Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


РАЗВИТИЕ  ЛЕКСИЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИ САМООБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Еремина Елена Ивановна

Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

к.п.н., доцент

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В статье рассматривается поэтапная реализация системы упражнений, выполнение которых обеспечивает приобретение устойчивых навыков самообучения иноязычной профессионально ориентированной лексике. Особое внимание уделяется постепенному повышению степени самостоятельности студентов.

Ключевые слова: лексическая компетенция, самообучение иностранному языку, система упражнений.

 

Самообучение иностранному языкупроцесс сложный и многогранный, включающий освоение различных языковых аспектов и видов речевой деятельности. При этом, несомненно, огромное значение имеет высокий уровень развития лексической компетенции, так как именно достаточный лексический запас наряду с владением базовыми грамматическими навыками делает нас успешными субъектами иноязычной коммуникации.

Приобретение необходимого лексического запаса и его постоянное обогащение на первый взгляд представляется  довольно простой задачей, которую любой студент может решить самостоятельно. В действительности это не так. Работа над лексикой, тем более профессионально ориентированной, сначала должна вестись преподавателем, поэтапно и по определенной системе, чтобы в дальнейшем человек мог грамотно осуществлять самообучение в данном направленииПоскольку у молодых людей  нет опыта  профессиональной деятельности  и им практически незнаком  контекст, в котором  используется  профессиональная лексика, рекомендуется применять методыпозволяющие освоить предмет и лексические единицы языка специальности [1].

Получение новых знаний и навыков, формирование компетенций представляет собой единый процесс обучения-самообучения, в котором вторая, внутренняя сторона является исключительно значимой и приобретает все больший вес по мере продвижения в учебном материале. По сути, человек всегда обучает себя сам при помощи других,  на практике постигая способы освоения знаний и умений, осознанно отбирая, приспосабливая к себе, модифицируя уже известные приемы и обеспечивая таким образом максимальную эффективность своей самостоятельной познавательной деятельности.

Один из принципов, положенных в основу формирования готовности к самообучению, – это обучение рациональным способам учебной деятельности и самостоятельного приобретения знаний [3]. Поэтому задача преподавателя иностранного языка, который стремится получить на выходе самообучающегося специалиста, состоит в обучении студента всем этим приемам на высоком уровне, чтобы в дальнейшем он мог пользоваться ими самостоятельно. Соблюдая традиционную последовательность развития лексической компетенции (знакомство  с лексическим материалом, его закрепление  и завершающий этап работы с ним),  необходимо соотносить эту очередность с этапами формирования готовности к самообучению (подготовительный, интегрирующий, креативный).

Деятельность по приобретению навыков самообучения иноязычной лексике носит циклический характер и внутри каждого цикла имеет несколько этапов. При изучении первой темы все эти циклы проходятся впервые, с минимальным уровнем самостоятельности обучающихся. Но от темы к теме степень их самостоятельности  неуклонно возрастает. Это проявляется и в том, что совершенствуются формы сотрудничества педагога и его подопечныхУчебные дискуссиибеседы эвристического характера  на начальном этапе знакомства с лексическими единицами  каждой новой темы становятся все более содержательными и характеризуются нарастающей активностью студентов. Обсуждение проблемных текстов или разрешение проблемных ситуаций в ходе дискуссий и выполнения кейсов с целью отработки и закрепления лексического материала также со временем выходят на другой уровень. Участие в проектах и деловых играх дает обучающимся реальную возможность применить свои лексические навыки не только в знакомых, но и в новых ситуациях, проявить творчество.

Обучение конкретным приемам  организуется системноЭффективная  система лексически направленных упражнений, предложенная  известными методистами [2] ,  может стать основой  подготовки к самообучению иноязычной профессионально ориентированной лексике. Предлагаются четыре типа упражнений, которые нужно использовать на соответствующих  этапах  освоения  лексических навыков, а также речевых умений говорения и чтения.

Относящиеся к первому типу упражнения  предназначены для системной презентации необходимой лексикиПрежде всего, создается  тематический  словарь тезаурусного типа, в котором отражены связи внутри каждой конкретной терминосистемы и который позволяет показать  структуру  ключевых слов и понятий темы. Систематизируя лексические единицы путем установления  отношений между предметами и явлениями реальной жизни, преподаватель постепенно обучает студентов делать это самостоятельно. Семантизация, анализ и обсуждение лексики  проходят  в форме вопросов и ответов. Молодые люди приучаются заучивать  слова во взаимосвязи, что помогает им развить способность к прогнозированию  на уровне слова и смысла.

