Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ТИПЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ШКОЛ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

Книга Марина Давидовна

Заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин,

к.и.н., доцент

Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются типы сельскохозяйственных школ в 1890-х – 1917 гг. Основными были средние училища, низшие училища, низшие сельскохозяйственные школы I и II разрядов и практические сельскохозяйственные школы, а также начальные и народные школы, сельскохозяйственные классы, постоянные курсы.

Ключевые слова: сельскохозяйственное образование, аграрные школы, Положение о сельскохозяйственном образовании 1904 г.

 

Во второй половине XIX в. после проведения либеральных реформ ускоренная социальная трансформация и развитие рыночных отношений поставили перед Россией задачи преодоления технического и технологического отставания. Особенно важно было модернизировать архаичное аграрное производство, переживавшее период острого и затяжного кризиса, который проявлялся в депрессивном состоянии помещичьих и крестьянских хозяйств. Для подготовки аграрных кадров и пропаганды научных методов хозяйствования правительство приступило к созданию разветвленной сети сельскохозяйственных школ.

Согласно Положению о сельскохозяйственном образовании 1904 г. все профессиональные аграрные учебные заведения разделялись на средние сельскохозяйственные училища, низшие сельскохозяйственные училища, низшие сельскохозяйственные школы I и II разрядов и практические сельскохозяйственные школы. В отличие от Положения 1883 г., в этом документе были закреплены новые типы учебных заведений: средние училища и практические сельскохозяйственные школы. Помимо школ и училищ к образовательным учреждениям были отнесены «учебные установления», под которыми подразумевались внешкольные мероприятия по распространению сельскохозяйственных знаний. «Сельскохозяйственные классы, курсы, чтения и беседы» учреждались «для лиц обоего пола для желающих приобрести сведения по сельскому хозяйству» [3, с. 553].

Профессиональные учебные заведения подразделялись на общие и специальные, могли быть мужскими и женскими. Женские сельскохозяйственные учебные учреждения впервые получили официальный статус. Учредителями могли быть государство, земства, общественные структуры и частные лица. Классификация предполагала учет возрастных и гендерных особенностей обучающихся, что актуально и в современной профессиональной школе [2]. Департамент земледелия относил к низшему звену мужские и низшие училища для лиц обоего пола (общие (они назывались «по сельскому хозяйству вообще»), по садоводству, плодоводству, виноградарству и виноделию, по культуртехнике, по ремеслам), женские училища по сельскому хозяйству и домоводству; а также низшие сельскохозяйственные школы I разряда. В эту категорию входили общие мужские школы, по огородничеству, садоводству, плодоводству, виноградарству, виноделию и пчеловодству, по молочному хозяйству и скотоводству, по гидротехнике; школы для лиц обоего пола по садоводству, пчеловодству и огородничеству; женские по сельскому хозяйству и домоводству, по садоводству.

К низшим школам II разряда относились мужские заведения «по сельскому хозяйству вообще», по садоводству, плодоводству, огородничеству, виноградарству и виноделию, по молочному хозяйству и скотоводству, для лиц обоего пола «по сельскому хозяйству вообще», женские «по сельскому хозяйству вообще», по молочному хозяйству и скотоводству. Практические школы включали в себя заведения для мальчиков («по сельскому хозяйству вообще», по садоводству, огородничеству, виноградарству и виноделию, по скотоводству, по птицеводству, по пчеловодству) и для девочек (по сельскому хозяйству и домоводству). Кроме того, имелись начальные и народные школы, сельскохозяйственные классы, постоянные курсы, исправительные приюты с обучением сельскому хозяйству, детские сельскохозяйственные приюты для детей обоего пола и для девочек, мужские и женские учебные фермы.

Общее число профессиональных учебных заведений за период 1895-1913 гг. возросло с 55 до 234, т.е. в 4,3 раза, тогда как число специальных аграрных учебных заведений с 27 до 126, или более чем в 4,5 раза [1, с. 295]. Если в 1881 г. на селе работало 6 профшкол, то в 1916 г. – 408 [4, с. 87].

