Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


УДК 332

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЭКОНОМИКУ РЫНКА ТРУДА И ПОДГОТОВКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Голикова Наталья Владимировна

Доцент кафедры экономики, к. э. н., доцент

Воронежский государственный университет,

Россия, г. Воронеж

 

Голиков Виктор Константинович

Доцент кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин, к.т.н., доцент,

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Товмач Л.Н.

Соискатель экономического факультета

Воронежский государственный университет,

Россия, г. Воронеж

 

Черницын Д.В.

Ассистент факультета компьютерных наук

Воронежский государственный университет

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные предпосылки развития процесса цифровизации в экономической деятельности, а также внедрение этих процессов в систему образования, ее трансформация, реформирование и последствия влияния сферы цифровых технологий на рынок труда.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, экономика, образовательный процесс, реформирование, трудовые ресурсы.

 

Введение. Цифровые прорывы в информационных технологиях, экономике, образовании и организационной сферах в 21-ом веке не имеют исторического прецедента. Экспоненциальный темп развития предвещает трансформацию всего. Широкие дискуссии, развернутые по этой теме на самых высоких общественных уровнях, свидетельствуют о серьезной озабоченности людей перспективами в сфере занятости, в сфере образования и в областях существующих неравенств (гендерного, расового, материального) и нового неравенства – в доступе к IT. Проблемы занятости населения в условиях «цифровой революции» в экономике приобретают новый смысл. «Выдалбливание» середины рынка труда, апатичная реакция населения на растущие разрывы, новые, весьма конфликтные сегрегации рынков труда противоречат ожиданиям цифровой экономики в отношении грядущих трансформаций и ожидаемой авангардной и творческой роли человека труда. Человеческий капитал и социальный капитал в цифровой экономике рассматриваются в качестве ключевых источников богатства, что требует концептуального «переключения» сознания людей с позиций «максимизации прибыли» и «неизбежности истощения природных ресурсов» на позиции «максимизации полезности» и «люди способны найти альтернативы любой ресурсной нехватке». Мышление, выстроенное на ценностях, открывающих перед каждым человеком возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, становится тактической целью цифровизации (без такого мышления – цифровизацию экономики ждёт судьба построения коммунизма к 1980-му году). Развитие человеческого капитала в условиях ускоряющейся эволюции технологий может быть сосредоточено на кадровых стратегиях: планирования, перепрофилирования, внешнего найма и переобучения, «подгонки» специалиста под конкретные условия и необходимости их одновременного применения. Проблемы найма и проблемы обучения в цифровой организационной среде будут только возрастать и создавать реальные препятствия в реализации крупных цифровых проектов. Всё чаще речь заходит об «ИТ- талантах» с опытом ведения бизнеса / проекта, т.е. сотрудниках, способных работать на удовлетворение спроса и быстро реагировать на технологические обновления, постоянно не только совершенствовать, но и изменять профессиональные навыки и операционные процедуры, создавать собственные цифровые компетенции. Запрос «цифровой экономики» на универсальные знания обусловливает подготовку универсальных работников, способных переквалифицироваться, перепрофилироваться, адаптироваться и развиваться на протяжении всей жизни.

Особое значение в обозначенных стратегиях экономического развития отводится искусственному интеллекту, интернету вещей и вовлечению данных технологий во множество практических областей, таких как распознавание образов, медицинская диагностика, управление собственностью, разработка компьютерных игр и многое другое.

В настоящее время перед нашей страной стоит важнейшая задача быстрого и качественного формирования и развития информационного общества с целью повышения качества жизни населения и обеспечения конкурентности страны в мировом сообществе. В данный момент существует несколько направлений работы в этой сфере:

• развитие социально-политической, экономической, культурной и духовной и нравственной сфер жизни человечества;

• совершенствование системы государственного управления на основе использования телекоммуникационных и информационных технологий;

• обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг.

