статье рассматривается процесс становления и развития мировоззренчески значимых качеств юриста в вузе как основы правового мировоззрения. Приводится классификация и показатели  сформированности данных качеств, которые развиваются в образовательном процессе вуза и характеризуют в конечном итоге уровень сформированности профессионального правового мировоззрения будущих юристов.

           Ключевые слова: мировоззренчески значимые качества, личность юриста, образовательный процесс, классификация качеств, показатели.

 

          Формирование мировоззренчески значимых качеств у обучающихся в вузе является важнейшей задачей, которую решают образовательные организации, осуществляющие подготовку юристов. Сегодня эта проблема имеет особое значение и определяется не только спецификой современного развития юридического образования в вузах, но и необходимостью совершенствования  процесса становления данных качеств у юристов в целях формирования правового мировоззрения и повышения эффективности профессиональной деятельности.

         Проблему формирования мировоззренчески значимых качеств обучающихся  в вузах  рассматривали А.В.  Баталова А.В.  [1], Е.В. Бондарчук [2],  В.М. Доброштан [3], Г.Е. Залесский [4], В.М. Мельников [5] и др. Развитие таких качеств способствует не только улучшению профессиональной деятельности юристов в целом, но и позволяет определить их пригодность  к той или иной конкретной сфере правовой деятельности, в частности. Ведь в случае профессиональной непригодности, юрист будет подвергаться  значительным моральным и психологическим перегрузкам, что приведет к неудовлетворённости в познании правовых явлений, безразличию к  профессии и может послужить причиной профессионально-нравственной деформации.

        Классификация мировоззренчески значимых качеств юристов может проводиться по разным основаниям. Мы считаем, что целесообразно выделять следующие группы качества: профессиональной пригодности; организационно-коммуникативные; нравственные; интеллектуальные; психические. Эти качества составляют основу правового мировоззрения юристов, являющегося по своей сути профессионально-ориентированным.

        «К мировоззренческим качествам профессиональной пригодности, подчеркивает В.М. Мельников,   можно отнести: социальная адаптация; нервно-психическая устойчивость; интеллектуальное развитие; коммуникативная компетентность; организаторские способности» [5]. Эти профессионально значимые качества имеют особое значение для юристов, так как без них невозможно успешно выполнять профессиональные задачи,  сформировать правовое мировоззрение. Важнейшим из них является высокий уровень социальной адаптации, который заключается в нормативности поведения в различных нестандартных ситуациях, умение согласовывать свои потребности с интересами других, избегать конфликтных ситуаций, наносящих вред личности и  профессиональной деятельности.

         К необходимым мировоззренчески значимым качествам юристов, формируемым в образовательном процессе вуза,  следует отнести и те, которые характеризуют нравственный аспект правового мировоззрения: честность, справедливость, принципиальность в борьбе с нарушителями правопорядка, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Все эти качества, формируемые у обучающихся в вузе на основе нравственных принципов и норм, способствуют  качественному выполнению ими предстоящих правовых задач в соответствии с требованиями закона. Н.И. Татаркина выделяет и нравственные качества, которые свидетельствуют о профессиональной непригодности юриста к предстоящей профессиональной деятельности: низкий нравственный облик, нечестность, безответственность, недисциплинированность [6]. Вслед за авторами, мнения которых мы поддерживаем, следует, на наш взгляд, усилить практико-ориентированный аспект процесса формирования нравственных качеств у студентов (внимательность к людям, уважительное отношение, доброжелательность), используя весь арсенал форм, методов, средств педагогического воздействия. Ведь зачастую на основе сформированных в вузе нравственных норм и установок юрист принимает легитимные решения, совершает одобряемые поступки, справедливо оценивает действия окружающих.

         Следует учитывать и такие мировоззренчески значимые качества, которые определяют нервно-психические характеристики будущего юриста: устойчивость к стрессу; адекватное отношение к риску; высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением; спокойствие и уравновешенность в ситуациях, предполагающих нервное напряжение. Данные качества позволяют на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать не различные чрезвычайные события и ситуации. Противопоказаниями к профессиональной деятельности будут такие нервно-психические качества как низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, избыточная агрессивность, быстрая нервная истощаемость. 

        Можно выделить мировоззренчески значимые качества, формируемые в образовательном процессе вуза, которые характеризуют интеллектуальное развитие будущих юристов и раскрывают качественный аспект правового мировоззрения: развитый интеллект; широкий кругозор; эрудиция; гибкое творческое мышление при решении профессиональных задач; активность;  развитое воображение; интуиция. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность, неразвитый интеллект и воображение, слабая память – это те негативные качества, которые несовместимы с профессией юриста.

