Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Гянджиева Ю

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

 

Голиков Виктор Константинович

Доцент кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин, к.т.н., доцент,

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Гянджиева Ю.С.

Аспирантка

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Россия, г. Воронеж

 

Мраев М.В.

Аспирант

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся инвестиционного проектирования, составления инвестиционных программ и осуществления инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровне.

Ключевые слова: инвестиция, инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, инвестиционная инфраструктура, органы региональной и муниципальной власти, политико-экономическая ситуация, эффективность управления.

 

Введение. Сбалансированная стратегия развития отдельно взятых территорий внутри государства напрямую зависит от общих политических и социально-экономических предпосылок, определяющих законодательную и бюджетную основу, создающих или не создающих почву для реализации долгосрочных и текущих планов. В этой связи изначально эффективность управления территорией предполагает грамотную оценку ситуации внутри государства в целом, составление органами региональной и муниципальной власти прогнозов действий и решений, принимаемых на высшем уровне, и своевременную реакцию на них. Разрабатываемые и принимаемые соответствующие нормативные акты, направленные на достижение стратегических целей развития муниципального образования, должны подготавливаться только в рамках действующего российского законодательства и не противоречить им [1; 2].

На сегодняшний день в стране, казалось бы, созданы благоприятные предпосылки для инвестиционной деятельности, одна из которых – предоставление широкой свободы для предпринимательства. Между тем, несмотря на долгий ход экономических преобразований, наблюдается и целый ряд существенных негативных явлений. В большинстве отраслей экономики на протяжении многих лет отмечается спад производства. Существенной проблемой остается и социальное неравенство среди населения, что обусловлено снижением уровня жизни довольно большой прослойки граждан, высокими показателями безработицы, существенной дифференциацией уровней доходов населения по регионам, ростом коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества. Перечисленные выше факторы, вызывающие социально-экономическую напряженность в стране в целом и ее отдельных частях, являются большим препятствием на пути создания благоприятного инвестиционного климата, претворения в жизнь множества разрабатываемых инвестиционных проектов.

Анализ процесса разработка инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровнях. Важной составляющей улучшения инвестиционного климата должны стать не только меры, принимаемые на общегосударственном уровне, например, введение «щадящей» системы налогообложения для субъектов среднего и малого предпринимательства, но и меры регионального и муниципального уровней. Это во многом обусловлено тем, что вся информация об инвестиционной деятельности на отдельно взятых территориях формируется именно на уровне субъектов РФ – республики, краев и областей. Поэтому сами регионы должны проводить анализ состояния инвестиционной деятельности в них, разрабатывать с учетом территориальной специфики и совершенствовать методологию обоснования инвестиционных проектов, повышать качество расчетов ожидаемой от них эффективности.

Оценка инвестиционного климата должна быть всесторонней и проводиться по целому ряду показателей (рисунок 1).

Несмотря на имеющиеся различия между регионами, муниципальными образованиями, подготовка документов относительно инвестиционной деятельности в них должна изначально опираться на такие общие сведения, как:

– политико-экономическая ситуация, эффективность использования региональными и муниципальными властями своих полномочий, в том числе, по обеспечению солидарности представителей различных общественных и политических групп в развитии экономики региона (муниципального образования);

Рисунок 1 -  Показатели инвестиционного климата территории [3].

– сформированный имидж администрации в качестве надежного делового партнера, причем, не только на внутреннем, но и на международном уровне. Здесь необходимо, чтобы администрация выступала не только как активный сторонник привлечения инвестиций на соответствующую территорию, но и как защитник прав и интересов потенциальных инвесторов;

– степень развития инвестиционной инфраструктуры, механизмы и надёжности установления межрегиональных и международных связей;

– наличие свободных промышленных, экономических и таможенных зон;

– методы работы с населением, направленные на привлечение частного капитала;

– информационное обеспечение инвестиционных процессов;

– способность предприятий грамотно распоряжаться полученными инвестициями.

Важным моментом является то, какую социально-экономическую политику проводит сама администрация региона или муниципального образования, от которой зависят и особенности налогообложения, и качество оценки основных фондов, и возможность появления новых рабочих мест, напрямую зависящих от мер по содействию развития предпринимательства и мер по борьбе с криминалом.

