Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Гуманизация исполнения наказаний в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона

Кушнир Светлана Ивановна

Доцент факультета внебюджетного образования, к.и.н., доцент

Воронежский институт ФСИН России,

Россия, г. Воронеж

 

Остапенко Владимир Савельевич

Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, д.п.н., профессор

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассказывается об отдельных аспектах и особенностях исполнения наказаний в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевые слова: исполнение наказаний, гуманизация, приговор, Китай, Япония, Южная Корея, Монголия.

 

Известно, что любая страна обладает определенным своеобразием, своими неповторимыми чертами, в том числе и в области исполнения наказаний. Изучив это своеобразие, можно извлечь позитивный и учесть негативный опыт.

Одна из крупнейших стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе – это Китай. Традиции приведения приговора в исполнение одни из самых древних. Еще во времена средневековья на лице преступника ставилось клеймо, с которым он вынужден был жить всю жизнь. Его называли «золотая печать». Нет, в настоящее время такое клеймо в физическом смысле на человеке не ставится, однако власти страны делают все, чтобы информация о судимости человека преследовала его всю жизнь. Своеобразное информационное «золотое клеймо».

Независимо от того, какое преступление человек совершил, информация будет преследовать его всю жизнь. Эта судимость очень негативно сказывается на всей жизни человека, лишая его многих прав и интересов, толкая часто, на совершение повторных преступлений. В отличии от России, в уголовном законодательстве Китая нет такого института, как погашение судимости или её снятие. В 100 статье Уголовного кодекса Китая говорится о том, что при поступлении на работу, учебу, военную службу требуется обязательно сообщать о судимости, что естественно, может стать препятствием для получения работы и т.д. Эта «пожизненная судимость» лишает человека многих важных прав и интересов, оказывает негативное влияние на профессиональные навыки.

Судимым признается человек, приговор которому вынес суд. Причем приговор может быть смертным, а также содержать в себе лишение свободы или штраф. Некоторые законы Китая предусматривают пожизненные запреты или ограничения для лиц, подвергшихся уголовному наказанию. Так, в ст.11 Закона о судьях, в ст.11 Закона о прокуратуре и в ст.26 Закона о полиции предусматривается, что лица, повергнувшимся уголовному наказанию, не могут быть судьями, прокурорами и полицейскими. Закон об адвокатуре в ст. 9 говорится: «лицам, подвернувшимся уголовному наказанию за умышленное преступление, не допускается присвоение статуса адвоката». В ст. 14 Закона об учителе предусматривается: «лица, лишенные политических прав или подвергнувшиеся уголовному наказанию в качестве лишения свободы и более строгих видов наказания, не имеют права быть учителями, а учителя, подвергнувшиеся такому уголовному наказанию, должны быть лишены статуса учителя» [3]. И таких примеров, с лишением права пожизненно заниматься какой-либо работой, очень много.

В КНР смертная казнь применяется чаще, чем в любой другой стране, хотя официальная статистика до сих пор не сообщает точного числа казненных (ориентировочно оно составляет 5000 в год).

Среди стран АТР самый низкий уровень преступности на протяжении последних нескольких лет фиксируется в Японии. Во всяком случае, в течении последних 15 лет количество преступлений неуклонно снижается. Так, в 2017 году было совершено 915111 преступлений, что на 9,8% меньше, чем в предыдущем году [2]. Из них на кражи пришлось около 70%, а на грабежи – 20,6%. Это новый послевоенный минимум преступлений в истории Японии.

Что же помогает стране сохранять такой низкий уровень преступности? Прежде всего, это конечно действия полиции. Но само Национальное полицейское управление Японии скромно умалчивает о своих заслугах, утверждая, что снижению преступности способствует огромное количество видеокамер, которые расположены по всей стране, а также поведение граждан, которые с большим нетерпением относятся к нарушениям порядка.

Но кроме этих причин, сама уголовно-исполнительная политика страны способствует уровню снижения преступности, прежде всего тем, что акценты в ней смещены с юридических и правовых тонкостей в область социального и гуманного. Для японской уголовной политики важна не столько юридическая проработка вопросов, сколько соответствие её ожиданиям и стереотипам, которые существуют в сознании японцев.  Продуктивность японской уголовной политики объясняется не столько разработанностью правовых институтов, сколько соответствием правовой системы устоям японского общества, его обычаям и традициям. Успехам уголовной политики способствуют не усиление репрессивных мер, а применение всех средств социального контроля, которые находятся в распоряжении общественности [4]. 

К тому же очень эффективно используется законодательство в сфере предупреждения преступлений. Одним из таких примеров является законодательство в области обладания огнестрельным оружием. В Японии оно самое жесткое в мире. Но и эффект очень высок. Нападений с применением огнестрельного оружия в Японии менее 1%. Для предупреждения первичной преступности подвергаются индивидуальному воспитательному воздействию трудные подростки в школе; постоянно пропагандируется законопослушание силами полиции и других силовых структур, школы, общественных организаций; принимаются превентивные меры для устранения условий совершения преступлений.

