Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Жуйкова Татьяна Николаевна

Доцент кафедры теории и истории права и государства,

к.и.н., доцент

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Соловьева Лариса Леонидовна

Доцент кафедры теории и истории права и государства, к.ю.н.

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования правовой социализации обучающихся на этапе получения среднего профессионального и высшего юридического образования. Правовая социализация представляет собой процесс усвоения обучающимися системы правовых знаний, ценностей и норм, что способствует успешной адаптации последних к общественно-правовой жизни.

Ключевые слова: правовая социализация, право, правовое обучение, правовое воспитание.

 

Правовая социализация обучающейся молодежи в рамках общей социализации [1] является одним из приоритетных направлений развития современного российского гражданского общества и правового государства и представляет собой процесс усвоения индивидом системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни.

К числу основных институтов правовой социализации, безусловно, принадлежит образование как важнейшая сфера жизни общества, в значительной мере определяющая его культурный, интеллектуальный и нравственный потенциал. Образовательный процесс, обладая большим социализирующим потенциалом, является мощной сферой правовой социализации обучающихся на всех уровнях образования, в том числе среднего профессионального (далее по тексту – СПО), а также высшего учебного образования (далее по тексту – ВУЗ).

Социолог А. В. Куликова выделяет несколько видов модели правовой социализации [2,c.40-43]:

1) социализация через процесс обучения – приобретение общих правовых знаний и усвоение соответствующих норм;

2) социализация путем передачи опыта – происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий, а также жизненного опыта окружающих людей;

3) символическая социализация – основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, правовых феноменах, государстве и т.п. Именно в рамках первого и третьего вида происходит формирование правовой социализации студентов, обучающихся в учреждениях СПО (ВУЗ).

Вместе с тем существует ряд проблем правовой социализации и профессиональной идентичности обучающихся указанной категории.

В первую очередь, это проблема отсутствия преемственности в правовом обучении на разных ступенях образования. В последние годы в качестве негативной тенденции можно обозначить значительное снижение уровня первоначальных целостных представлений о праве и отечественном законодательстве, формируемых в результате освоения учащимися основной образовательной программы среднего общего образования. Из-за отсутствия преемственности в правовом обучении, бывшие учащиеся, как правило, имея низкую степень обученности в школе, проходят достаточно тяжелую адаптацию в процессе получения среднего профессионального и высшего образования. Такой низкий уровень знаний, умений, навыков, приобретенных в результате предыдущего обучения, отражается на дальнейшей подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности в сфере юриспруденции. В связи с чем, преподавателям, осуществляющим педагогическую деятельность в профессиональных учреждениях СПО (а, равно, и в вузе) приходится, выполняя функции учителя в школе, уменьшать разрыв в знаниях о государстве и праве между старшей ступенью общего среднего образования и младшей ступенью среднего профессионального (или вузовского) образования. И, как правило, осуществляется эта попытка за счет аудиторных часов (внеаудиторной нагрузки) предназначенных для освоения профессиональных образовательных программ (компонентов программ) СПО (ВУЗ).

Формированию правовой социализации обучающихся на этапе получения среднего профессионального и высшего юридического образования способствует внедрение в учебный процесс активных и интерактивных технологий обучения. Речь идет о проблеме внедрения и дальнейшей реализации прикладной направленности обучения в СПО (ВУЗ) как способа повышения мотивации выбора профессии в сфере юриспруденции. Следует отметить, что одной из основных целей современных федеральных государственных образовательных стандартов является практико-ориентированное (прикладное) обучение, способствующее развитию активности, инициативности, критического мышления, формированию коммуникативной и дискуссионной культуры, а также ценностных ориентиров, идеалов, способов самоутверждения, которые, без сомнения, помогут в выборе будущей профессии в сфере юриспруденции. Так, решение заданий реконструктивного, творческого уровня, участие в деловых (ролевых) играх, использование метода «мозгового штурма» и т.п. представляет собой одну из эффективных методик активного (интерактивного) обучения и позволяет обучающимся развить профессиональную компетентность в сфере юриспруденции.

Помимо указанного выше, следует обратить внимание на проблему формирования нравственно-правового воспитания и правового просвещения обучающихся как одного из важных направлений правовой социализации последних. В связи с чем, преподаватели (в сфере СПО, высшего образования) как основные агенты в процессе обучения, воспитательной деятельности должны способствовать не только моральному, культурному, но и правовому развитию обучающихся особенно младших курсов, развивать в них такие личностные и профессиональные качества как активность, организованность, ответственность, дисциплинированность, прагматичность и пр. А это достигается, в первую очередь, с помощью непрерывного повышения собственной правовой грамотности, правовой культуры самого педагога.

Таким образом, главной задачей образовательных учреждений различного уровня в сфере юриспруденции является создание всех необходимых условий для успешного формирования правовой социализации обучающихся. Как правило, через преподаваемые дисциплины происходит усвоение системы правовых знаний, формирование гражданской и правовой позиции обучающихся, оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям, то есть всего того, что составляет основу правовой социализации обучающихся на этапе получения среднего профессионального и высшего юридического образования.

 

Список использованной литературы:

1.                 Куликова А.В. Становление социологии права в системе высшего образования как одно из направлений правовой социализации студентов [Текст]/ А.В. Куликова //Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - №1(6). – С.40-43.

2.                 Штомпка П. Социология. Анализ современного общества [Текст]/П. Штомпка – М. : Логос, 2010.- 664 с.

 

Сведения об авторах:

Жуйкова Татьяна Николаевна – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

Соловьева Лариса Леонидовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства, ЦФ ФГБОУВО «РГУП»,  Россия, г. Воронеж

 

ON THE ISSUE OF THE PROBLEMS OF FORMING LEGAL SOCIALIZATION OF TRAINEES AT THE STAGE OF OBTAINING SECONDARY PROFESSIONAL AND HIGHER LEGAL EDUCATION

 

Zhyikova T.N.

 Solovyova L.L.

Abstract. This article discusses the problems of the formation of legal socialization of students at the stage of obtaining secondary professional and higher legal education. Legal socialization is a process of mastering the system of legal knowledge, values and norms by students, which contributes to their successful adaptation to social and legal life.

Keywords: legal socialization, law, legal education, legal upbringing.

 

References:

1.      Kulikova A.V. Stanovlenie sociologii prava v sisteme vysshego obrazovaniya kak odno iz napravlenij pravovoj socializacii studentov [Tekst]/ A.V. Kulikova //Sociologiya i social'naya rabota. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. – 2007. - №1(6). – S.40-43.

2.      Shtompka P. Sociologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Tekst]/P. SHtompka – M. : Logos, 2010.- 664 s.