Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Альгамбра

Яковец  Нина Владимировна

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Гаврилина  Елизавета Алексеевна

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Черникина  Дарья Сергеевна

Студент

Тульский государственный университет

Россия, г.Тула

Аннотация. В статье рассматривается архитектурно-парковый ансамбль - Альгамбра, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией.

Ключевые слова: архитектура, дизайн, дворец, ислам.

 

Укрепленный дворец Альгамбра («красная крепость»), расположенный прямо на холме в высокогорном городе Гранада, является одним из чудес исламской архитектуры. Он был построен мусульманскими правителями южной Испании, султанами династии Насридов, в 13 и 14 веках. Если смотреть издалека, его массивные зубчатые башни возвышаются над твердыми красными кирпичными и каменными стенами, которые дали дворцу его имя, Альгамбра выглядит простой и неприступной. Однако внутри это одно из самых замысловато украшенных зданий в мире, а его аркады, колонны, потолки, двери и арки являются свидетельством бесконечной изобретательности исламского искусства и феноменального мастерства его строителей.

Насриды, последние мусульманские династии Испании, управляли небольшой частью южной Испании вокруг Гранады, Малаги и Альмерии. Поскольку христианские правители страны оттеснялись с севера и постепенно завоевывали свою территорию, для Насридов было жизненно важно создать безопасную укрепленную базу, поэтому цитадель Альгамбры (рис. 1) изначально содержала целый спектр зданий - рабочих домов, ремесленных мастерских, королевский монетный двор, солдатские кварталы, общественные бани, несколько мечетей и сам большой дворец - которые образовали хорошо защищенную, самодостаточную общину [1]. Большинство вспомогательных зданий исчезло, некоторые из них были застроены более поздними сооружениями, такими как ренессансный дворец христианского императора Карла V, построенный в 16 веке на юго-западе. Сохранившиеся до наших дней здания Насрида являются одними из лучших примеров тщательно спланированной и очень богато украшенной архитектуры мусульманской Испании. Альгамбра расположена вокруг нескольких внутренних дворов и садов, поливаемых их собственными ирригационными системами. Эти арочные дворики обеспечивают элегантные, затененные участки с бассейнами и фонтанами, куда люди могут приходить и уходить с комфортом. Аркады ведут к красиво оформленным комнатам с декоративными материалами, включая штукатурку, керамическую плитку и резное дерево, а также архитектурные элементы, такие как капители, с узорами удивительной сложности. Самыми потрясающими являются потолки, некоторые, из которых украшены мукарнами - замысловатыми штукатурными формами, которые висят, как сталактиты, волшебным образом ловят солнце, создавая пестрые узоры света и тени.

Рис. 1 – вид на дворец.

Башня Комарес высотой 45 м является самым высоким зданием в Альгамбре и содержит некоторые из наиболее важных комнат дворца, в том числе Зал послов. Толстые каменные стены башни сделали ее прочной и надежной, а ее высота обеспечила ей хорошую выгодную позицию. Охранники, патрулирующие на крыше, могли видеть между бойницами, витиеватые вершины которых были добавлены в 16 веке.

Длинный внутренний двор обеспечивает доступ к частным комнатам семьи. Он построен вокруг большого прямоугольного бассейна, который питается двумя фонтанами и окружен мраморной мостовой. Вода в бассейне отражает симметричные аркады на обоих концах, которые имеют тонкие колонны, высокие арки и искусно вырезанные верхние стены (рис. 2). Деликатность этих деталей резко контрастирует с твердыми зубчатыми стенами массивной башни Комарес за ее пределами.

Рис. 2 – арки и колонны дворца.

Ослепительный диапазон декоративных деталей во Дворе Миртов включает надписи в плавной каллиграфии, украшенные лепными украшениями, абстрактные симметричные узоры, образующие петли и изгибы, и ряд миниатюрных арок. На наружных стенах и под арками эти узоры улавливают сильный естественный свет, придавая поверхности стен богатую текстуру.

Строители мусульманской Испании использовали несколько форм остроконечной арки, например из Миртлского двора, у которого длинные прямые стороны поднимаются к мелкой изогнутой вершине. Самая запутанная резьба находится на самой арке, где филигранная отделка разбивает кривую, так что край арки, кажется, растворяется в пятнах мелких деталей.

