Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПОСТАНОВКА ГОЛОСА У УЧАЩИХСЯ

МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ

Коблева Гошан Мадиновна

студентка II-го курса института культуры

ГАОУ ВО города Москвы «Московский

городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные элементы процесса постановки голоса на начальных этапах обучения в классах эстрадно-джазового вокала в структурах детского музыкального образования. Особое внимание уделяется определению структуры голосового аппарата и организации работы над каждым его элементом, а также роли и значению процесса постановки голоса на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: вокал, голос, обучение, постановка голоса, звукоизвлечение, тембр, звукообразование, дыхание, артикуляция.

Самым удивительным из всех существующих на сегодняшний день музыкальных инструментов является человеческий голос. Он выступает главным исполнительским инструментом для музыканта-вокалиста, который одинаково подчинен как музыкальным, так и физиологическим законам. В этом и заключается основная сложность его освоения. В отличие от музыкантов-инструменталистов, обладающих возможностью видеть и изучать во всех подробностях свой инструмент при помощи зрения, осязания и слуха, развитие вокальных приемов и навыков происходит на уровне интуиции и собственных ощущений [1, с. 7].

Обучение вокальному искусству – сложный технологический процесс, включающий в себя развитие музыкальных способностей учащегося, формирование вокальных навыков, а также поиск индивидуального сценического образа. Однако, среди огромного множества задач, стоящих перед педагогом эстрадно-джазового вокала в младших классах детских музыкальных школ, первостепенную роль играет постановка голоса учащихся.

Этот трудоемкий и требующий времени процесс направлен на выработку приемов правильного звукоизвлечения у ученика, а также – на развитие у него различных певческих и речевых навыков. Подобно технологическому освоению музыкальных инструментов, человеческий голос требует изучения и осознания самим учеником принципов и его условий работы [5, с. 2-3].

Роль постановки голоса в процессе обучения вокальному исполнительству неоценимо велика. К характеристикам хорошо поставленного голоса относят его звучность и богатство тембра, широту диапазона и дыхания, четкость произношения слов, чистоту интонирования и отсутствие быстрой утомляемости, что необходимо как для успешного представления результатов своего обучения на сцене, так и для дальнейшего развития вокальной техники и формирования певческих навыков.

Техника и приемы эстрадно-джазового вокала имеют ряд отличий от других направлений вокального искусства, однако в процессе постановки голоса многие педагоги пользуются классической вокальной методикой, направленной на правильную постановку голосового аппарата и освоение техники вокального дыхания.

Голосовой аппарат человека представляет собой структуру из трех важных элементов, каждому из которых предназначается определенная роль.

Первым условием для освоения любого музыкального инструмента является поиск наиболее удобного его положения для ученика. В области вокального исполнительства наиболее комфортное положение следует придать гортани, выступающей основным элементом всего голосового аппарата, именно здесь находятся голосовые связки, которые, взаимодействуя с выдыхаемым легкими воздухом, рождают звук.

Среди исследователей и педагогов в сфере вокального искусства существуют различные мнения о правильном положении гортани в процессе пения. В большинстве случаев положение гортани зависит от принадлежности певца к тому или иному направлению в вокальном искусстве, а также – от индивидуальных особенностей исполнителя. На начальном этапе обучения педагогу следует опираться на классические методические рекомендации по положению гортани, корректируя его в зависимости от достигаемых учащимся результатов.

Следующим шагом в процессе постановки голоса выступает формирование у учащегося навыков правильного дыхания в процессе исполнения. Вся дыхательная система, включающая легкие, мышцы живота и спины, мышцы диафрагмы и верхнюю часть грудной клетки, также является важной частью голосового аппарата человека.

Вокальное дыхание имеет ряд отличий от обычного, сопровождающего человека повседневно. Существует несколько разновидностей певческого дыхания, каждая из которых основана на активной работе определенных органов дыхательной системы. В процессе обучения ученику необходимо изучить, а затем – освоить на практике, все виды вокального дыхания, превратив дыхательный процесс из автоматического в строго контролируемый [3, с. 347-352].

Заключительным элементом голосовой системы является артикуляционный аппарат, куда относят нижнюю челюсть, зубы, язык, губы, а также корень языка, маленький язычок и мягкое небо. Артикуляция выступает важным элементом для вокалиста эстрадно-джазового направления. Помимо слов, выступающих значимой песенной единицей, в эстрадно-джазовых композициях зачастую встречаются довольно сложные для исполнения фразы, что обуславливает задачу концентрации особого внимания на развитии артикуляционного аппарата учащегося и формировании навыков четкой дикции.