        Организаторские и коммуникативные качества также можно отнести к мировоззренчески значимым, которые позволяют юристу, в зависимости   от рода его деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в  профессиональное общение. Поэтому юристу необходимы такие качества профессионального мировоззрения как: коммуникабельность; диалогичность; внимательность; уважительность; находчивость в ситуации правовой неопределенности; самостоятельность суждений. Главным в деятельности юриста является умение вести диалог с гражданами. Каждый человек по-своему индивидуален и для юриста необходимо чётко определить приоритеты в профессиональном общении, его особенности и исходя из этого строить разговор, реализуя таким образом свои организаторские и коммуникативные качества. В противном случае, при неправильном поведении юриста, слишком резком тоне, неуважительности, негативном настрое, человек может замкнуться в себе, не пойдет на контакт и откажется вести диалог.

         Но невозможно сформировать выше перечисленные мировоззренческие качества, если у каждого обучающегося не будет развита мотивационная сфера. Будущий юрист должен стремиться к достижению высоких результатов в учебе, всеобщему уважению, престижу, повышению личного авторитета. Если такая мотивация отсутствует, то вряд ли можно говорить о качественной подготовке будущих юристов-профессионалов в вузах.

          Анализ эффективности процесса формирования мировоззренчески значимых качеств студентов осуществляется на основе количественных и качественных показателей. Количественная оценка эффективности обычно включает такие показатели как степень охвата студентов воспитательным воздействием, количество проведенных мероприятий, частота их проведения, посещаемость и т.д. Однако при всей своей важности количественные показатели сами по себе не могут служить единственным и достаточно точным критерием. Качественная оценка эффективности формирования мировоззренчески значимых качеств студентов включает такие показатели как глубина их развития, степень усвоения на личностном уровне, наличие мотивации и интересов, уровень морально-психологической готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

         Таким образом, рассмотренные мировоззренчески значимые качества, формируемые у будущих юристов в образовательном процессе вуза, составляют необходимую основу их правового мировоззрения и способствуют повышению эффективности и качества работы в правой сфере.

Список использованной литературы:

1. Баталова А.В. Формирование гуманистического мировоззрения студентов вузов культуры и искусства: дис. … канд. пед. наук / А.В. Баталова. – Москва, 2004. – 204 с.

2. Бондарчук Е.В. Формирование мировоззрения личности специалиста в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук / Е.В. Бондарчук. – Калининград, 2006. – 184 с.

3. Доброштан В.М. Аксиологические основы мировоззрения личности: автореф. дис. … д-ра культурол. наук / В.М. Доброштан. – Санкт-Петербург, 1999. – 44 с.

4. Залесский Г.Е. Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории / Г.Е. Залесский // Психология личности в трудах отечественных психологов. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 480 с.

5. Мельников В.М. Квалиметрические методы диагностики личностных профессионально значимых качеств студентов / В.М. Мельников // Социально-экономическое развитие регионов. Реальность и перспективы. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. ООО «Новый взгляд». Воронеж, 2003. – С.57—67.

6. Татаркина Н.И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н.И. Татаркина. — Елец: Елец. гос. ун-т, 2006. — 49 с.

 

Сведения об авторах:

Остапенко Владимир Савельевич – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

Ласточкина Ольга Анатольевна – преподаватель-методист, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Россия, г. Москва

Зубов Игорь Валентинович – кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, г. Воронеж

 

 

THE IDEOLOGICAL DEVELOPMENT OF IMPORTANT QUALITIES OF THE LAWYER IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Ostapenko V.S.

Lastochkina O.A.

Zubov V.

         Abstract. The article deals with the process of formation and development of worldview significant qualities of a lawyer at the University as the basis of the legal worldview. The classification and indicators of formation of these qualities that develop in the educational process of the University and characterize in the end the level of formation of professional legal Outlook of future lawyers.

         Keywords: worldview significant qualities, personality of a lawyer, educational process, classification of qualities, indicators.

                                                   References:

1. Batalov A.V. Formation of the humanistic worldview of students of universities of culture and art: dis. ... Cand. ped. Sciences / A.V. Batalov. - Moscow, 2004. - 204 p.

2. Bondarchuk E.V. Formation of the worldview of the personality of a specialist in a technical college: dis. ... Cand. ped. Sciences / E.V. Bondarchuk. - Kaliningrad, 2006. - 184 p.

3. Dobroshtan V.M. Axiological basis of the worldview of personality: author. dis. ... Dr. culture Sciences / V.M. Dobroshtan. - St. Petersburg, 1999. - 44 p.

4. Zalessky G.E. Worldview and beliefs of a person as psychological categories / G.E. Zalessky // Personality Psychology in the Works of Russian Psychologists. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 480 p.

5. Melnikov V.M. Qualimetric methods for diagnosing personal professionally significant qualities of students / V.M. Melnikov // Social and economic development of regions. Reality and prospects. Collection of scientific papers of the international scientific-practical conference of young scientists and specialists. LLC "New Look". - Voronezh, 2003. - P.57-67.

6. Tatarkina N.I. Formation of the spiritual and moral culture of the individual cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: author. dis. ... Dr. Ped. Sciences / N.I. Tatarkina. - Elec: Elec. state Univ., 2006. - 49 p.