Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

(на примере изучения дисциплины «Русский язык в деловой документации юриста»)

 

Морозова Надежда Михайловна

Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, д.ф.н., профессор

Воронежский институт МВД России,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье системный подход рассматривается как направление методологии научного познания и социальной практики, основной целью которого является всестороннее и гармоничное развитие личности.

Ключевые слова: системный подход, цели и задачи системного подхода, воспитательная деятельность, самореализация личности, теория и практика делового общения.

  

В научной и педагогической деятельности существует некоторое разделение естественного и гуманитарного знания, но, следует заметить, что оно достаточно надумано.  Так, профессор Е.А. Лебедев считает, что между современным естествознанием и социально-гуманитарными науками отсутствует «резкая демаркационная линия» [5, с. 6]. «В функционировании и развитии тех и других важное значение имеют их социальные и ценностные основания…. Во всех науках истины, теории и парадигмы – результат…сложного процесса эмпирического, теоретического познания и социальных коммуникаций…» [5, с. 6]. Естественно, различие между естествознанием и социально-гуманитарными науками есть, но мнение о том, что они вырабатывают общие социальные и ценностные основания, не вызывает сомнения.

Учитывая общность естествознания и социально-гуманитарных наук, можно говорить и об общих методах их преподавания. К такому методу можно отнести, так называемый, системный подход.

Существует множество определений системного подхода как метода. Приведем одно из них: «Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведений их в единую теоретическую картину…» [2; с. 1226].

В современной методике преподавания в высшей школе использование системного подхода считается наиболее эффективным методом изучения социально-гуманитарных дисциплин, так как именно при помощи этого метода возможно «конструирование проблемных ситуаций, проблемных вопросов и задач».

Но, следует заметить, что «конструирование проблемных ситуаций» не всегда возможно. Как справедливо замечал известный русский ученый, педагог, методист Ф.II. Буслаев: «…все историческое и положительное («нормативное») не может преподаваться гейристически (эвристически), ибо ученик никоим образом не дойдет своим соб­ственным рассуждением до факта, подлежащего только памяти» [3, с. 12]. Это правило совершенно справедливо вошло в золотой фонд методики гуманитарных дисциплин. Действительно, не стоит тратить время на «исследование» обучающимися того, что надо просто выучить и запомнить. Так, многие задания, например, по русскому языку носят репродуктивный характер, требуют ежедневной кропотливой системной работы по отработке определенных правил грамматики и орфографии.

Но, как известно, процесс познания может быть как репродуктивный, так и творческий. Описать особенности творческой деятельности крайне сложно, так как «для... творческих процедур нет алгоритма, нет системы действий, которую можно бы­ло бы предъявить обучаемому» [1, с. 61].

Много в этом плане сделано в методике преподавания гуманитарных дисциплин. Однако остается немало дискуссионных вопросов, например, о соотнесении творческой и репродуктивной деятельности в процессе преподавания и усвоения предмета. «Процедуры творческой дея­тельности нельзя передать иначе как включением человека в по­сильную деятельность, требующую проявления тех или иных твор­ческих черт и тем самым эти черты формирующую» [4, с. 152].

Использование методов обучения репродуктивного и творческого (продуктивного) характера предполагает создание типологии упражне­ний, задач, носящих проблемный характер. При этом важно забо­титься о повышении обучающего и развивающего потенциала различных методов, занимающих в процессе обучения гуманитарным дисциплинам           значитель­ное место. Например, при изучении дисциплины «Русский язык в деловой документации юриста» обучающиеся получают сведения не только о языке как общественном явлении, но также изучают его коммуникативные возможности, реализующиеся в деловом общении.

Совмещение творческой и репродуктивной деятельности – это и есть практическая реализация системного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин.  

Так, при организации занятий по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» системный метод является ведущим. Он помогает наиболее эффективно вырабатывать общекультурные и профессиональные компетенции, такие, как «способность к добросовестному и этическому исполнению профессиональных обязанностей в судебной работе», «способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень».

«Русский язык в деловой документации юриста» играет важную роль в подготовке специалистов в сфере судебной деятельности, так как именно при изучении данной дисциплины происходит формирование образцовой языковой личности специалиста, речь которого соответствует нормам, принятым как в образованной среде, так и в сфере профессионального общения. Недаром основными ее целями являются развитие умений и навыков письменной речи в деловом и профессиональном общении; формирование способности к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с профессиональной коммуникативной ситуацией; повышение уровня языковой культуры обучающихся; воспитание чувства уважения к русскому языку, речи как части общенациональной культуры.

Реализация этих целей позволяет магистрантам понять роль культуры речи в профессиональной деятельности сотрудников судебной системы; помогает овладеть мастерством эффективной деловой речи в ее письменной и устной формах, речевым этикетом; а самое главное писать орфографически грамотно. Кроме того, магистранты на занятиях знакомятся с различными жанрами судебной речи, учатся вести деловые беседы.

Содержательно магистранты изучают деловую документацию как средство реализации официально-делового стиля, понятие, классификацию, сферу использования служебных документов, их функции.

На основе творческих заданий (создание определенных деловых ситуаций) отрабатываются умения грамотно составлять тексты распорядительных и информационно-справочных документов. А для этого надо хорошо знать их содержание, композицию, оформление, классификацию, композиционную структуру, обязательные реквизиты документов, требования к их языковому оформлению, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов и пр.

При изучении тем курса в процессе выстраивания различных профессиональных ситуаций при помощи деловых игр у обучающихся формируются навыки успешного, эффективного делового общения; умения грамотно осуществлять письменную и устную деловую коммуникацию. В ходе деловой игры проводится анализ профессиональных ситуаций, делаются конкретные выводы самими обучающимися. Итогом работы является создание рекомендаций по правилам построения тактики делового общения в разных профессиональных речевых условиях.

При изучении гуманитарных дисциплин, в том числе и русского языка в деловой документации юриста, важно учитывать особенности как репродуктивной, так и продуктивной познавательной деятельности. Применение системного метода в реальном педагогическом процессе доказывает этот тезис.

Список использованной литературы:

1. Баринова Е. А. Методика русского языка. – М .: Наука, 1994. – С. 61.

2. Большой энциклопедический словарь. М. : Энциклопедия, 2008.   С. 1226.  

3. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844. –  Ч.1. – С. 12.

4. Палей И. Р. Очерки по методике русского языка. – М. : Просвещение, 1999. – С. 152.

5. Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. пособ. для вузов / под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. – М. : Академический проект, 2006. – С. 6.

 

Сведения об авторе:

Морозова Надежда Михайловна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт МВД России», Россия, г. Воронеж.

 


SYSTEM APPROACH IN TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES

(on the example of studying the discipline «Russian language in the business documentation of a lawyer»)
 

N.M. Morozova

Abstract. The article considers the systems approach as a direction of the methodology of scientific knowledge and social practice, the main goal of which is the comprehensive and harmonious development of the personality.
Keywords: system approach, goals and objectives of a system approach, educational activities, self-realization of the individual, theory and practice of business communication.

References:

1. Barinova E. A. Methodology of the Russian language. - Moscow: Science, 1994. - p. 61.
2. Big encyclopedic dictionary. - M.: Encyclopedia, 2008. - p. 1226.
3. Buslaev F. I. On the teaching of the native language. - M., 1844. - Part 1. - p. 12.
4. Paley I.R. Essays on the method of the Russian language. - M.: Enlightenment, 1999. - p. 152.
5. Philosophy of social and human sciences: studies. benefit for universities / under total ed. prof. S.A. Lebedeva. - M.: Academic project, 2006. - p. 6.