Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


информационная культура студентов

в контексте самоорганизации личности

 

Колупаева Елена Алексеевна

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование информационной культуры студентов вуза, обучающихся по программе среднего профессионального образования, в рамках реализации индивидуальных проектов.

Ключевые слова: студент, самостоятельная работа, индивидуальный проект.

 

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Современный человек должен быть личностью, обладающей информационной культурой, которая включает в себя целый комплекс основ информационной, библиотечно-библиографической, компьютерной и т.д. грамотности. Поэтому информация считается важнейшим социальным компонентом. Сейчас не найдется ни одного человека, который не использовал бы этот комплекс для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д.

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования нового поколения отражены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

В результате ее освоения обучающийся, в рамках самоорганизации личности, должен владеть следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:

– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

– использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [6].

Система образования должна быть стержнем, вокруг которого зарождаются новые, прогрессивные черты информационного общества и формирования творчески активных личностей [3].

«В информационном обществе современный человек должен иметь довольно высокий уровень культуры обращения с информацией, владеть навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, уметь ее использовать для решения профессиональных задач и создания инновационного продукта. Для отражения этого факта и вводится термин «информационная культура личности», который представляет собой совокупность существующих механизмов и принципов, обеспечивающих положительное взаимодействие национальных и этнических культур, их объединение в совместный опыт человечества, а также является частью общей культуры, состоящей из информационного мировоззрения, информационной грамотности в области информационно-коммуникационных технологий» [2].

Студентам на любом этапе обучения необходимо научиться владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией в процессе подготовки к семинарским, практическим занятиям, вооружиться методикой «информационного самообслуживания» [1].

Как результат – происходит формирование следующих компонентов информационной культуры.

1.  Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений [5].

Начиная с дошкольного возраста и в ходе дальнейшего обучения формируются определенные общеучебные умения: умение бегло читать текст с разной скоростью; реферировать и конспектировать учебные и другие тексты, составлять аннотации, резюме; отбирать ключевые слова и дескрипторы текста; составлять формализованные тезаурусы несложных текстов; составлять и использовать документы, картотеки, библиотечные каталоги; применять информационную технику и др., умения рассуждать, доказывать и обосновывать свои выводы; работать с графиками, таблицами, картами; строить способы контроля над ходом и результатами деятельности [3].

Эти умения образуют обязательный фундамент для последующего овладения компонентами информационной культуры.

2.       Культура диалога или культура общения – важнейший компонент понятия «информационная культура».

Для диалога характерна ситуативность, т. е. зависимость от окружающей среды; контекстуальность, то есть возможность заявления предыдущих; наконец, отсутствие априорного планирования и хода диалога [3].

Культура диалога это умение выслушать чужую точку зрения и адекватно к ней отнестись; представлять информацию в любой форме; излагать и доказывать свою точку зрения; находить совместные решения и составлять дальнейший план действий. Такие навыки очень важны для будущих юристов.

Большую роль в формировании информационной культуры личности принадлежит преподавателю. Посредством организации им самостоятельной работы студенты приобретают общие и профессиональные компетенции, позволяющие формировать способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности [4].

В процессе обучения преподаватель знакомит студентов с научной организацией труда, методикой выполнения самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой работы и т.д.

Информационное образование студенты наиболее широко получают при разработке индивидуальных проектов по различным учебным дисциплинам на предложенные преподавателями темы. Темы проектов они выбирают самостоятельно.

Индивидуальный проект, во-первых, это первая студенческая письменная работа, которую студент пишет в вузе.

Во-вторых – это не только краткое изложение в письменном виде содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.

При защите индивидуального проекта обязательно должна использоваться такая форма самостоятельной работы студентов, как компьютерная презентация. Это стало возможным с развитием информационно-коммуникационных технологий, свободным выходом во всемирную сеть Интернет, наличием компьютерной техники и в образовательном учреждении, и у студентов дома.

Создание презентации осуществляется индивидуально или группой студентов в зависимости от сложности выбранной темы индивидуального проекта. В случае необходимости преподаватель вносит корректировки в содержание и оформление слайдов.

На начальном этапе обучения главное научиться соблюдать структуру и правильность оформления проекта.

При реализации индивидуального проекта выступающий должен сделать акцент на наиболее значимых моментах, давая возможность другим студентам записать выводы. Должна соблюдаться логика и культура изложения.

Структурно индивидуальный проект совпадает с курсовой и выпускной квалификационной работами и содержит:

- оглавление,

- введение,

- теоретическую часть,

- заключение,

- список использованной литературы.

