Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

 

Козырева Галина Ивановна

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. Статья показывает, как через реализацию социальных проектов в студенческой среде можно воспитать высоконравственную личность.

Ключевые слова: пенсионеры-преподаватели, социальный проект, межпоколенческое взаимодействие, дети-сироты.

 

Российский государственный университет правосудия (далее Университет) является относительно молодым вузом, т.к. основан он в 1998 г., а Центральный филиал образован в 1999 г. На данный момент в нашем Университете пенсионерами-преподавателями являются 22 человека. В настоящее время одной из актуальных задач нашего Университета является поддержание связи и общения между студентами и преподавателями, в том числе, вышедших на пенсию.

Пожилые люди – одна из социально незащищенных категорий нашего общества. Однако, люди, достигшие пенсионного возраста и оставившие свои рабочие места, являются самыми опытными членами общества в сфере своей деятельности.

Немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

Каждому из преподавателей требуется забота и оказание внимания в профессиональные праздники, дни рождения и иные даты.

Межпоколенческое взаимодействие, о котором шла речь выше, осуществляется посредством реализации социального проекта «Союз поколений». Инициатором и реализатором данного проекта является социальный комитет, который входит в структуру Совета студенческого самоуправления. Проект «Союз поколений» направлен на участие преподавателей - ветеранов в воспитании студентов, а также на обратную связь, т.е. на заботу студентов о преподавателях - ветеранах.

В результате обдумывания самой идеи взаимодействия студентов, преподавателей и преподавателей-пенсионеров были сформулированы цели проекта:

1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений: студентами, преподавателями и преподавателями-пенсионерами.

2. Формирование у подрастающего поколения уважения к старшим, сохранение исторической преемственности поколений, обмен опытом.

От реализации проекта выигрывают и студенты, и преподаватели. Пожилым людям приятно осознавать, что их помнят и заботятся о них, а студенты получают богатый жизненный опыт от общения с ними.

Любой проект имеет пространственно-временные рамки. Так, данный проект ограничен рамками учебного заведения и рассчитан на один год. Проект обогатит обе стороны в ценности общения, важности видеть друг друга, понимать и развиваться в личностном плане.

Для студентов неформальное общение даст: получение опыта жизни; уважение к старшим; изменение отношения преподавателей к студентам и, наоборот; развивающий отдых.

Достижение поставленных целей повлекло за собой решение нескольких  задач.

Во-первых, составление списка всех преподавателей Университета, включая тех, кто вышел на пенсию. В список входят следующие данные о преподавателях: ФИО, дата рождения, адрес регистрации, а также должности, которые они занимали в каких-либо структурных подразделениях вне вуза.

Во-вторых, проведение первичной диагностики по определению заинтересованности сторон проекта (студентов и преподавателей) в его реализации.

В-третьих, информирование преподавательского состава о запуске диалогового пространства.

В-четвертых, сбор информации об интересах преподавателей.

В пятых, проведение мероприятий, предусмотренных проектом.

При решении данных задач планируется и проводится  ряд мероприятий. Все мероприятия  разделены на отдельные «блоки», за каждый из которых назначен ответственный.

Первое направление – «О чем преподаватели не рассказывают студентам на занятиях».

Целью данного направления является формирование системы дополнительного образования в вузе через организацию серии мастер-классов от преподавателей. Для реализации мероприятий необходимо создать банк мастер-классов на основании опроса, составить план их проведения, провести минимум 7 мастер-классов с преподавателями в соответствии с планом проекта.

Второе направление – «Барьер».

Целью данного направления выступает формирование системы ценностей; развитие наставничества в Университете. В качестве основного мероприятия было выделено проведение совместной встречи преподавателей и студентов, что поспособствует созданию системы наставничества в Университете, чтобы студенты чувствовали себя защищенными от негативных факторов воздействия. Развитие системы дополнительного образования.

Помимо этого, в данном направлении имеет место такое мероприятие, как Интеллектуальный спор между самым молодым и самым «мудрым» преподавателем. Суть данного мероприятия заключается во встрече самого молодого и самого «мудрого» преподавателя, вручения им статуэток, передаваемых ежегодно другим преподавателям, а также, непосредственно, в общении студентов с преподавателями.

Третье направление – «Преподаватели без границ».

Цель – дать возможность студентам узнать своих наставников не только как работников вуза, но и обычных людей. Реализация производится через организацию мероприятия, в ходе которого будут представлены фотографии из их молодости, интервью, интересные истории из жизни и запоминающиеся цитаты преподавателей Центрального филиала РГУП.

Четвертое направление – «Поздравь преподавателя».

Оказание внимания преподавателям, вышедшим на пенсию – это основная цель реализуемого проекта в целом, и данное направление является наиболее подходящим для достижения вышеуказанной цели. В рамках данного направления будет осуществляться предоставление поздравительных писем и символических подарков на профессиональные и иные праздники преподавателям.

