Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Зарубежный опыт формирования межбюджетных отношений и его применение в России

 

Кочетова Лариса Васильевна

Заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин,       к.э.н., доцент

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

                                              Митрофанова Наталья Борисовна

Преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, к.э.н., доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА»,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с различными моделями формирования межбюджетных отношений.  С учетом зарубежного опыта, авторами анализируются три варианта проведения государственной политики в области бюджетного выравнивания.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, региональные и местные бюджеты, смешанная (кооперативная) модель межбюджетных отношений,  методы выравнивания межбюджетных отношений.

 

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, а также органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса. Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление, так как являются одним из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие страны. От того насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а для населения - обеспеченность бюджетными услугами.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяют три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах, закрепленных за ними полномочий.

Это предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении ключевых вопросов финансового обеспечения деятельности государства. Достижение такого состояния бюджетной системы предполагает решение проблемы горизонтальной сбалансированности  и вертикального выравнивания бюджетов бюджетной системы.

Горизонтальная сбалансированность заключается в соответствии доходов расходам бюджетов разных уровней. Выравнивание горизонтальных различий обусловлено стремлением достижения социальной справедливости: выравнивание уровня потребления государственных услуг по территориям; выравнивание стоимости государственных услуг для каждого уровня власти.

Наиболее сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Это определяется тем, что даже в случае равенства совокупных доходов и расходов имеются существенные различия в бюджетном положении отдельных регионов и территорий, обусловленные различием в уровне экономического развития, численностью и плотностью населения, природно-климатическими особенностями и другими факторами.

Вертикальное выравнивание происходит за счет трансфертов, дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Формирование системы межбюджетных отношений в России имеет давнюю историю и свои особенности. Данные особенности во многом определяются государственным устройством, административным делением государства и теми социально-экономическими задачами, которые решаются в конкретный период времени. Так, в первые десятилетия советской власти для преодоления технической отста­лости, создания промышленного потенциала надо было развивать индустрию, строить новые предприятия, города, создавать комму­никации, развивать образовательные учреждения, формировать сеть медицинских учреждений. Источником средств развития социально-бытовой инфраструк­туры стали территориальные бюджеты, доля которых в государст­венном бюджете возросла и в 1925 г. составила 26% всех средств, поступивших в бюджетную систему. Это позволило советской вла­сти развивать социально-бытовую инфраструктуру, резко повысив обеспеченность населения различными услугами.

В последней четверти XX в. с милитаризацией экономики и необходимостью централизации средств в союзном бюджете доля местных бюджетов в общегосударственных финансо­вых ресурсах снизилась до 16%. Это привело к экономическому ис­тощению регионов, отставанию в развитии социально-бытовой ин­фраструктуры, сепаратизму, развалу СССР. Сначала перехода России к формированию рыночных отношений стала осуществляться, и перестройка бюджетной системы и связующих ее элементы межбюджетных отношений. В  России была поставлена задача формирования системы межбюджетных отношений по подобию смешанной (кооперативной) модели. 

Смешанная (кооперативная) модель предполагает скоординированное сотрудничество центра и субъектов в рамках федеративного государства в осуществлении крупных социально-экономических программ. Она характеризуется централизованной политикой выравнивания диспропорций в развитии различных регионов при значительном участии центральных властей, широким привлечением региональных властей к перераспределению национального дохода, обеспечению макроэкономической стабильности, а также большей ролью регионов в распределении налоговых доходов, активным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Однако на практике задача бюджетного выравнивания еще  не решена. Поэтому одним из центральных вопросов, который необходимо решать на данном этапе развития межбюджетных отношений является бюджетное выравнивание. В настоящее время доля территориальных бюджетов в общегосу­дарственных финансовых ресурсах недостаточна. Так, доля территориальных бюджетов по общей совокупности меньше, чем доля федерального бюджета, а также меньше, чем в экономически разви­тых странах, где доля территориальных бюджетов больше, чем доля цен­трального бюджета. В России доля территориальных бюджетов и средств, направ­ляемых на человека, всегда была мала по сравнению с европейски­ми странами. Если в нашей стране доля местных бюджетов в обще­государственных бюджетных средствах не превышала 27%, то в за­падноевропейских странах она колебалась от 30 до 50%.  Отсюда и причина недостаточного развития нашей соци­альной инфраструктуры и отставания страны в обеспеченности населения ее услугами по сравнению со многими странами.