С другой стороны, в Японии наблюдается явная тенденция в сторону гуманизации наказаний для тех, кто уже совершил преступления. Так, например, японцы, насколько возможно, стараются отказаться от лишения свободы (а если невозможно - от длительных сроков). Японцы считают губительной сверхкриминализацию и предпочитают более мягкие средства воздействия. При определении конкретного средства соблюдается общее правило: если есть возможность решить задачу при минимальном ограничении интересов граждан, более жесткие меры не должны быть использованы [4].

При рассмотрении дела в суде большое внимание уделяется личности преступника, т.е. для суда характерен индивидуальный подход, обращают внимание на то, как сам преступник относится к совершенному им преступлению. Из сферы уголовного права стараются вывести дела, если они малозначительны, или их можно объяснить обстоятельствами, средой, событиями. Это направление способствует снижению излишней стигматизации, и позволяет беречь ресурсы правоохранителей.

Такая работа вовсе не означает, что подсудимые бывают оправданы. Доля оправдательных приговоров менее 0,5%. Это говорит о том, что подсудимым выносятся более гуманные приговоры, не связанные с лишением свободы, например много отсрочек, штрафов, общественных работ. В Японии стараются следовать принципу целесообразности назначаемого наказания.

Далеко не все преступления рассматриваются в суде. Есть малозначительные преступления, наказания за которые находятся в ведении полиции (246 ст. УПК), и в ведении прокуратуры (248 ст. УПК). Суть криминологической политики (в области предупреждения преступлений), осуществляемой в современной Японии, состоит в профилактике преступности - как первичной, так и повторной, это соответствует тому курсу уголовной политики, который проводится властями.

Значительные успехи достигнуты в области ресоциализации преступников. С целью предотвращения повторных преступлений в Японии стремятся не допускать излишнего «клеймения» лиц, преступивших закон, чтобы избежать формирования у них комплекса «преступной личности», «изгоя общества».

В Южной Корее достаточно жесткое уголовное наказание. К основным видам наказания относятся: смертная казнь, каторга, тюремное заключение, штраф в крупном размере. Мелкий штраф, лишение определенного права, отстранение от должности и арест являются дополнительными видами наказания, хотя могут применяться и самостоятельно. Смертная казнь может быть назначена в основном за воинские преступления, за руководство восстанием, за преступления против государства. Другие виды наказания зависят от тяжести совершенного преступления. Но за все виды преступлений наказание назначает только суд. Понятие «суда присяжных» в Южной Корее отсутствует. Уголовные дела, по которым наказание может составлять один год лишения свободы и выше, рассматриваются коллегией из трех судей, остальные дела - судьей единолично [1].

Корея неоднократно показывала всему миру то, как принципиальна она бывает при вынесении приговоров высшим должностным лицам. Так, в 2017 году разразился скандал со взятками вокруг президента Кореи Пак Кын Хе. В результате приговора суда она получила срок в 24 года, хотя прокурор просил 30 лет (в 80-х гг. за многочисленные злоупотребления к смертной казни приговорили Президента страны Ким Те Чжуна; около 10 лет он ожидал исполнения смертного приговора и лишь в конце 90-х годов был помилован. Одной из особенностей исполнения смертной казни в Южной Корее является то, что приговор приводят в исполнение не раньше, чем через 6-10 лет).

Законодательством Кореи предусмотрено участие адвоката в процессе расследования и в самом судебном процессе. Однако, чаще адвокат допускается лишь до участи в судебном процессе. В частности, нередко исключается участие адвоката на стадии предварительного следствия. Так же отсутствует освобождение под залог.

Однако, Корея одна из тех стран, где уровень преступности (убийства, грабежи, кражи), почти такой же низкий, как и в Японии. Здесь в основном много преступлений, связанных с коррупцией, мошенничествами и другими экономическими преступлениями. Почему это происходит? Говорить о гуманизации наказания в Корее по японскому типу - не приходится. Мораторий на смертную казнь в Корее существовал на протяжении почти 13 лет, но в 2015 году был отменен, в связи с убийством военнослужащим своих сослуживцев. Исследований столь низкого уровня преступности пока нет. Возможно лишь предположить следующие причины: законопослушность корейцев; жесткий социальный контроль, т.е. со стороны самих граждан, а не государства; высокая конкуренция среди корейцев во всем, в том числе и при получении образования и работы.