Проект «Союз поколений» задумывался, как, прежде всего, общение студентов с преподавателями-ветеранами. Но в процессе разработки проекта родилась идея о том, а почему бы и с работающими преподавателями не расширить сферу общения. Это нашло отражение в данной статье.

Таким образом, реализация проектных мероприятий позволит создать условия для передачи опыта, мастерства молодому поколению, соответственно расширятся и коммуникативные возможности. А также, осуществится подъём на новый уровень отношений между студентами и преподавателями.

В Воронежской области проживают около 380 тысяч несовершеннолетних, из них более 40 процентов относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети - инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей, в первую очередь, нуждаются в социальной реабилитации и адаптации в обществе. 

Исследования показали, что дети из детских домов отличаются от их сверстников из обычных школ тем, что у них повышенная конфликтность и агрессивность. Практически у каждого ребёнка есть проблемы: неуверенность в себе, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое. Ребята лишены самого главного для ребёнка – семьи, которую не заменит самый лучший детский дом. Живя в детском доме, они должны освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, реализовать себя в жизни.

Для полноценного развития ребенка очень важно его окружение, начиная с раннего детства. Поэтому студенты Центрального филиала «Российский государственный университет правосудия» (далее - Университет) решили наладить общение с такими детьми.

Руководствуясь принципом: «Делай добро, и оно к тебе вернётся» студенты Университета решили воплотить давний замысел в действительную реальность в 2013 году. Студенты-активисты решили создать проект, который бы стал традицией для всех будущих поколений студентов нашего Университета.

Название проекта напрашивалось само собой: «Праздник в детский дом», целью которого стало оказание благотворительной помощи детям-сиротам младшей группы и начальных классов путем организации новогоднего утренника и вручения долгожданных подарков. Проект начали осуществлять с ноября месяца, отправной точкой послужил Всемирный день детей – 20 ноября.

В процессе реализации данного социального проекта, были сформулированы следующие задачи:

1. Проявить социальную заботу и внимание к детям – сиротам;

2. Сбор средств, необходимых для приобретения новогодних подарков детям - сиротам;

3. Оказать помощь детским домам в организации праздничного досуга детей;

4. Привлечь к совместной деятельности в рамках реализации проекта социально - активных студентов Университета.

Детский праздник, является процессом, который очень важен в воспитании ребёнка. Поэтому, планируя такое мероприятие, студенты нашего Университета подошли к подготовке очень ответственно и внимательно. Подготовка таких праздников – долгий процесс: разучивание ролей, подготовка декораций, костюмов и музыкальное оформление.

Решение о выборе учреждения предложили студенты Университета, и руководство нашего вуза поддержало инициативу студентов. Выбор пал на школу-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Параллельно с репетициями новогоднего спектакля, шел сбор пожертвований в виде денежных средств. Собранные средства были реализованы на покупку подарков малышам.

Итак, все приготовления завершены. Наступил волнительный момент – день реализации социального проекта «Праздник в детский дом». На пороге долгожданного события – встречи с малышами, студенты испытывали чувство тревоги и ответственности одновременно.

Волшебная атмосфера царила на протяжении всего выступления. Малыши с замиранием сердца наблюдали за сюжетом сказки. Искренняя радость ребят вдохновляла студентов-героев импровизировать в процессе спектакля. В театральное действо все время вовлекались дети (зрители) по средством проведения игр и викторин. После окончания спектакля малышам были вручены подарки и сладости. Они ответили студентам добротой на доброту, рассказывая трогательные стихи, которые брали за душу всех студентов, так, что слезы наворачивались на глазах.

После удачного старта проекта в 2013 году каждый год студенты Университета устраивают «Праздник в детский дом» в разных домах-интернатах г. Воронежа и области. Студенты меняются, а интерес к проекту не угасает. Спустя несколько лет студенты Университета стали устраивать проводы зимы на масленицу для детей-сирот. В последние годы студенты Университета расширили спектр своих выездов в детские дома. В 2017 году после посещения социального приюта для детей и подростков студенты социального комитета изъявили желание приезжать с визитами в этот социальный приют в течение года, что и было сделано.

Несомненно, реализация социального проекта «Праздник в детский дом» приносит радость детям. Ведь нравственная культура является неразрывной составляющей культуры общества. Времена меняются, но нравственные ценности остаются прежними. Общение с такими детьми делает нас чище, помогает расставить правильно приоритеты: моральные и материальные. Когда объявляется набор в комитеты Совета студенческого самоуправления Университета, то социальный комитет бывает одним из самых многочисленных.

Сведения об авторе:

Козырева Галина Ивановна – старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

THE SOLUTION OF EDUCATIONAL TASKS IN THE STUDENT ENVIRONMENT THROUGH THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECTS

Kozyrevа G.I.

Abstract. The article shows how the implementation of social projects in the student environment can educate a highly moral person.

Keywords: retired teachers, a social project of intergenerational interaction, children-orphans.