Факторы, оказывающие влияние на привлечение инвестиций в регион в целом или конкретное муниципальное образование, многообразны и меняют свою значимость по степени важности в зависимости от специфики территории. И это надо учитывать, чтобы правильно понимать суть инвестиционной деятельности и умело ее организовывать, целесообразно формировать инвестиционную инфраструктуру в пределах конкретной территории, предоставляя тем самым равные возможности для субъектов и объектов инвестиционной деятельности. В целом же это необходимо для формирования инвестиционной культуры населения и предприятий, обеспечения инвестиционной привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов [4].

Эффективное управление муниципальной собственностью, продуманная стратегия развития территории и обеспечения социальных программ на местном уровне, дающая положительные результаты инвестиционная политика – это все показатели, которыми измеряется успешность осуществления хозяйственной деятельности органами муниципального управления.

Можно выделить несколько групп инвестиционных проектов, реализуемых на региональном или муниципальном уровне [5].

Прежде всего, это группа проектов, поддерживаемых администрацией и частично финансируемых ею. Это проекты, имеющие социальную, экономическую, экологическую или иную общественно полезную направленность. Данная категория проектов включает в себя проекты по созданию региональной (муниципальной) инфраструктуры, куда входит строительство дорог, развитие коммуникаций и объектов малой энергетики, развитие и поддержание отвечающей современным требованиям рыночной инфраструктуры, обеспечение населения новыми рабочими местами.

Вторая группа проектов – это экономически эффективные проекты, представляющие в силу своей выгодности наибольший интерес для потенциальных инвесторов. Сюда относятся инновационные проекты, связанные с разработкой и внедрением на рынок новых видов продукции, услуг. Такие проекты поддерживаются администрацией, но, как правило, финансируются из других источников.

Третья группа проектов не финансируется администрацией и даже может не поддерживаться ею в силу влечения за собой негативных последствий в случае их реализации для экологической, техногенной или иной обстановки на территории и здоровья населения. Однако в силу своей рентабельности такие проекты быстрее всего находят своего инвестора.

В конечном итоге, выбор конкретных инвестиционных проектов зависит от правильности оценки различных альтернатив и системы приоритетов в целом [4].

Задачей же органов региональной законодательной власти является принятие основных положений, в соответствии с которыми будет осуществляться инвестиционная деятельности в регионе и входящих в его состав муниципальных образований (рисунок 2).

Формируемая региональная инвестиционная политика должна учитывать в первую очередь приоритеты социально-экономической стратегической ориентации региона, возможные инвестиционные и коммерческие риски, допустимые рычаги воздействия на сферу импорт замещения [5].

В зависимости от проводимой политики формируется инвестиционная программа региона, ее структура и содержание, причем, в тесной увязке с иной планово-экономической и нормативной документацией региональной администрации.

Рисунок 2 - Положения, определяемые региональной законодательной властью относительно инвестиционной деятельности

В структуру такой программы могут входить следующие разделы:

1. Наличие тех или иных инвестиционных ресурсов на определенной территории (региона, муниципального образования) и спрос на них. В данном разделе могут указываться источники, формы и методы привлечения средств населения, различных предприятий и организаций, а также определенные интересы региона (они могут быть связаны с улучшением экологической ситуации, социальной обстановки и др.), данные о спросе населения на определенные товары и услуги, его платежеспособности.

2. Мероприятия, проводимые региональной или местной администрацией, которые направлены на обеспечение необходимых условий для инвесторов. Здесь должен быть представлен перечень региональных документов законодательного, нормативного и методического характера, а также данные об оценке определенных инвестиционных рисков и предоставляемых в связи с возможностью их появления гарантий потенциальным инвесторам.

3. Участники программы – уполномоченные администрацией региона компании, банки, организации содействовать реализации программы в указанные объемы и сроки.

4. Предполагаемая бюджетная и экономическая эффективность программы. Данный раздел может включать определенные расчеты, различные нормативные, информационно аналитические, справочно-статистические материалы.