В соответствии с поставленными задачами были приняты необходимые документы: государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313, Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

Основная цель этих задач – получение организациями и гражданами максимальных преимуществ от применения инноваций в сфере технологий.

Цифровая экономика стала чуть ли не основной национальной идеей российского руководства совсем недавно. В середине 2017 года в Правительстве говорилось, что «президент Российской Федерации заболел» цифровой экономикой. Затем Путин сказал, что «цифровая экономика – это не отдельная отрасль, а по сути – это уклад жизни всего населения». Он предлагал начать масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики», – заявил президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в 2016 году.

Важно отметить, что настоящий этап революции в научно-технической сфере, в том числе появление цифровизации, показывает совершенно иной масштаб, глубину и скорость изменений в экономике, по сравнению со всеми предыдущими. Переменами сегодня захвачены, все общественные и экономические сферы жизни многих стран мира. Все более сильное влияние все эти перемены оказывают на всю систему образования, которая является одним из важных и основных фундаментов для долгосрочного экономического роста в стране.

Характерным в этой проблеме является то, что не совсем просто выявить изменения, которые являются основными по отношению ко всем остальным. То есть все процессы цифровизации многогранно всеохватывающие, что многие изменения одновременно происходят почти во всех сегментах экономики. При всем этом самые важные перемены происходят на трудовом рынке.

Именно быстрая трансформация рынка труда во многих странах, которую можно в настоящее время наблюдать, является самым важным и весомым фактором во всех процессах изменения, которые происходят под влиянием цифровизации экономики.

Характерно отметить несколько основных направлений трансформации:

 - одновременный рост числа занятых в сфере услуг с неуклонным сокращением производственной сферы;

 - активность всех процессов глобализации, увеличение повсеместной практики удаленной работы (и трансграничной в том числе);

- частичное изменение основных квалификационных требований, часто в большинстве многих важных профессий;

- активное сокращение многих «традиционных» профессий (вплоть до полного исчезновения), с одновременным появлением новых.

Введение информационных технологий неизменно влечет за собой, изменение всех профессиональных компетенций практически во многих сферах профессиональной деятельности. При всем этом изменение этих требований в профессиях, происходящих сейчас повсеместно, представляют собой серьезнейший вызов как для всей социальной сферы в целом, так и для государственной политики на рынке труда.

В нашей стране уже существуют банки и финансовые организации, на все 100% использующие дистанционные каналы для взаимодействия со своими потенциальными клиентами.

Что касается конкретных требований к профессиям, можно наблюдать те же самые аналогичные явления и процессы. Все чаще практически все рабочие места за последние десятилетия претерпевают большие изменения, в той или иной степени, после внедрения и использования цифровых технологий. К тому же все чаще использование этих технологий показывает, что многие важные производственные и технологические процессы не требуют присутствия и участия в них человека. Все новые информационные и коммуникационные процессы в соединении с технологиями автоматизации и роботизации сделали необязательным присутствие человека во множестве технологических процессов. Следует отметить, что цифровизация за собой влечет массовое исчезновение основных и важных профессий, в которых были заняты люди.

По различным аналитическим отчетам зарубежных аналитиков, в ближайшее время без работы на земле могут остаться от 500 до 900 миллионов человек [9]. Однако в отличие от тех предыдущих периодов, когда сокращение рабочих мест повсеместно носило не столь массовый характер и уволенные рабочие и служащие имели возможность остаться работать на этом же предприятии или в организации, которой они работали, или по крайней мере в той же отрасли, то теперь все чаще и чаще сокращение носит необратимые последствия.

Но, однако, появление все новых и новых технологий порождает возникновение потенциально новых и интересных профессий, а также рабочих мест. Но между тем на сегодняшний день возникновение всех этих новых рабочих мест, возникающих в результате процесса цифровизации, не совсем пока сопоставимо с тем количеством, которое пропадает вследствие того же самого процесса, а также само по себе это новое явление в экономике весьма показательно. Однако при всем этом, оно имеет ряд значительных отличительных черт от всех аналогичных процессов, происходивших в предыдущее время.