Согласно данным статистического бюро Департамента земледелия в 1893 г. в ведении Департамента было 68 учреждений, а в 1913 г. – 360 [1, с. 288]. На одно среднее училище в 1913 г. приходилось более чем 1,9 млн. молодых людей в возрасте 10-19 лет, на одну низшую школу – более чем 106 тыс. жителей этого возраста [1, с. 295, 297].

Относительно 50 губерний Европейской России статистика была следующей. К осени 1914 г. Департаменту земледелия были подведомственны 282 учебных заведения среднего и низшего звена, в среднем 5,6 школ на губернию. Десять и более школ имелось в С.-Петербургской, Могилевской, Киевской, Курской, Воронежской, Харьковской, Полтавской, Екатеринославской губерниях. Государству принадлежало 60 школ, земству 85, обществам – 63, частным лицам –68, казачьему войску – 4, монастырям – 2. Среди земств в годы реформы лидировали Воронежское земство (открыло в течение 1909-1914 гг. 8 школ), Псковское (5 школ), Бессарабское (4 школы).

Что касается средних заведений, то до столыпинской реформы в 50 европейских губерниях существовало 11 средних профшкол, к 1914 г. появилось 5 новых. К осени 1914 г. в 50 губерниях работало 16 средних училищ, подведомственных Департаменту земледелия: Псковское (1902, Псковская губ.), Московская земледельческая школа (1822, Московская губ.), Горецкое (1840, Могилевская губ.), Горецкое землемерно-агрономическое (1909, Могилевская губ.), Ковенское им. П.А. Столыпина (1911, Ковенская губ.), Уманское (1844, Киевская губ.), Бессарабское училище виноградарства и виноделия (1894, Бессарабская губ.), Херсонское земское им. императора Александра II (1874, Херсонская губ.), Верхнеднепровское (1911, Екатеринославская губ.), Донское (1907, Донская губ.), Богородицкое (1898, Тульская губ.), Тамбовское (1912, Тамбовская губ.), Харьковское (1855, Харьковская губ.), Казанское (1864, Казанская губ.), Алексеевское (1899, Самарская губ.), Мариинское (1865, Саратовская губ.) К 1 января 2015 г. в список Департамента добавлено Эйгенфельдское училище (Таврическая губ.) Профессиональных средних учебных заведений стало 17.

 

Список использованной литературы:

1. Агрономическая помощь в России / под ред. В.В. Морачевского. – Петроград : Тип. В.Ф. Киршбаума, 1914. – 653 с.

2. Колупаева Е.А. Возрастные особенности личности современного студента (из опыта куратора учебной группы) /Е.А. Колупаева // Общество, право, правосудие: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Центральный филиал. – Воронеж : ООО «Воронеж-Формат», 2014. – С. 808-812.

3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. –Т. XXIV. – Отд. I. – № 24628.

4. Третьяков А. В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной Рос­сии: факторы развития / А. В. Третьяков. -  Курск : Изд-во Курск. пед. ун-та, 1997. – 127 с.

 

 

Сведения об авторе:

Книга Марина Давидовна – кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

TYPES OF AGRICUCTURAL SCHOOLS IN THE RUSSIAN EMPIRE

Kniga M.D.

Abstract.  In the article the types of agricultural schools in the 1890th -1917 are considered. The main schools were  vocational schools, the lowest agricultural schools of  I and II  categories and practical agricultural schools, also elementary and  people’s schools, agricultural classes, constant courses.

Keywords: agricultural education, agricultural schools, the Provision on the agricultural education of 1904.

References:

1.                 The agronomical help in Russia / under the editorship of V.V. Morachevsky. – Petrograd: Printing-house . V.F. Kirshbauma, 1914. – 653 p.

2.                 Kolupaeva E.A. Age-specific features of the personality of a modern student (from the experience of the curator of the study group). Society, law, justice: collection of materials of the all-Russian scientific-practical conference / fgbouv "Russian state University of justice", the Central branch of OTV.  for the release of V.I. Filatov. - Voronezh: LLC "Voronezh-Format", 2014. - P. 808-812.

3.                 Complete collection of laws of the Russian Empire. The third collection. – T. XXIV. – Part I. –   24628.

4.                 Tretyakov A. V. The lowest agricultural school of post-reform Russia: development factors / A.V. Tretyakov. – Kursk: Kursk: Publishing House of Pedagogical University, 1997. – 127 p.