Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ

 

Гузеева Дарья Александровна

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В этой статье говорится об особенностях преподавания русского языка студентам-юристам, об особенностях формирования гуманитарно развитой личности, о различных методах и технологиях в преподавании данной дисциплины, о важности преподавания русского языка.

Ключевые слова: русский язык,  методы,  технологии, гуманитарное знание, гуманитарная образованность, личность, качества личности.

 

Важно ли для юриста независимо от его специализации владеть русским языком? Конечно, важно! Точно так же, как и просто необходимо знание истории [2]. Для юриста умение владеть устной и письменной речью является прямой профессиональной необходимостью.

Дело в том, что данная профессия требует не только особого мастерства, но и широкого общего образования. И независимо от коммуникативной ситуации (составление законопроектов, ведение дознания, оформление гражданских сделок, вынесение приговоров, защита прав подсудимых, отслеживание законности судебных решений, занятие научной работой) он является правоведом, разъясняющим гражданам нормы права.

В работе со студентами  ФНО ЦФ ФГБОУВО «РГУП» мне представляется целесообразным использовать как активные, так и интерактивные методы обучения.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". В данном случае «преподаватель = студент». В терминологии ясно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие педагога и студента в учебном процессе. То есть, сами обучающиеся выступают как равные участники и создатели урока. Идея активных методов обучения в педагогике не является новой. Родоначальниками  данного метода принято считать таких известных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Однако, нам известно, что еще античные философы говорили о том, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании.

Существуют определенные признаки активных методов обучения. Среди них:

·                   активизация мышления, причем студент вынужден быть активным;

·                     длительное время активности – студент работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

·                     самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

·                     мотивированность к обучению.

Далее рассмотрим самые распространенные методы активного обучения.

Презентации – наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. Например, при изучении деятельности ученых-лингвистов, истории славянской письменности и реформ русском орфографии целесообразно готовить материал с использованием презентации. Причем хорошо, чтобы помимо основной информации из учебника студент использовал бы дополнительные источники, тем самым активизировал свою поисковую деятельность.

Кейс-технологии  используются в педагогике с прошлого века. Строятся  они на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. В рамках дисциплины «Русский язык» студентам ФНО предлагается при изучении тем «Тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров», «Сферы и ситуации речевого общения», «Культура речи и ее основные аспекты» использовать метод кейс-стади. Например, дается задание подготовить на листе формата а-4 макет официального делового документа: заявления, расписки, объяснительной записки, резюме. Причем сначала требуется придумать легенду, а затем оформить документ в соответствии с требованиями.

Проблемная лекция:  в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.

Дидактические игры: в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко) [2].

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Задачи интерактивных методов обучения

·         Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

·         Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

·         Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Кластер является одним из методов критического мышления. Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов (приемов).

Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Удобно использование кластеров при изучении темы «Тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров». Создается кластер на каждый стиль, в облака вокруг самого названия стиля вписываются характеристики данного стиля.

Применяя алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит их алгоритмам действий, учит самостоятельно составлять их, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.

Алгоритм, -а; м. 1. Матем. Последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. А. извлечения корня из числа. //Последовательность действий для выполнения какой-л. задачи. А. лечения сердечных заболеваний. 2. Порядок действий, правила, используемые в процессе какой-л. деятельности. Мой жизненный а. весьма прост. <Алгоритмический, -ая, -ое. А-ое описание процессов. А. язык. ●По имени узбекского математика 9 в. аль-Хорезми [в лат. транслитерации - Algorithmi] [3].

 Реализуется данный метод в форме заданий, выполняемых по алгоритму или поиску нового алгоритма. В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО.

Виды алгоритмов:

·                   Линейный — предполагает однократное выполнение действий в определенном порядке.

·                   Разветвляющийся — в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

·                   Циклический — действие повторяется определенное количество раз, пока не будет выполнено главное условие.

Составление алгоритма — эффективный прием графического, лаконичного и сжатого изложения большого массива информации. Алгоритмы можно сравнить с техникой опорных конспектов В.Ф. Шаталова. Но у Шаталова конспекты представляли собой набор кодированной информации, и смысл кода был понятен только непосредственным участникам урока. Алгоритм же представляет собой схематичное конспектирование нового знания, которое понятно всем. В настоящее время составление алгоритмов тесно переплетается с таким новым веянием в педагогике как инфографика, которая предлагает для обучения не просто схемы и таблицы, а полноценные лаконичные картины, в которых отражается самые основные понятия заданной темы.

Алгоритмизация широко применяется при изучении темы «Правописание: орфография и пунктуация». На основе методик, предложенных педагогами ВГПУ, мною были составлены простые, логичные и очень эффективные алгоритмы, позволяющие повысить грамотность, скорость запоминания и даже выработать интуитивный подход к изучению различных норм. Особенно актуальным и необходимым является алгоритм, разрешающий вопрос написания одной или двух букв «Н» во всех частях речи. Ведь в школьном курсе русского языка выбор «Н» и «НН» изучается почти каждый год отдельно в каждой части речи. Нет системного подхода. Наш алгоритм позволяет решить проблему «Н» и «НН»  универсально, то есть, к какой бы части речи данное слово не относилось.

Итак, мы рассмотрели некоторые особенности активных и интерактивных методов работы в рамках дисциплины «Русский язык», преподаваемой студентам ФНО ЦФ ФГБОУВО «РГУП».

Актуальность данной проблемы мы видим в том, что  говорящий, владеющий речью, обладающий умением говорить доходчиво, логично и убедительно, то он будет человеком, индивидом, легко  устанавливающим контакты с коллегами,  уверенно чувствующим себя во всех жизненных ситуациях; у него будет удачно складываться карьера; он будет добиваться успехов во всех своих делах. Он будет лидером, ведущим в обществе, а не ведомым.  Если же человек не умеет грамотно и убедительно выражать свои мысли в письменной и устной форме, то ему суждено быть во всем только ведомым. Методики активного и интерактивного подхода в обучении позволяют воспитать гармоничную языковую личность.

 

Список использованной литературы:

1 Консультант Плюс–Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_28399/3ed9a4d68072c2f9d74767edb4d4d2ea1def6e9f// – Загл. с экрана (дата обращения 10.10.18)

2 Дьяченко В.К. О преобразовании дидактики в науку // Вестник КСО. - 2000. - № 9. - С.5-8.

3  Справочно-информационный портал Грамота.ру. – Большой толковый словарь русского языка. Режим доступа : http://gramota.ru/slovari/dic /?word=алгоритм&all=x/ – Загл. с экрана (дата обращения 10.10.18)

 

Сведения об авторе:

Гузеева Дарья Александровна – старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

 

 

PECULIARITIES OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE

TO STUDENTS-LAWYERS

Guzeeva D.A.

Abstract. This article talks about the peculiarities of teaching Russian to law students, about the peculiarities of the formation of a humanitarian personality, about various methods and technologies in teaching this discipline, about the importance of teaching Russian.

Keywords:  russian language, methods, technologies, humanities, humanitarian education, personality, quality of being educated in humanities.

References:

1 Consultant Plus–access Mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/3ed9a4d68072c2f9d74767edb4d4d2ea1def6e9f// – Tit. from the screen (date accessed 10.10.18)

2 Dyachenko V. K. on the transformation of didactics into science. Bulletin of CSR. 2000.  . 9. P. 5-8.

3 Reference and information portal Literacy.ru. - Large explanatory dictionary of the Russian language. Mode of access : http://gramota.ru/slovari/dic /?word=алгоритм&all=x/ the Title. from the screen (date accessed 10.10.18)