Одной из главных отличительных черт является то, что если ранее, по мере исчезновения замена некоторых отраслей производства на новые, настоящее количество вновь появившихся рабочих мест в различных сферах производства было скомпенсировано или сопоставимо с количеством предыдущих рабочих мест в направлениях индустрии, которые вследствие научно-технического прогресса канули в лето (то есть все уволенные с рабочих мест предприятий обрабатывающей, добывающей отрасли или с металлургических комбинатов раньше могли попробовать себя в качестве работников автомобильного производства), то теперь в результате увольнения работника с различного промышленного предприятия всегда остается риск, что его увольнение из производственной сферы происходит навсегда.

В настоящее время разрыв между слоями поколениями особенно заметно показывает влияние цифровизации на все экономическое развитие. В прошлые периоды возможно было говорить о преемственности профессии и передачи ее «от деда к отцу и от отца к сыну», но в силу современной индустрии и силу современных темпов цифровизации, уже передавать как оказывается просто нечего. Полное исчезновение одних важнейших компетенций или их частичное замещение другими компетенция, сегодня происходит гораздо быстрее и в короткий промежуток времени, в рамках одного поколения, ускоряясь процессом цифровизации.

Рассматривая все проблемы и вызовы, которые порождает цифровизация, все ведущие страны мира принимают все более кординально-необходимые меры по усовершенствованию своих систем образования. Так, например, в странах Западной Европы и Америки совершенствование образовательного процесса и всего образования в целом, является одним из важнейших направлений государственной политики всего государства уже более чем двадцати лет [6, с.7]. Хотелось бы отметить, что в нашей стране этот вопрос обратил на себя внимание относительно недавно, только в середине 2017 года [5, с.10].

Скорость, является одним из приоритетных факторов происходящих изменений в рамках цифровизации. Весь процесс цифровизации, направленный на внедрение новых технологий убыстряет все остальные процессы, происходящие в экономике любой страны, однако система образования в этом контексте, зачастую бывает излишне пассивной, что приводит ее к отставанию в процессе развития и адаптации к новым условиям существования. Уровень жизни все чаще и чаще приводит человечество к операциям и действиям, которые все чаще и чаще совершаются моментально или практически очень быстро. В нашем развитом современном обществе это становится основным приоритетом. В связи с этим, все классическое образование и его система оказываются медленными и слабо развивающимися. В начале прошлого столетия, когда происходили все зачатки становления (в Европе и США) системы всего высшего образования в его настоящем виде, где продолжительность времени обучения была вполне оправданна (бакалавр-4 года и магистратура 2 года), то в настоящее время период этого обучения в четыре года (бакалавриат) или шесть лет (бакалавриат + магистратура) – оказывается очень продолжительным, что является для многих отраслей экономики и важнейших сфер деятельности очень продолжительным. Ведь за этот период времени, шесть лет, может произойти почти полная смена всех технологий в любой из сфер экономики, будь то промышленность, торговля и т.д.

 Однако смена института системы образования происходит значительно медленнее, чем все изменения в среде бизнес-сообщества в целом, что в итоге порождает своего рода перевес – большое количество невостребованных специальностей и специалистов на рынке труда, но в тоже время на предприятиях и в организациях отдельных сфер происходит недостаток квалифицированных кадров.

Делая выводы, приходим к заключению, что все вышеуказанные процессы, происходящие во все структурах и сегментах рынка, влияющих на процессы и структуру образования, можно разделить на две составляющие – это последствия цифровизации и вызовы цифровизации для системы образования.