После выступления студенты группы вовлекаются в дискуссию, задают вопросы.

По окончании преподаватель подводит итоги.

Результатом такой работы является подготовка студентов к предстоящему написанию и защите курсовых и выпускных квалификационных работ, формирование умений работать с научной литературой, самостоятельность в поиске и приобретении новых знаний, умений и навыков.

Такой опыт проведения занятий показывает, что у студентов формируются элементарные информационно-поисковые умения и, как следствие, информационная культура.

Преподаватель при этом выполняет не только роль наставника, но и партнера. Студенты и преподаватель объединены едиными реальными целями профессиональной подготовки и осознают ответственность за их реализацию.

Таким образом формирование информационной культуры личности строится как с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности, так и как педагогическая технология, включающая определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.

Список использованной литературы:

1.   Ефремов А.Ю. Психологические критерии отбора информации, способствующей профессиональному и личностному развитию / А.Ю. Ефремов, И.А. Улешова // Формирование исследовательских компетенций личности дидактическими средствами: материалы науч.-практ. студенч. конф. (Воронеж, 20 апр. 2017 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 127-130.

2.   Задонская И.А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества / И.А. Задонская // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т.10. - № 2. - С. 98-104.

3.   Горелова Е.В. Информационная культура и ее роль в формировании личности : дис… канд. культурологии : 24.00.01 : защищена 2008 / Горелова Елена Витальевна. - Нижневартовск, 2008. - 135 с.

4.   Книга М.Д. Значение истории в процессе формирования общих компетенций юриста /М.Д. Книга, К.О. Борписов // Формирование исследовательских компетенций личности дидактическими средствами : материалы науч.-практ. студенч. конф. (Воронеж, 20 апр. 2017 г.). – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 120-124.

5.   Козырева Г.И. Нравственная составляющая культуры мышления будущего юриста / Г.И. Козырева // Общество, право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Центральный филиал. - Воронеж : ООО «Воронеж-Формат», 2015. - С. 804-808

6.   Чекмезов Н.А. Программы учебных предметов как элемент основной образовательной программы в системе СПО  / Н.А. Чекмезов // Общество, право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУВО «РГУП», Центральный филиал. - Воронеж : ООО «РИТМ», 2017. - С. 642-650

 

Сведения об авторе:

Колупаева Елена Алексеевна – старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

INFORMATION CULTURE OF STUDENTS

IN THE CONTEXT OF SELF-ORGANIZATION OF PERSONALITY

 

Kolupaeva E.A.

 

Abstract. The article discusses the formation of informational culture of University students enrolled in the program of secondary vocational education, in the framework of implementation of individual projects.

Keywords: student, self-study, individual project.

References:

1.      Efremov A. Y., Olesova I. A. Psychological selection criteria information, and promoting professional and personal development / A. Y. Efremov, I. A. Olesova // Formation of research competences of the individual didactic materials: materials of the research.- prakt. student. Conf. (Voronezh, 20 APR. 2017). - Cheboksary: CNS Interactive plus, 2017. - P. 127-130.

2.      Zadonskaya, A. I. Information culture of personality as a basis for the development of the information society / I. A. Zadonskaya // Socio-economic phenomena and processes. - 2015. - Vol. 10. - №2. – P. 98-104.

3.      Gorelova E. V. Information culture and its role in personality formation : dis... kand. Culturology: 24.00.01: protected 2008 / Gorelova Elena Vitalevna. - Nizhnevartovsk, 2008. - 135 p.

4.      Kniga M. D., Borisov K. O. The Importance of history in the process of formation General competences of the lawyer /M. D. Kniga // The Formation of research competences of the individual didactic materials: materials of the research.- prakt. student. Conf. (Voronezh, 20 APR. 2017). - Cheboksary: CNS Interactive plus, 2017. - P. 120-124.

5.      Kozyreva G. I. Moral component of the culture of thinking of the future lawyer / G. I. Kozyreva // Society, law, justice: collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference / FGBOUVO "Russian state University of justice", Central branch ; resp.  for the release of V.I. Filatov. - Voronezh: LLC "Voronezh-Format", 2015. – P. 804 – 808

6.      Chekmezov N. A. The program of subjects as element of the basic educational program in the system SPO /N.A. Chekmezov // Society, law, justice: proceedings of all-Russian scientific-practical conference / GBOWO "rsue", Central branch ; ed.  for the release of V.I. Filatov. – Voronezh : OOO "RITM", 2017. – P. 642 – 650.