Исследование  развития территори­альных финансов и  соотношения общегосударственных и территориальных финансов позволяет выделить ряд закономерностей. Так, с повышением концентрации финансовых ресурсов в цен­тральном бюджете ухудшается состояние территориальных финансов. Уменьшение доли территориальных финансов влечет за со­бой ухудшение экономического и социального положения в регионах. Снижение параметров экономического и социального разви­тия регионов ведет к ухудшению этих показателей в целом по стране.

В современный период развития России усиление устойчивости федерального бюджета и значимости его доли в финансах государства является необходимым условием достижения  внутренней и внешней стабильности нашей страны. Однако нельзя забывать и то, что неустойчивость хотя бы одного звена, в частности какого бы то бюджета территории, может нарушить устойчивость бюджетной системы в целом. Поэтому задача вертикального бюджетного выравнивания является особенно значимой.

Если принять во внимание зарубежный опыт формирования межбюджетных отношений, то возможны три варианта проведения государственной политики в области бюджетного выравнивания.

Так, в Германии выравнивание региональных и местных бюджетов осуществляется путем разделения налоговых доходов и выделения трансфертов из национального бюджета. Причем, выравнивание фискального потенциала производится с помощью горизонтальных платежей из регионов с высокой бюджетной обеспеченностью в малообеспеченные регионы. Полагаем, что в России данный опыт применить проблематично, так как малообеспеченных регионов значительно больше, чем обеспеченных территорий. Поэтому такое перераспределение бюджетных средств для России невозможно.

В бюджетных системах Австралии и Канады как вертикальный, так и горизонтальный дисбалансы выравниваются с помощью единой системы выравнивающих трансфертов и специальных грантов.

В США региональные и местные бюджеты выравниваются с помощью закрепления регулирующих налогов и выравнивающих трансфертов. При таком варианте бюджетной политики возможно выделение специальных грантов, которые, серди прочих целей, могут давать выравнивающий эффект. Особенность американской системы заключается в том, что полномочия в области налогообложения всех штатов и федерального правительства практически независимы. При условии соблюдения конституционных положений штаты вправе вводить любые налоги по любым ставкам. Правительство США всегда осуществляет администрирование своими собственными налогами, а местные органы власти могут вводить свои дополнения к налогам штатов.

Практически все страны принимают меры по сглаживанию бюджетных различий. Поэтому интерес России к мировому опыту решения названных проблем является актуальным, поскольку страна должна принимать во внимание зарубежные модели функционирования и развития межбюджетных отношений, но и учитывать особенности своего исторического, территориального и социально-экономического развития.

Список использованной литературы:

1.        Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, [Электронный ресурс],  официальный сайт Министерства финансов РФ [Режим доступа: http://www.minfin.ru]

2.        Гревцова Т.В. Ключевые направления бюджетной политики РФ в сфере межбюджетных отношений в настоящее время // Проблемы развития предприятий: теория и практика : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. Самара, 2016. 115 с.

3.        Тетерин Ю. А. Пути совершенствования межбюджетных отношений в России / Ю. А. Тетерин // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 520-523.

 

Сведения об авторах:

Кочетова Лариса Васильевна – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЦФ ФГБОУВО "РГУП", Россия, г. Воронеж

Митрофанова Наталья Борисовна – кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУНЦ ВВС «ВВА», Россия, г. Воронеж

 

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF INTERBUDGETARY RELATIONS AND ITS APPLICATION IN RUSSIA

Kochetova L.V.

Mitrofanova N.B.

Abstract. The article deals with the problems associated with various models of the formation of intergovernmental relations. Taking into account foreign experience, the authors analyze three options for the implementation of state policy in the field of fiscal equalization.

Keywords: Intergovernmental relations, regional and local budgets, mixed (cooperative) model of intergovernmental relations, methods of equalization of intergovernmental relations.

References:

1. The main directions of the budget policy for 2016 and for the planning period of 2017 and 2018, [Electronic resource], the official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Access mode: http://www.minfin.ru]
2. Grevtsova T.V. Key areas of the budget policy of the Russian Federation in the sphere of intergovernmental relations at present // Problems of enterprise development: theory and practice: materials of the 15th International. scientific-practical Conf., dedicated to the 85th anniversary of the Samara State University of Economics. Samara, 2016.- P. 115.
3. Teterin Yu. A. Ways to improve intergovernmental relations in Russia / Yu. A. Teterin // Young Scientist. - 2015. - №3. - P. 520-523.