Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Политическая агитация

(исторический аспект явления)

Богданова Светлана Юрьевна

Декан факультета внебюджетного образования, к.э.н.

                         ФСИН России Воронежский институт,

Россия, г. Воронеж

Савушкин Леонид Михайлович

Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, д.и.н., профессор

 Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

 

Аннотация. В статье рассказывается о таком средстве политической агитации, как «банкеты», которые использовали в своей политической борьбе партийные лидеры оппозиции во Франции в первой половине XIX века.

Ключевые слова: избирательное законодательство, оппозиция, собрания, «банкеты».

 

Политическая агитация является отдельным аспектом агитационной политики, целью которой является намеренное распространение и внедрение в общественное сознание тех или иных политических взглядов, идей, оценок и суждений. Она формирует у масс определенное мировоззрение и стимулирует соответствующие практические действия.

В России, так же, как и во многих странах существует закон о политической агитации, в соответствии с которым таковой признаются любые действия, которые побуждают избирателей голосовать за того или иного кандидата или партию. Переоценить значение таких мероприятий сложно. Грамотно проведенная политическая агитация может повлиять на голоса избирателей и, тем самым, повлиять на результаты выборов. А результаты выборов, естественным образом, влияют на судьбу страны и политических процессов в ней.

Политическая агитация применялась с незапамятных времен, особенно интересными средствами пользовались в европейских странах в XIX веке.

В первой половине XIX в. в Великобритании и во Франции одним из самых распространенных средств агитации являлась периодическая печать.

Но есть и особенности агитации в каждой стране. Так, Англию еще Пушкин назвал «Отечеством карикатуры и пародии», что говорит само за себя.

Работы карикатуристов выходили каждый день, причем тираж был различен – от сотен, до нескольких тысяч экземпляров. Гравировальные мастерские, специализирующиеся на выпуске карикатур, работали круглосуточно, что позволяло этим тиражам доходить и в соседние страны. Стоили они примерно шиллинг (около трети дневного заработка рабочего на стройке). Такая стоимость была вполне по карману работающему, и уж тем более состоятельному человеку, но недоступна для бедняка. Не брезговали покупкой карикатур даже члены королевской семьи.

Почему в Англии карикатура получила такое широкое распространение? В стране отсутствовала жесткая цензура печати, что было почти немыслимо для других европейских стран и даже России. Рисовальщики карикатур сами выбирали темы для своих работ, будь то политика, агитация или насмешки даже над собственным правительством, а то и над королевской семьей. Карикатурные эстампы были не только эффективным способом передачи новостей, но использовались и как средство политической пропаганды. Графическая сатира была важным оружием в руках оппозиции, что и предопределило ее протестный, подчас даже радикальный характер. Однако это не исключало сотрудничества карикатуристов с властью и выполнения соответствующих заказов (в том числе имело место привлечение художников разными политическими группировками для создания карикатур на противников). За выполнение подобных заказов карикатуристам даже могло выплачиваться правительственное пособие. Тем не менее в целом карикатура оставалась вполне репрезентативным отражением общественного мнения - того требовали в том числе и законы рынка.

Партийная пресса на территории будущей Германской империи существовала еще со времен Реформации. Однако сами партии в современном смысле появились здесь только в XIX в. Получается, что партийная пресса по возрасту старше, чем партии Германии. Но уже в то время пресса подразделялась на либеральную, консервативную, прессу политического католицизма и социал-демократическую.

Консервативная пресса имела, как правило, пропрусскую ориентацию и только представители консерватизма господствовали в законодательном собрании. А поскольку оппозиция не имела влияния в парламенте, она сконцентрировала свои усилия на полемике в печати. После отмены Исключительного закона в 1890 г. возникло около 60 социал-демократических газет, из которых 19 были ежедневными. Общий тираж составлял приблизительно 260 тыс. экземпляров. В 1897 г. 39 из 68 партийных изданий выходили ежедневно общим тиражом около 232 тыс. экземпляров.

И если говорить об особенностях немецкой прессы, то необходимо отметить и ее местный характер. С ХIII века и до 1871 года территория Германии была разделена на множество крупных и мелких княжеств. Поэтому многие политические газеты выходили в определенных местах, а не на территории всех германских земель.

В Германской империи после объединения, дольше, чем в других странах Европы, сохранялась цензура, что отражалось на качестве журналистики. Правительство, вплоть до наступления ХХ века, имело много рычагов воздействия на периодические издания. В результате продолжительной борьбы за свободу печати в стране возникла мощная политическая пресса.