Процедура разработки и реализации региональной (муниципальной) инвестиционной программы должна быть прозрачной на всех стадиях и открытой, как для профессиональных экспертных заключений, так и для субъективных высказываний. Необходимо, чтобы программа была по возможности простой для понимания ее содержания большому кругу лиц. В свою очередь она должна отвечать принципам научности, то есть быть обоснованной и проверяемой.

Процесс реализации инвестиционной программы предполагает составление рабочего календарного графика по выполнению всех запланированных мероприятий и невозможен без институциональной поддержки, обеспечивающей необходимый уровень региональных исследований, анализа и контроля за качеством исполнения программы, финансового управления ею [1].

Для этих целей в региональных и местных администрациях необходимо создание специальных структурных подразделений, оказывающих содействие развитию инвестиций.

Заключение. В целом основные мероприятия проводимой инвестиционной политики на региональном уровне или уровне муниципального образования должны включать в себя процедуры по: формированию инфраструктуры инвестиционной политики и ее нормативно-правовой базы; обеспечению финансово-кредитной поддержки; информационному и методическому обеспечению; кадровому обеспечению; обеспечению безопасности при реализации инвестиционной политики.

Относительно вопроса обеспечения безопасности требуется не только экономическая, социальная, экологическая или какая-либо другая экспертиза, направленная на предотвращение различного рода рисков и негативных последствий, но и создание системы защиты продуктов интеллектуального труда (изобретений, промышленных образцов, торговых марок и пр.) от несанкционированных использований.

Список использованных источников:

1. Безрукова Т.Л. Модель выбора и координации инвестиционных проектов при реализации инвестиционной стратегии / Т.Л. Безрукова, Г.В. Голикова // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2008. - № 8. - С. 61-63.

2. Булуева Л.А. Место инвестиций в социально-экономическом развитии России /  З.К. Тавбулатова, Л.А. Булуева // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - №6.

3. Гуляева Г.Г. Сущность инновационно-инвестиционной политики / Г.Г. Гуляева // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №9. - Ч.1.

4. Досужева Е.Е. Методология системного подхода и системного анализа к процессу принятия решений при инвестировании / Е.Е. Досужева // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №5. - Ч.3.

5.Treshchevsky Y., Nikitina L., Litovkin M., Mayorova V. Results of Innovational Activities of Russian Regions in View of the Types of Economic Culture. Russia and the European Union Development and Perspectives Part of the series Contributions to Economics. Book. Contributions to Economics, Springer International Publishing AG. Cham, Switzerland, 2017. P. 47-53.

 

 

 

Сведения об авторах:

Голиков Виктор Константинович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

Гянджиева Ю.С. - аспирантка, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Воронеж

Мраев М.В. - аспирант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Воронеж

 

INVESTMENT DESIGN AND SPECIAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF INFORMATION POLICY AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS

Golikov V.K.

Ganjieva Yu.S.

Mray M.V.

Abstract. The article examines the relevant issues related to the investment projects, the creation of investment programs and to carrying out the investment policy on the municipal and regional levels.

Keywords: investment, investment activity, investment project, investment infrastructure, regional and municipal authorities, political and economic situation, management efficiency.

References:

1. Bezrukova T.L. Model' vybora i koordinacii investicionnyh proektov pri realizacii investicionnoj strategii / T.L. Bezrukova, G.V. Golikova // FES: Finansy. Ekonomika. - 2008. - № 8. - S. 61-63.

2. Bulueva L.A. Mesto investicij v social'no-ekonomicheskom razvitii Rossii /  Z.K. Tavbulatova, L.A. Bulueva // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2016. - №6.

3. Gulyaeva G.G. Sushchnost' innovacionno-investicionnoj politiki / G.G. Gulyaeva // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2015. - №9. - CH.1.

4. Dosuzheva Е.Е. Metodologiya sistemnogo podhoda i sistemnogo analiza k processu prinyatiya reshenij pri investirovanii / Е.Е. Dosuzheva // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2015. - №5. - CH.3.

5.Treshchevsky Y., Nikitina L., Litovkin M., Mayorova V. Results of Innovational Activities of Russian Regions in View of the Types of Economic Culture. Russia and the European Union Development and Perspectives Part of the series Contributions to Economics. Book. Contributions to Economics, Springer International Publishing AG. Cham, Switzerland, 2017. P. 47-53.