1. Последствия цифровизации:

- изменение всей структуры экономики и рынка в целом;

- уменьшение промышленности и увеличение реального сектора сферы торговли и услуг;

- всеобщее развитие и ускорение производственных и управленческих процессов;

- фактор неопределенности развития технологий и технологических процессов (например, трудно определить и сделать какой-то прогноз на период ближайшего десятилетия, какими могут стать многие производственные технологии);

- распространённость удаленной работы, разрушающая все привычные нам представления о профессии и рабочем месте;

- большой рост рисков неопределенности на рынке труда;

- неравное распределение дохода на труд, чем дохода на капитал;

- ограниченность предложенных профессий на цифровом рынке труда для работников среднего класса;

- возникновение все более новых профессий и расширение и без того большого перечня навыков для рабочих среднестатистического уровня.

2. Вызовы цифровизации для системы образования:

- существующее время, потраченное на образование, оказывается слишком длительными;

- затруднительное составление перспективных требований к обучающимся, всвязи со сложностью технологического развития;

- привязанность к классическим представлениям о профессии и труде вцелом в современной системе образования (высшего, среднего и специального);

- значительное снижение востребованности специальностей в профессиональном образовании;

- необходимость в организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Рассматривая систему образования в контексте цифровизации следует отметить, что с течением какого-то промежутка времени каждый житель планеты будет все больше нуждаться в постоянном повышении своей квалификации, а также получении профессии, востребованной в данный момент на рынке труда и доступе к полноценной и качественной информации.

Можно наметить некоторые направления, в реформировании системы образования в рамках цифровизации экономики:

1. пересмотр и обновление перечня всех специальностей и предложение механизма быстрого изменения или редактирования этого перечня в будущем;

2. уменьшение сроков подготовки по специальностям, на котрые оказывает непосредственное или большее влияние воздействие цифровизации;

3. разработка и утверждение ключевых цифровых компетенций, а также их обязательное включение в образовательный процесс;

4. полноценное развитие дистанционного и интерактивного образования;

Построение системы образования на современном этапе должно строиться как большая многоуровневая структура, направленная на подготовку в первую очередь лидеров в своих компетенциях с набором прикладных и теоретических знаний у обучающихся. Обязательно необходимо, чтобы образовательные организации и учреждения совместно с ведущими мировыми и российскими компаниями занимались развитием образовательной системы. Сегодня, основное базовое образование должно получать развитие на базе корпоративных программ и ориентироваться на практическое применение всех полученных знаний в процессе образования. Однако сегодняшние данные оставляют желать лучшего и таковы, что удовлетворительные или хорошие практические навыки, полученные в процессе обучения по своей специальности в настоящее время демонстрируют не более чем 10% всех выпускников вузов [7, с.4]. Чтобы исправить данную ситуацию, нужно предоставить возможность принимать участие в процессе образования представителей бизнес-сообщества. Так, например, в вузах некоторых зарубежных стран доля практиков, занимающихся преподавательской деятельностью достигает от 40 до 50%, но в тоже время за этим формируется и напрашивается вопрос о внесении изменении в существующую систему оплаты труда в образовательных организациях.

В ближайшем будущем, современную систему образования ждут очень скорые и кардинальные перемены, и кто не захочет или не сможет перестроиться, люди либо учреждения, просто останутся без места в образовательной среде.

Для работников сферы образования и органов государственного управления все грядущие перемены – это очень серьезный вызов, но в то же время не реагировать на этот вызов нельзя. Гипотетически в любой стране существует возможность и необходимость (в зависимости от имеющихся резервов) оставить нетронутым существующее положение дел и проводить обучение по специальностям, которые в скором будущем не будут иметь спроса на рынке труда. Такая государственной политика в образовательной сфере имеет множество отрицательных и негативных последствий. Во-первых, чем позже нынешняя система образования будет реформирована, тем существеннее будут негативные последствия таких преобразований и изменений. Готовность выпускников не имеющих никаких перспектив на рынке труда в современном обществе цифровых технологий не принесет никаких перспектив и развития стране. Исходя из всего вышесказанного, успешность реформации системы образования в современную эпоху цифровизации, во многом зависит от того, как быстро такая произойдет «перестройка» всей этой системы.

