Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Киселева Надежда Васильевна

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин,

к.ю.н., доцент,

Российский государственный университет правосудия.

Центральный филиал

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социального предпринимательства как одного из действенных способов решения общественных проблем активно обсуждаются в разных странах мира.

          Ключевые слова:  социальное предпринимательство, общественные проблемы.

 

В современное время вопросы социального предпринимательства как одного из действенных способов решения общественных проблем активно обсуждаются в разных странах мира. Основной характеристикой деятельности субъектов социального предпринимательства выступает так называемое сочетание социальной направленности и рынка, которое приводит к самоокупаемости и устойчивости бизнеса. При этом субъекты социального предпринимательства относятся к категории малых и средних предприятий.

Социальное предпринимательство получает активное развитие и в Российской Федерации, в основном посредством тематических форумов и конференций, постепенно формируется государственная поддержка субъектов социального предпринимательства.

Внедрение в отечественную правовую действительность института «социальное предпринимательство» произошло в 2007 году в связи с созданием Фонда «Наше будущее», который был призван развивать социальное предпринимательство в России [7].

В Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в статье 6 приводится взаимосвязь предпринимательства и социальной сферы: «государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики» [1].

Впервые определение социального предпринимательства было закреплено в Приказе Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2011 г. № 227 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» [8], согласно которому «социальное предпринимательство - это социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем».

Очевидно, что социальное предпринимательство выступает новаторской предпринимательской деятельностью, направленной на решение или смягчение социальных проблем в обществе. Социальное предпринимательство зародилось на стыке бизнеса и благотворительности.

Огромный потенциал для развития социального предпринимательства в условиях Российской Федерации был задан Президентом РФ В.В. Путиным, который выступая на Форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 14-15 января 2015 заявил, что «сегодня всё больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, города либо небольшого посёлка, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу окружающим, помогать нуждающимся, тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации» [9].

В результате Правительство РФ предложило применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг. Основным направлением такой работы стало снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг [2].

Предполагается, что субъекты социального предпринимательства должны действовать в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создавать рабочие места для таких групп граждан.

Деятельность Правительства РФ в сфере развития социального предпринимательства будет осуществляться в рамках национальных проектов «Образование», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и федерального проекта «Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» [3].

Правительство РФ в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года определило цель - установить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам социального предпринимательства.

Не смотря на весь массив нормативного правового материала по вопросу социального предпринимательства в юридической теории можно встретить довольно пессимистичные утверждения, что «российское социальное предпринимательство в настоящее время развивается в отсутствие правового регулирования благодаря инициативе активных граждан страны, поддержке негосударственных фондов и практике иностранной сертификации» [5, с. 94] или, что «по оценкам экспертов, сейчас лишь 1% малых и средних предпринимателей в России могут назвать себя социально ориентированными» [6].

Совершенно критически относимся к точке зрения О.А. Минеева ο том, что «необходимо внести изменения в действующий Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в виде отдельной статьи, посвященной социальному предпринимательству [4, с. 20].

Полагаем, что в условиях отечественного государства назрела необходимость принять Федеральный закон «Ο социальном предпринимательстве», содержание которого позволит раскрыть: понятие, признаки социального предпринимательства, критерии отнесения к субъектам социального предпринимательства, механизм сертификации социального предпринимательства, единый реестр и требования к ежегодной отчетности социальных предпринимателей, ограничения распределения прибыли, ответственность субъектов социального предпринимательства, меры поддержки и льготы для инвесторов в социальное предпринимательство, доступ к рынкам сбыта социальных предпринимателей, наличие координационного властного органа, ответственного за развитие социального предпринимательства и т.д.

Список использованной литературы:

1. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 июля 2007 г. по состоянию на 03 августа 2018 г.] - Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.

2. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»): [распоряжение Правительства РФ от 02 июня 2016 г. № 1083-р по состоянию на 30 марта 2018 г.] - Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 24. - Ст. 3549.

3. Российская Федерация. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года [утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г.] – Режим доступа: www. http://static.government.ru/ по состоянию на 02.10.2018.

4. Минеев О.А. К вопросу о социальном предпринимательстве / О.А. Минеев [Текст] // Юрист. - 2016. - № 6. - С. 20 - 22.

5. Плетень А.С. Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки / А.С. Плетень [Текст] // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 10. - С. 94 - 101.

6. Потапов О.А. Социальное предпринимательство получит новые стимулы для развития / О.А. Потапов [Текст] // Комсомольская правда. - 2015. - 3 августа.

7. Режим доступа: www. http://www.nb-fund.ru.

8. Режим доступа: www. http://base.garant.ru.

9. Режим доступа: www. http://www.nb-forum.ru/news/vladimir-putin-o-sonko.html.

Сведения об авторе:

Киселева Надежда Васильевна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

LEGAL FRAMEWORK FOR SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kiseleva N.V.

Abstract. The article considers issues of social entrepreneurship as one of the effective ways to solve social problems actively discussed in different countries of the world.

Keywords: social entrepreneurship, social problems.

References:

1. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii: feder. zakon: [prinyat Gos. Dumoj 24 iyulya 2007 g. po sostoyaniyu na 03 avgusta 2018 g.] - Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2007. - № 31. - St. 4006.

2. Rossijskaya Federaciya. Rasporyazheniya. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» (vmeste s «Planom meropriyatij («dorozhnoj kartoj») po realizacii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda»): [rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02 iyunya 2016 g. № 1083-r po sostoyaniyu na 30 marta 2018 g.] - Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2016. - № 24. - St. 3549.

3. Rossijskaya Federaciya. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [utv. Pravitel'stvom RF 29 sentyabrya 2018 g.] – Rezhim dostupa: www. http://static.government.ru/ po sostoyaniyu na 02.10.2018.

4. Mineev O.A. K voprosu o social'nom predprinimatel'stve / O.A. Mineev [Tekst] // YUrist. - 2016. - № 6. - S. 20 - 22.

5. Pleten' A.S. Social'noe predprinimatel'stvo v sovremennoj Rossii: zakonodatel'noe regulirovanie i osnovnye napravleniya gosudarstvennoj podderzhki / A.S. Pleten' [Tekst] // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2016. - № 10. - S. 94 - 101.

6. Potapov O.A. Social'noe predprinimatel'stvo poluchit novye stimuly dlya razvitiya / O.A. Potapov [Tekst] // Komsomol'skaya pravda. - 2015. - 3 avgusta.

7. Rezhim dostupa: www. http://www.nb-fund.ru.

8. Rezhim dostupa: www. http://base.garant.ru.

9. Rezhim dostupa: www. http://www.nb-forum.ru/news/vladimir-putin-o-sonko.html.