Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


О ПРОБЛЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Соломатин Анатолий Алексеевич

Магистрант кафедры «государственно-правовых дисциплин»

ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

Россия, г. Воронеж

Научный руководитель: Дементьев Игорь Валерьевич

Доцент кафедры «гражданско-правовых дисциплин»

ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу рассмотрения ответственности налоговых органов за нарушения законодательства. Изучается проблема привлечения к различным видам ответственности.

Ключевые слова: налоговые органы, правонарушение, проблема, законодательство, ответственность налоговых органов.

 

Формирование налоговых органов как системы протекало на протяжении многих веков и со временем вылилось в четко организованную структуру, имеющую права и обязанности, закрепленные в законе (ст.ст. 31-32 НК РФ) [2].

Существенным является институт ответственности налоговых органов. Его важность заключается в том, что нормы ответственности позволяют плательщику налогов осуществлять его права по возврату убытков, вызванных незаконными действиями налоговых органов, в том числе их работниками. В связи с этим, приходится дифференцировать ответственность фискальных органов и их должностных лиц, поскольку, в зависимости от субъекта применяется соответствующая ответственность [7].

Так как налоговые органы реализуют их права и обязанности через должностных лиц, эти лица должны в своих действиях руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ и другими федеральными законами, равно как и реализовывать свои права и обязанности не выходя за рамки своей компетенции.

Проблему ответственности фискальных органов и их работников не выделяют в теории права как важный или проблемный вопрос, однако обсуждают в качестве насущного, ведь от этого зависит охрана прав и законных интересов плательщиков налогов. Это подтверждено практикой правоприменения и научной литературой. Рассмотрение проблемы нарушения налоговыми органами законодательства и понимание их ответственности даст нужный баланс правопонимания этого вопроса. Теоретики права не первый год изучают эту проблему, но литература не может дать ответы на вопросы упорядочивания налогового законодательства. Меры ответственности находятся глубоко в нормах гражданского, административного, уголовного и иного законодательства [8].

Если говорить про урегулированность способов ответственности, то можно отметить, что административная ответственность является наиболее регламентированной. Как следует из названия, она применяется за административные проступки, затрагивая в общем общественный порядок. Так же стоит отметить, что за совершение административного проступка лицо несет ответственность напрямую перед государством [6].

Рассматривая комментарии к НК РФ, можно увидеть, что список статей Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрена ответственность налоговых органов, весьма обширен и, если имеется состав преступления, виновные лица могут быть привлечены к ответственности [3;4].

В то же время, при привлечении к ответственности, могут возникнуть проблемы. Нормы ст. 35 НК РФ и гл. III Закона «О налоговых органах РФ» о материальной ответственности – это, вероятно, единичное упоминание в законодательстве ответственности фискальных органов в той форме, когда субъект ответственности – налоговый орган в качестве коллективного субъекта, а не объединение должностных лиц, с индивидуальной ответственностью [8].

Стало быть, положения особых правовых актов совершенно не расширяют основную норму ст. 53 Конституции РФ, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов [1]. То есть налоговые органы можно только условно называть субъектами ответственности, ведь компенсация убытков будет осуществляться из бюджета государства.

Не один раз рассматривалась проблема индивидуальной ответственности должностных лиц, предлагалось дополнить УК, НК и КоАП специальными статьями. Тем не менее, поправки так и не были приняты [9]. Имеются общие правила привлечения должностных лиц к ответственности, в связи с тем, что они являются государственными служащими РФ. Это дисциплинарная ответственность, мерами которой, в том числе, являются: замечание, выговор, увольнение.

Неупорядоченность норм приводит к разрозненности восприятия ответственности должностных лиц налоговых органов и, что хуже, к полному отсутствию такого восприятия.

 Встречаются случаи злоупотребления должностным положением с позиции нечестно относящихся к своим обязанностям работников налоговых органов, тем не менее, факты их привлечения к ответственности малоизвестны.  Первопричина усматривается в том, что ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в сфере обеспечивания прав плательщиков налогов в первую очередь представлена ответственностью уголовной, которая подразумевает как причинение вреда пострадавшему, так и корыстную причину действий нарушителя права. Но при этом, такие причины в действиях этих лиц трудно выявить, они выражены неявно или отсутствуют как факт.

Одним из примеров может служить привлечение к ответственности бывшей на данный момент сотрудницы ИФНС России по Левобережному району города Воронежа, обвиняющейся в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) [4]. Бывшая сотрудница, как лично, так и через знакомых, участвовала в координации деятельности частной организации, которая оказывала услуги по ведению бухгалтерского учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности. За свою работу должностное лицо получало часть дохода. Вследствие «такого сотрудничества» директору одной из коммерческих организаций города Воронежа удалось уклониться от уплаты налога на добавленную стоимость на сумму более 5 миллионов рублей [10].