Упражнения, характерные для  второго типа, предполагают изучение лексических единиц  в их системе и строятся на основе  микроконтекста. Очень важно также проводить тренировку на базе  языковых упражнений, носящих аналитический характеркоторые дают возможность анализировать форму слова, словообразовательные элементыуточнять значения слов и возможности их сочетания, трансформировать предложения с включением основной лексики. И хотя эти упражнения выполняются не в ситуациях иноязычного общения, они позволяют  полно и глубоко усвоить формы и значения языковых явлений. Подобная отработка обеспечивает автоматическое использование изученных лексических единиц.

Кроме того, такого рода упражнения формируют у обучающихся механизм самоконтроля за речевой деятельностью, что очень важно для приобретения устойчивых навыков самообучения лексике. Умея проводить такую подготовительную работу, человек реально может осуществлять функцию самоконтроля, преодолевая тем самым одну из серьезных трудностей самообучения. Он сам, без помощи преподавателя, становится способным исправлять лексические ошибки, проводить рефлексию на уровне употребления слов чужого языка.

На основе языковых лексических упражнений преподаватель также обучает студентов умению самостоятельно расширять словарный запас путем использования словообразовательных моделей.

Упражнения третьего типа представляют собой речевые упражнения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и монологического говорения. Для них характерен ярко выраженный лексический компонент. Эти упражнения нацелены на развитие умения предвосхищения предмета и основного содержания текста, развитие умений чтения, ориентированного на поиск основных понятий, которые выражены ключевыми словами.

Сюда же относятся упражнения, имеющие целью развитие умений извлекать и осмысливать новую информацию из текстов профессиональной направленности. Выполняя такие упражнения, будущие специалисты также учатся четко выстраивать выявленную ими информацию, продумывать свое собственное высказывание. Это могут быть задания на извлечение из текста конкретных понятий или фактов, его структурирование, составление плана. При выполнении упражнений указанного типа обучающиеся тренируют свою монологическую речь с использованием полученной из текста информации. Они описывают предмет обсуждения, готовят сообщения, учатся объяснять основные моменты содержания прочитанного текста, рассуждать на эту тему.

Упражнения четвертого типа  можно назвать коммуникативно-познавательными. Они выполняются в рамках групповых дискуссий, учебных ролевых игр после изучения очередной темыОтработка лексических навыков носит комплексный и системный характер, предлагаются проблемные задания в ситуациях, приближенных к профессиональным. В результате совершенствуется  умение  употреблять  изученные слова для решения реальных коммуникативных задач.

В плане развития навыков самообучения эти упражнения позволяют значительно повысить познавательную мотивацию и творческий потенциал студентов, что обусловлено глубоко осознанной переработкой новой информации и самостоятельным созданием собственных речевых произведений. При этом следует нацеливать их на активное использование разнообразных лексических средствНа базе заданий третьего и четвертого типов успешно осуществляются интегрирующий и креативный этапы формирования готовности к самообучению иноязычной лексике. Как показывает практика, высоких результатов добиваются личности с ярко выраженной творческой направленностью.

Таким образомпоследовательная реализация  данной системы упражнений с постоянным акцентом на расширение самостоятельности студентов в области изучения и применения языковых средств позволяет сформировать у них иноязычную речевую лексическую компетенцию и обеспечить ее дальнейшее развитие их собственными усилиями.

 

Список использованной литературы:

1. Креер М.Я., В.В. Петрова. Использование активных и интерактивных методов обучения для развития лексической компетенции // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С.536 – 541.

2. Серова Т.С., Чайникова Г.Р. Система упражнений для развития лексической компетенции // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 6. – С. 91 – 97.

3. Трофимова Н.М., Еремина Е.И.  Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. – 2003. – № 2. – С.42 – 47.

 

Сведения об авторе:

Еремина Елена Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

LEXICAL COMPETENCE DEVELOPMENT

IN STUDENTS’ FOREIGN LANGUAGE SELF-EDUCATION

Eremina E.I.

Abstract. The article deals with the phased implementation of system of exercises, the performing of which provides the acquisition of sustainable skills of foreign language self-education professionally oriented vocabulary. Particular attention to gradual increase in the degree of students’ self-sufficiency is paid.

Keywords: lexical competence, foreign language self-education, system of exercises.

References:

1.        Kreer M.Ya., Petrova V.V. The use of active and interactive teaching methods for the development of lexical competence // Modern problems of science and education. – 2015. – №5. – pp.536 – 541.

2.        Serova T.S., Chainikova G.R. System of exercises for development of lexical competence. //  Pedagogical education in Russia. - 2013. – № 6. – pp. 91 – 97.

3.   Trofimova N.M., Eremina E.I. Self-education and creative development of the future specialist personality. // Pedagogy. – 2003. – №2. – pp. 42–47.