Изучение принципов работы каждого элемента голосовой системы и формирование навыков, позволяющих владеть голосом, в процессе обучения происходит путем применения различных упражнений, предложеных в выбранной конкретным педагогом методике или сформированных на ее основе.

Эстрадно-джазовое направление в вокальном искусстве имеет специфические особенности, которые отличают его от академического и народного пения. Многообразие стилей внутри самого эстрадно-джазового направления предполагает использование различных технических приемов, свойственных конкретному стилевому направлению, и обуславливает различия в манере подачи звука. Для успешного овладения такими приемами эстрадно-джазового исполнительства важным этапом постановки голоса на начальном этапе обучения является освоение техники пения в речевой позиции, которая создает условия для легкого овладения пением в любой манере эстрадно-джазового направления в вокальном искусстве [2].

Практика такого пения позволяет обеспечить сохранение легкости и комфорта при пении, а также способствует развитию более естественной артикуляции вне зависимости от сложности исполнения той или иной композиции или ее эмоционального содержания.

Весь процесс постановки голоса представляет собой дифференцированную работу всех мышц, участвующих в звукообразовании. В результате такой работы вырабатываются необходимые для качественного звукоизвлечения рефлексы и исчезают лишние движения, способствующие напряжению мышц, а также происходит формирование стойких речевых и вокальных навыков, что приводит к энергичному, чистому и свободному звучанию голоса [4].

В процессе звукоизвлечения в области вокального исполнительства важна правильно организованная работа каждого элемента системы голосового аппарата, при которой все органы работают в свойственной им области и не препятствуют работе остальных. Отрицательным примером является обратная ситуация, при которой один из элементов работает неправильно, что отражается на звучании голоса. К примеру, толкающая или бросающая дыхание грудь или недостаточно твердо и точно работающая голосовая щель могут привести ситуации, когда голос начинает прерываться и слабеть после каждого слога.

На этапе постановки голоса возникает необходимость в предельной концентрации внимания к мышечным ощущениям как со стороны самого ученика, так и педагога, чьи знания и опыт должны быть направлены на достижение учащимся положительного результата. В процессе обучения ученику необходимо приобрести навыки, позволяющие самостоятельно контролировать свои мышечные ощущения и правильную работу всего голосового аппарата. По словам выдающегося российского ученого-физиолога XIX века И.М. Сеченова, умеющий петь человек еще до момента образования звука знает, как правильно поставить управляющие звуком мышцы для того, чтобы воспроизвести определенный музыкальный тон.

 Положение эстрадно-джазового вокала в рамках всего вокального искусства определяется как срединное между академическим вокалом и народным. Представители классического и народного вокального исполнительства существуют в строгой регламентации своей исполнительской манеры и певческих приемов. Основная же задача для вокалиста эстрадно-джазового направления заключается в поиске своего индивидуального тембра голоса, а также манеры исполнения и сценического образа.

Однако для успешного выполнения поставленных задач будущему исполнителю необходимо научиться умело управлять своим голосом и знать принципы организации работы всех составляющих голосового аппарата. Эти навыки и умения приобретаются учеником именно на начальном этапе обучения вокальному искусству и выступают своего рода фундаментом для дальнейшего развития и формирования вокальных навыков и технических приемов, необходимых в исполнительской деятельности. Поэтому постановка голоса учащихся является важным и ответственным процессом для педагогов эстрадно-джазового вокала в младших классах ДМШ и школ искусств.

Список использованной литературы:

1.        Вербов А.М. Техника постановки голоса / А.М. Вербов. – Л.: Тритон, 1931. – 17 с.

2.        Виславская А.А. Вокальный метод Сета Риггса Пение в речевой позиции / А.А. Виславская. – Нарва: Нарвская хоровая школа, 2012. – 7 с.

3.        Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1968. — 675 с.

4.        Зданович А.П Некоторые вопросы вокальной методики / А.П. Зданович. – М.: Музыка, 1965. – 148 с.

5.        Малишава В. Методика обучения эстрадному пению / В. Малишава.  – Архангельск, 2012. – 49 с.

THE PROCESS OF VOICE TRAINING IN PUPILS OF JUNIOR CLASSES AT THE MUSIC CCHOOL

Kobleva G.M.

Abstract. This article discusses the main elements of the process of voice training at the begining stages of training in the classes of pop-jazz vocal in the structures of children's music education. Special attention is paid to the definition of the structure of the voice apparatus and the organization of work on each of its elements, and also to the role and importance of the process of voice production at the begining stage of training.

Keywords: vocals, voice, training, voice production, sound production, timbre, sound formation, breathing, articulation.