Суд львов - это богато украшенный один из двух главных дворов Альгамбры. Он примыкает к ряду общественных комнат. Аркада, которая окружает все четыре стороны, состоит из многослойных арок - типичной исламской формы, в которой каждая сторона арки разделена на ряд маленьких кривых. Группы тонких колонн поддерживают арки, и они, вместе с резным украшением, которое покрывает практически каждую поверхность, придают двору мерцающий вид.

Суд львов назван в честь его центрального фонтана, окруженного двенадцатью стилизованными каменными львами. Отсюда четыре прямых водяных канала текут к аркадам, разделяя двор на четыре равные части. Это четырехкратное разделение является фундаментальным элементом садов ислама, которые были земными представлениями о рае, как показано в Коране. Четыре водотока представляют четыре реки жизни, в которых течет вода, вино, мед и молоко.

Зал лодки (рис. 3) - эта комната получила свое название из-за путаницы между арабским словом baraka (благословение), которое вписано в сводчатый потолок комнаты, и barca, испанским словом «лодка». В комнате есть оконные проемы со сплющенными арками - типичная исламская форма.

Рис. 3 – зал лодки.

Зал Абенсерраджес - говорили, что здесь была обезглавлена группа рыцарей из семьи Абенсерраджес (согласно легенде, пятно на полу красновато). Комната содержит один из самых замечательных потолков во всем дворце. Купол из мукарн закрывает драматическое отверстие в форме звезды. Вокруг основания купола есть несколько маленьких окон, которые освещают позолоченное украшение, делая его блестящим и подчеркивая изысканные детали.

Рядом с одним из уголков Двора Мирта находится еще один зал, уютное пространство с деревянным потолком с золотой росписью и декоративными арками. Из комнаты открывается вид на небольшой внутренний двор, частично крытый и частично открытый. Это еще один открытый корпус, где жители дворца могли найти тишину, уединение и тень.

Внутри Башни Комарес находится квадратный Зал Послов, тронный зал султанов Насрида. Правящий султан сидел под потолком, состоящим из тысяч тщательно соединенных кусков дерева, в окружении стен, украшенных абстрактными узорами в мелком рельефе. Дневной свет проникает в комнату через окна, заполненные пронзенными вырезами - они фильтруют свет и уменьшают блики солнца.

Зал королей (рис. 4) – это комната, которая составляет восточную сторону комплекса вокруг Суда львов. Этот зал, названный в честь росписей на потолке, на которых изображены ранние правители династии Насридов, особенно известен своими арками. Это сложные структуры, но декор из мукарн делает их менее громоздкими.

Рис. 4 – зал королей.

Небольшой зал, выступающий в качестве беседки - это внутреннее пространство или смотровой павильон, из которого люди могут полюбоваться видом на сад во внутреннем дворе. Хотя сад был перестроен более поздними христианскими жителями дворца, этот зал показывает, как оригинальные дизайнеры здания работали над установлением связей между интерьером и экстерьером.

Каждая из типичных форм исламского убранства - арабески, геометрические узоры, цветная плитка, каллиграфия и лиственный дизайн - появляются на стенах, потолках и арках Альгамбры и дополнительно усиливаются за счет использования повторяющихся трехмерных форм. Все эти формы украшения были разработаны и выполнены высококвалифицированными художниками и мастерами, чтобы в полной мере использовать любой доступный свет во дворце, будь то прямой солнечный свет, фильтрованный свет, проникающий в комнаты через пронзенные отверстия, или свет, отраженный от воды бассейнов Альгамбры.

Во многих номерах отеля Alhambra есть плиточный плинтус с яркими узорами, которые эффективно контрастируют с монохромной резьбой на стенах выше. Резные или отлитые формы растений, в том числе нежные цветы, вьющиеся стебли и виноградные лозы, создают впечатление, что привносят в здание настоящие пышные сады. Даже в светском здании, таком как Альгамбра, религиозные надписи из Корана составляли важную часть декоративной схемы.

Список использованной литературы:

1.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.

 

Alhambra

Iakovets N.V.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Gavrilina E.A.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Chernikina D.S.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. The article discusses the architectural and park ensemble - the Alhambra, located on a hilly terrace in the eastern part of the city of Granada in southern Spain. The main development was during the reign of the Muslim Nasrid dynasty (1230–1492), during which Granada became the capital of the Granada Emirate on the Iberian Peninsula, and the Alhambra - their residence.

Keywords: architecture, design, palace, islam.

 

 References:

1.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.