Хотелось бы чтобы одним из основных и обязательных элементов социальной государственной политики являлась борьба с безработицей, которая может возникнуть в процессе реформации системы образования в рамках цифровизации, а также в нынешних условиях самой важной целью этой политики должна стать новая информационная политика в сфере образования и занятости на рынке труда. Достаточно полная, исчерпывающая информированность человека о действительно востребованных в текущее время профессиях, навыках и компетенциях (обоснованность и точность доказанного спроса профессий в настоящем и будущем), это и будет являться главным механизмом, который приведет в состояние полного равновесия отношения в треугольнике «человек-рынок труда-система образования».

 

Список использованных источников:

1. Кузнецов Н.В. Изменение структуры занятости и профессионально –квалификационных требований в эпоху цифровизации экономики // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27992 (дата обращения: 17.01.2019).

2. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 22.01.2019).

3. Пеньшин Б.И. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. - №3 (157) Март 2016 стр. 17.

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj 4PsB79I5v7yLVuPgu4bv R7M0.pdf Дата обращения 15.01.2019 г.  

5. Развитие цифровой экономики в России. РФ. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf Дата обращения 13.01.2018 г.

6. Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4389411 Дата обращения 29.12.2018 г.

7. Хайрутдинов Д. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании // eRazvitie.org [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://erazvitie.org/article/navyki _xxi_veka_novaja_realnost Дата обращения 25.12.2018 г.

 

Сведения об авторах:

Голикова Наталья Владимировна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО «ВГУ», Россия, г. Воронеж

Голиков Виктор Константинович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП, Россия, г. Воронеж

Товмач Л.Н. - соискатель экономического факультета, ФГБОУ ВО «ВГУ», Россия, г. Воронеж

Черницын Д.В. - ассистент факультета компьютерных наук, ФГБОУ ВО «ВГУ», Россия, г. Воронеж

 

INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGY ON THE ECONOMY OF THE LABOR MARKET AND PREPARATION OF PROFESSIONAL PERSONNEL, PROSPECTS OF DEVELOPMENT

 

Golikova G.V.

Golikov V.K.

Tovmach L.N.

 Chernitsyn D.V.

 

Abstract. The article discusses the main prerequisites for the development of the digitalization process in economic activity, as well as the introduction of these processes into the education system, its transformation, reform and the impact of the impact of digital technologies on the labor market.

Keywords: information technologies, digitalization, economics, educational process, reform, labor resources.

References:

1. Kuznecov N.V. Izmenenie struktury zanyatosti i professional'nokvalifikacionnyh trebovanij v epohu cifrovizacii ekonomiki // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2018. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27992 (data obrashcheniya: 17.01.2019).

2. Maslakova Е. S. Istoriya razvitiya distancionnogo obucheniya v Rossii [Tekst] // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2015 g.). — SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2015. — S. 29-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (data obrashcheniya: 22.01.2019).

3. Pen'shin B.I. Cifrovaya ekonomika: osobennosti i tendencii razvitiya // Nauka i innovacii. - №3 (157) Mart 2016 str. 17.

4. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj 4PsB79I5v7yLVuPgu4bv R7M0.pdf Data obrashcheniya 15.01.2019 g.  

5. Razvitie cifrovoj ekonomiki v Rossii. RF. [Elektronnyj  resurs]. – Rezhim dostupa: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf Data obrashcheniya 13.01.2018 g.

6. Formirovanie cifrovoj ekonomiki - eto vopros nacional'noj bezopasnosti RF. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://tass.ru/ekonomika/4389411 Data obrashcheniya 29.12.2018 g.

7. Hajrutdinov D. «Navyki XXI veka»: novaya real'nost' v obrazovanii // eRazvitie.org [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://erazvitie.org/article/navyki _xxi_veka_novaja_realnost Data obrashcheniya 25.12.2018 g.