В соответствие со статьей 12 Закона РФ «О налоговых органах РФ», должностные лица налоговых органов привлекаются к ответственности при невыполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей, становясь субъектом дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности [5]. При этом, об административной ответственности речи не идет. На наш взгляд, именно она должна быть ключевым средством воздействия на работников фискальных органов.

Также стоит заметить, что уголовное законодательство Российской Федерации в основном направлено на привлечение к ответственности налогоплательщиков, но не должностных лиц фискальных органов.

Таким образом, в заключение отметим, что в налоговой сфере отношения нередко сопровождаются правонарушениями, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны работников налоговых органов. Стремясь защитить публичные интересы, государство предусматривает ответственность с одной стороны, при этом забывает регламентировать административную юрисдикцию другой стороны. Это говорит о том, что действующие законодательные и нормативные акты, требуют внесения поправок и изменения, для регулирования проблемы ответственности налоговых органов за нарушения законодательства.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 15.05.2019).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (часть 1) (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения: 15.05.2019).

3. Комментарии к Налоговому кодексу РФ (часть 1) [Электронный ресурс] // Налоговый Кодекс Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.nalkod.ru/kommentarii-k-chasti-1-nk-rf/ (Дата обращения: 15.05.2019).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 15.05.2019).

5. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 № 943-1 (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/ (Дата обращения: 15.05.2019).

6. Анашкина, А.Ю. Процессуальные права налоговых органов / А.Ю. Анашкина. – Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2015. – 269 с.

7. Дарьев, А.А. Обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов / А.А. Дарьев. – Москва : Изд-во Норма, 2014. – 326 с.

8. Климкова, Н.П. Административная ответственность должностных лиц / Н.П. Климкова. – Москва : Изд-во ИНФРА-М, 2013. – 412 с.

9. Щуренкова, М.Ю. Налоговое администрирование / М.Ю. Щуренкова. – Москва : Изд-во ИНФРА-М, 2015. – 196 с.

10. Новостная служба Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voronezh.sledcom.ru/news/item/1356952/ (Дата обращения: 15.05.2019).

Сведения об авторах:

Дементьев Игорь Валерьевич – Научный руководитель. Доцент кафедры «гражданско-правовых дисциплин» ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Россия, г. Воронеж

Соломатин Анатолий Алексеевич – Магистрант кафедры «государственно-правовых дисциплин» ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Россия, г. Воронеж

ABOUT PROBLEM OF THE RESPONSIBILITY OF TAX AUTHORITIES FOR VIOLATIONS OF LEGISLATION

Solomatin A.A.

Dementiev I.V.

Abstract. This article is devoted to the consideration of the responsibility of tax authorities for violations of the law. Being studied the problem of bringing to different types of responsibility.

Keywords: tax authorities, offense, problem, legislation, responsibility of tax authorities.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (edition of 21.07.2014) [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. legal system. – Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Access date: 15.05.2019).

2. Tax Code of the Russian Federation (tax code) of July 31, 1998 № 146-FZ (part 1) (edition of 27.12.2018) [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. legal system. – Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Access date: 15.05.2019).

3. Comments to the Tax Code of the Russian Federation (part 1) [Electronic resource] // Tax Code of the Russian Federation. – Access Mode: http://www.nalkod.ru/kommentarii-k-chasti-1-nk-rf/ (Access date: 15.05.2019).

4. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 № 63-FZ (edition of 23.04.2019) [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. Legal system. – Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Access date: 15.05.2019).

5. Law of the Russian Federation «About tax authorities of the Russian Federation» of March 21, 1991 No. 943-1 (edition of 27.12.2018) [Electronic resource] // ConsultantPlus: Ref. legal system. – Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/ (Access date: 15.05.2019).

6. Anashkina, A.Iu. Procedural rights of tax authorities / A.Iu. Anashkina. – Saratov : Saratov University Press, 2015. – 269 p.

7. Dariev, A.A. Duties and responsibilities of tax officials / A.A. Dariev. – Moscow : Norma Publishing House, 2014. – 326 p.

8. Klimkova, N.P. Administrative responsibility of officials / N.P. Klimkova. – Moscow : INFRA-M Publishing, 2013. – 412 p.

9. Shchurenkova, M.Iu. Tax administration / M.Iu. Shchurenkiva. – Moscow : INFRA-M Publishing, 2015. – 196 p.

10. News Service of the Investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Voronezh Region [Electronic resource]. – Access mode: http://voronezh.sledcom.ru/news/item/1356952/ (Access date: 15.05.2019).