Во Франции, наряду с периодической печатью, наиболее распространенным средством политической агитации стали так называемые «банкеты», или банкетные кампании [2]. Хотя ранее, в ходе политической агитации, любые политические объединения применяли обычные собрания. Но министр юстиции Франции внес на рассмотрение Палаты депутатов законопроект, который налагал уголовную ответственность на всех лиц, которые участвовали в таких собраниях. Теперь ответственность применялась не только к обществам, состоящим более чем из 20 человек, но также и в том случае, если общества были разбиты на секции с меньшим количеством членов, и собирались не в определенные дни. Ответственными за участие в таких обществах признавались не только должностные лица, председатели или, руководители, но и простые члены неразрешенных обществ. Размер ответственности значительно повышался по сравнению с тем, какой установлен был уголовным кодексом. Простое участие в недозволенном сообществе обложено карой от 2-х месяцев до 1 года тюремного заключения, и от 50 до 1600 франков штрафа. Если инцидент повторялся, то наказание могло быть удвоено, и осужденный мог быть при этом отдан под надзор полиции на срок не более чем в два раза, превышающий максимум наказания. А разрешение, данное администрацией какому-нибудь обществу, могло быть в любое время взято обратно [3].

В палате депутатов этот проект обсуждали в течении 14 заседаний, и в конце концов он был принят большинством.

Тогда оппозиция, которая пыталась доказать незаконность этого решения и то, что оно противоречило правам граждан придумала свой метод борьбы с таким положением. Во время обсуждения проекта, оппозиции удалось добиться категорического заявления со стороны представителей правительства, что новый закон не будет иметь применения к простым собраниям [2]. Для того, чтобы убедить власти в сговоре, необходимо было доказать, что имел место союз. К тому же, накладывалась ответственность за устройство собрания без предварительного разрешения. И вполне естественно, что необходимость предварительного разрешения местной администрации сделала устройство публичных собраний оппозиционных партий чрезвычайно затруднительным, если не невозможным, а, устройство собрания без разрешения, помимо ответственности устроителей, могло бы привести к насильственному разгону собрания полицией.

Поэтому оппозицией было «изобретено» такое мероприятие, как «банкет». В царствование Луи-Филиппа политические собрания граждан всегда имели экстремальный характер. К этому средству политические партии, действующие в Парламенте, обращались не постоянно и не систематически, а лишь в чрезвычайных случаях. Поэтому, и обстановка этих банкетов отличается некоторой помпезностью.

Отношение правительства к банкетам было, конечно, отрицательным. Но запрещать такие банкеты не всегда было возможно. В 1840 г. при кабинете Тьера оппозиционные партии в Палате Депутатов решили устроить ряд банкетов по всей стране, чтобы привлечь сочувствие населения к реформе избирательного закона, необходимость которой отстаивали в Палате Депутатов вожди оппозиции, Араго и Гарнье-Пажес. Целый ряд таких банкетов состоялся беспрепятственно. Только в одном случае, по поводу банкета 8 округа в Париже, назначенного на 14 июля, годовщину взятия Бастилии, правительство сочло нужным вмешаться [1].

Но банкетная кампания 1840 г. в пользу избирательной реформы не принесла непосредственных плодов, которых от нее ожидали. Несомненно, однако, что она подготовила почву для дальнейшей агитации, и сыграла известную роль в подготовлявшейся эволюции общественного мнения.

Список использованной литературы:

1. Вейль Ж. История республиканской партии во Франции с 1814 по 1870 год. М.: Изд-е Скирмунта, 1906. - 456 с.

2. Кушнир С. И. Газеты «Le National» и «La Réforme» в борьбе за преобразования во Франции // Вопросы истории. - 2009. - № 10. - С. 127-137.

3. Матвеев В.Ф. Право публичных собраний. Очерк развития и современной постановки права публичных собраний во Франции, Германии и Англии. С-Пб. (По изданию 1909 года). 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum2988/. Дата доступа 01.11.2018.

 

Сведения об авторах:

Богданова Светлана Юрьевна – кандидат экономических наук, декан факультета внебюджетного образования,  Воронежский институт ФСИН России, Россия, г. Воронеж

Савушкин Леонид Михайлович – доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия г. Воронеж

 

Political agitation

(historical aspect of the phenomenon)

Bogdanov S. Yu.

Sаvushkin L.M.

Abstract. The article describes such means of political agitation as "banquets", which were used in their political struggle by the opposition party leaders in France in the first half of the XIX century.

Keywords: electoral legislation, opposition, meetings, "banquets".

 

References:

1. Weil J. history of the Republican party in France from 1814 to 1870. M.: Publishing house Skirmunt, 1906. - 456 p.

2. Kushnir S. I. Newspapers "Le National" and "La Réforme" in the struggle for transformation in France // Questions of history. 2009. - . 10. - Pp. 127-137.

3. Matveev V. The Right of public meetings. Essay on the development and modern staging of the right of public Assembly in France, Germany and England. SPb. (As published in 1909). 2004 [Electronic resource]. Access mode: URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum2988/. Date of access 01.11.2018.