В Монголии уровень преступности начал снижаться примерно с 2012 года. В 2016 году было зарегистрировано чуть более 27 тыс. преступлений. Согласно исследованиям монгольских коллег, каждый третий, совершивший преступление, ранее уже был судим, а каждый второй преступник был безработным. В момент преступления 85% нарушителей закона находились в состоянии алкогольного опьянения. Однако, уровень преступности постепенно падает.

Интересна уголовно-исполнительная система Монголии, опирающаяся на исторические и этнокультурные традиции в противодействии преступлениям. Большая часть пенитенциарных учреждений Монголии построена в соответствии с международными стандартами обращения с заключенными. Это стало возможным, благодаря сотрудничеству с международными организациями, например с ООН. И если в российских тюрьмах царит атмосфера «отчуждения», «особого режимного объекта», «зоны», заключенные носят одинаковые робы, обстановка выдержана в серых темных и мрачных тонах, то в Монголии, например в колонии строгого режима под Улан-Батором, осужденные носят обычную одежду, проживают в помещениях на 2-3 человека, где относительно уютно, имеется различная музыкальная и видеотехника,  постелены ковровые покрытия. Несмотря на то, что среди осужденных немало иностранцев, в том числе и граждан России, их негласное деление по социальным группам отсутствует. «Воров в законе», «авторитетов» в нашем понимании среди осужденных нет. Сотрудники колонии говорят о том, что осужденные более всего прислушиваются к мнению старших из них или осужденного, имеющего длительный срок заключения.

В июле 2017 года в стране на законодательном уровне, т.е.  в новых Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексе Монголии, были отменены пытки и смертная казнь. Монголия стала 105-й страной, которая освободилась от этого вида наказания [5].

В заключении необходимо сказать, что гуманизация уголовно-исполнительной политики способствует уровню снижения преступности, однако не является прямой дорогой к этому. Многое зависит от устоев того общества, в которой она осуществляется, например жители стран Азии отличаются большим почтением к закону. Возможно, именно это законопослушание, в совокупности с грамотной уголовно-исполнительной политикой страны дает эффект снижения преступности.

 

Список использованной литературы:

1. Иванов А. М., Корчагин А. Г. Законодательный опыт решения вопроса об уголовных наказаниях в соседних странах: краткий обзор УК КНДР и УК Республики Корея // Закон [электронный ресурс]. URL:http://law.vl.ru/analit/show_atr.php?id=790&pub_name (дата обращения 21.10.2018).

2. Количество преступлений в Японии в 2017 году снова достигло послевоенного минимума [электронный ресурс]. URL: https://www.nippon.com/ru/genre/society/l10729/ (дата обращения 20.10.2018)

3. Ли Гоцан. Институт судимости в уголовном праве КНР [электронный ресурс]. URL:http://lectmania.ru/1x489.html (дата обращения 18.10.2018).

4. Михеев Р., Морозов Н. Уголовно-правовая и криминологическая политика Японии // Закон [электронный ресурс]. URL:http://law.vl.ru/analit/show_atr.php?id=706&pub_name (дата обращения 18.10.2018).

5. С 1 июля в Монголии официально отменены пытки и смертная казнь [электронный ресурс]. URL:http://asiarussia.ru/news/16864/ (дата обращения 18.10.2018).

 

Сведения об авторах:

Кушнир Светлана Ивановна – кандидат исторических наук, доцент, доцент факультета внебюджетного образования по кафедре социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института ФСИН России, Россия, г. Воронеж

Остапенко Владимир Савельевич – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

Humanization of the enforcement of sentences in some countries of the Asia-Pacific region

Kushnir S.I.

Ostapenko V.S.

Abstract. The article describes some aspects and features of the execution of sentences in a number of countries of the Asia-Pacific region.

Keywords: punishment execution, humanization, sentence, China, Japan, South Korea, Mongolia.

References:

1. Ivanov A. M., Korchagin A. G. Legislative experience in addressing the issue of criminal penalties in neighboring countries: an overview of the DPRK criminal code and the criminal code of the Republic of Korea // the Law [electronic resource]. URL: http: / / law.vl.ru/analit / show_art.php?id=790&pub_name (accessed 21.10.2018).

2. The number of crimes in Japan in 2017 again reached the post-war minimum [electronic resource]. URL: https://www.nippon.com/ru/genre/society/l10729/ (accessed 20.10.2018)

3. Lii Gozen. Institute of criminal record in the criminal law of China [electronic resource]. URL:http://lectmania.ru/1x489.html (accessed 18.10.2018).

4. Mikheev R., Morozov N. Criminal law and criminological policy of Japan / / Law [electronic resource]. URL: http: / / law.vl.ru/analit / show_art.php?id=706 & pub_name (accessed 18.10.2018).

5. Since 1 July, torture and the death penalty have been officially abolished in Mongolia [electronic resource]. URL: http: / / asiarussia.ru/news/ 16864 / (accessed 18.10.2018).