Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


О ПАРАМЕТРАХ  ЗАНЯТОСТИ В РФ

 

Кочетова Лариса Васильевна

Заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин,       к.э.н., доцент

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В статье представлены основные проблемы, связанные с определением параметров занятости  в Российской Федерации на современном этапе.  Концепция достойного труда, эффективная занятость, высокопроизводительные рабочие места – все эти дефиниции характеризуют различные стороны новых процессов в сфере занятости. 

Ключевые слова: занятость, концепция достойного труда, эффективная занятость, высокопроизводительные рабочие места, безработица.

 

Отношения занятости в ХХI веке характеризуются значительными изменениями, обусловленными  новыми технологическими, геополитическими и  демографическими   трендами в  глобальной экономике. Данные процессы характеризуются сложностью и неоднозначностью, сопровождаются значительными  сдвигами в содержании отношений занятости, ее структуре, характере, формах. Занятость становится все более интернациональной, новые коммуникационные технологии стирают границы занятости, изменяя  традиционные понятия «рабочее место», «рабочее время», «трудовой договор». Социально-экономические отношения занятости приобрели большую гибкость и многообразие.   Среди наиболее дискуссионных процессов – рост нестабильной занятости (precarious work), появление и распространение относительно новых форм занятости, так или иначе меняющих традиционное представление о занятости стационарной, корпоративной. Изменения отношений занятости сопровождаются и трансформацией государственных подходов в этой сфере. Об этом свидетельствуют изменения в пенсионном законодательстве, трудовых гарантиях, социальных и партнерских отношениях на рынках труда, например, в Германии, Дании, России, других странах.

 В современном мире отношения  занятости, их тип, характер и формы приобретают  все более важное социально-экономическое значение, что обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, сфера занятости традиционно рассматривается как  экономическая составляющая и часть интегрированной  общехозяйственной системы,  количественные и качественные показатели  которой  отражают определенные тенденции в  экономике.  Во-вторых, занятость, ее тип, является своеобразным индикатором уровня и характера сложившихся социально-экономических отношений в стране. В третьих, многоплановость отношений в сфере занятости позволяет говорить о приоритетной роли данной сферы в формировании новых социально-экономических процессов. Именно в сфере занятости аккумулируются и развиваются социально-экономические отношения, которые одновременно становятся генератором   новых социальных процессов и явлений. И в четвертых, сфера занятости имеет определяющее значение не только  в  процессе воспроизводства трудовых ресурсов страны, но и в развитии личностного потенциала отдельного индивида. Именно через занятость происходит  соединение вещественного и личного факторов производства,  оценивается  важнейший ресурс производства – человек, и одновременно – происходит совершенствование и  развитие его способностей  в процессе своей деятельности: обогащается опыт,   расширяются знания и т.д. Человек  приумножает свой потенциал, воспроизводит свои способности на более высоком качественном уровне, получает  новый опыт, осуществляет, в соответствии с «теорией человеческого капитала», так называемые, специальные инвестиции    в виде полезных навыков и  знаний, что, в свою очередь, становится предпосылкой повышения уровня и качества производства. Однако последнее правомерно в том случае, когда занятость не имеет деградирующего характера, когда она продуктивна и для общества и для работника, побуждает работника  развиваться, обеспечивая соответствующими доходами и социальными гарантиями данный уровень, позволяя чувствовать и моральное, и материальное удовлетворение. И только такую занятость, которая действительно способствует саморазвитию и самосовершенствованию потенциала человека, можно считать отвечающей национальным интересам  государства  и  приоритетам личности.   Каковы же должны быть параметры и характеристики такой занятости, удовлетворяющей высоким требованиям современных запросов индивида и потребностям государства и бизнеса как работодателей и  источника рабочих мест?

В настоящее время имеется множество дефиниций, отражающих тот или иной аспект отношений занятости: инновационная занятость, гибкая занятость, эффективная, рациональная и т.д. Учитывая, что сфера занятости является одной из самых регулируемых со стороны государства,  значительный интерес вызывают те параметры и характеристики занятости, которые заложены в нормативно-правовых актах, и которые государство  определяет как  необходимые для достижения.

На уровне мирового сообщества сегодня действует концепция достойного труда, регулирующая трудовые отношения между наемным работником и работодателем, реализуемая и в Российской Федерации в рамках программ сотрудничества с МОТ.  По определению МОТ (Международной      организации труда), достойный труд - «это производительный труд, при  котором обеспечивается защита прав, достойный доход и социальная защита».  В соответствии с концепцией МОТ, понятие достойного труда включает в себя четыре элемента, которые отражены в следующих основных стратегических задачах: 1) реализация трудовых прав, сформулированных в Декларации об основополагающих принципах и правах в  сфере труда, принятой МОТ в 1998 г.; 2) содействие занятости; 3) принятие основных мер социальной защиты для предотвращения и компенсации потерь заработной платы; 4) поддержка социального диалога между правительствами, работниками и работодателями в целях регламентирования условий труда и развития социальной политики[6].  Важно, что данная концепция ориентирована не только на социальную защиту работника. В материалах, разработанных МОТ  отражается взаимосвязь между достойным трудом и экономическим ростом, подчеркивается, что достойный труд является условием и фактором достижения устойчивого развития.  Предложенные в рамках концепции достойного труда индикаторы не в полной мере   отражают  качественные параметры занятости населения.

 Сегодня в нормативно-правовых актах, так или иначе затрагивающих проблематику занятости, нет однозначных конструкций, определяющих или  исчерпывающе описывающих тип  и  модель формирования  занятости населения. Отчасти это  можно объяснить тем, что мир очень быстро меняется, меняются и отношения занятости, поэтому однозначных определений и характеристик, фиксирующих характер и параметры желаемой  занятости в стране трудно сформулировать однозначно. Так, например, в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период  до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации 13.05.2017 г. № 208  в качестве одной из основных задач по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, указывается «содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов» [2]. Однако параметры и характеристики такой занятости не определены. При этом можно сделать вывод, что «эффективность» занятости в данном программном документе  рассматривается именно точки зрения развития человека, поскольку данная мера представлена в перечне задач, которые призваны улучшить развитие человеческого потенциала в стране. Как очевидно,  эффективность занятости  в данном контексте определяется не только с позиций результативности для общества, но и с точки зрения самого индивида: такая занятость, которая даст возможность индивиду не только получать определенный доход, но и развиваться, улучшать качество своей жизни, накапливать финансовые активы и приумножать свой человеческий капитал.

Немного ранее, в 2012 г.  Указом Президента  Российской Федерации № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года -  были определены целевые  показатели в сфере социально-экономического развития, которые прямо или косвенно оказывают влияние на количественные и качественные параметры занятости в РФ: создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, увеличение объема инвестиций,  увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте;  увеличение производительности труда; повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. Так, например, в соответствии с данным Указом к 2020 г. в России должно быть создано 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, характеризующихся более высокой добавленной стоимостью, создаваемой на таком рабочем месте, более высокой оплатой труда и  высокой удовлетворенностью  трудовой деятельности. Такие рабочие места характерны для экономики инновационной, ориентированной на «Знания». К сожалению, сегодня не более 17% рабочих мест страны можно отнести к категории «Знания», в дефиците и универсальные ком­петенции [3]. Со стороны спроса  не сформировался запрос на высококвалифицированную рабочую силу, характеристиками которой являются интеллектуальной труд с когнитивными нерутинными задачами. Во многом это связано с тем, что российская экономика продолжает сохранять сырьевую направленность, продажа природных ресурсов остается основной статьей экспорта. Спрос на труд продолжает сохранять черты командной экономики: в структуре работодате­лей  огромную долю имеет государство (около 30 % всех занятых), поощряет­ся модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения производства и ВВП сохраняются неэффективные рабочие места.  Высокотехнологичные рабочие места создаются крайне медленно, поскольку и новейшие технологии внедряются медленно: плотность роботизации в России почти в 70 раз ниже, чем в среднем по миру, как следует из данных Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР). Если в мире на 10 000 работников в 2015 г. приходилось в среднем 69 промышленных роботов, то в России всего один[4]. В предложении трудовых услуг хотя и высока доля работников с высшим образованием, однако квалификация таких работников  зачастую далека от требуемой. Об этом красноречиво свидетельствуют данные официальной статистики по безработице: доля людей с высшим образованием в численности безработных устойчиво растет: если в 2005 г. таких граждан было 13,1 %, то в 2016 – 20,5 %, т.е. фактически каждый пятый безработный – это безработный с высшим образованием [5]. 

Таким образом, в России сложилась ситуация, когда спрос на рабочую силу не продуцирует (или слабо продуцирует) более прогрессивную и эффективную занятость, а  сложившаяся система  образования и  существующая институциональная среда, призванная развивать человеческий потенциал,  не отвечают новым требованиям. 

Список использованной литературы:

1.   Указ Президента  Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» //Российская газета. – 2012. – 9 мая.

2.   Указ Президента РФ  13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 9.11.2018)

3.   От кадров -  к талантам [Электронный ресурс]. URL:    https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 9.11.2018)

4.   Роботы не приживаются на  российских заводах [Электронный ресурс]. URL:https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/11/14/664697-roboti-ne-prizhivayutsya(дата обращения: 9.11.2018)

5.   Труд и занятость в России. 2017: Стат.сб./Росстат - Т.78 M., 2017. - 261 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/ trud_2017.pdf (дата обращения: 9.11.2018)

6.   ILO Cataloguing in Publication Date Economic growth and decent work^ recent trends in Eastern Europe and Central Asia / a International Labor Office. – Moscow: ILO, 2008 1v.  URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_306417.pdf (дата обращения: 09.11.2018).

 

Сведения об авторе:

Кочетова Лариса Васильевна – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЦФ ФГБОУВО "РГУП", Россия, г. Воронеж

 
ONEMPLOYMENT PARAMETERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kochetova L.V.

Abstract.  The article presents the main problems associated with the definition of employment parameters in the Russian Federation at the present stage. The concept of decent work, effective employment, high-performance jobs - all of these definitions characterize various aspects of new employment processes.
Keywords: Employment, the concept of decent work, effective employment, highly productive jobs, unemployment.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation on May 7, 2012 No. 596 “On the long-term state economic policy” // Russian newspaper. - 2012. - May 9th.

2. Presidential Decree of 13.05.2017 N 208 “On the Strategy of the Economic Security of the Russian Federation for the Period until 2030” [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (appeal date: 9.11.2018).

3. From cadres to talents [Electronic resource]. URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (access date: 9.11.2018).

4. Robots do not take root at Russian factories [Electronic resource]. URL: https: //www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/11/14/664697-roboti-ne-prizhivayutsya (access date: 9.11.2018).

5. Labor and employment in Russia. 2017: Stat. Sb. / Rosstat - T.78 M., 2017. - 261 p. [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud_2017.pdf (appeal date: 9.11.2018).

6. International Labor Office. - Moscow: ILO, 2008 1v. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_306417.pdf (appeal date: 09.11. 2018).