Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА

Мишкина Александра Сергеевна

Студентка 1 курса направления «Юриспруденция»,

ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет

 «Высшая школа экономики», Пермский филиал, Россия, г. Пермь

Патырбаева Ксения Вадимовна

Доцент кафедры философии, к. филос. н.,

ФГБОУ ВО Пермский государственный

национальный исследовательский университет, Россия, г. Пермь

Аннотация. В статье рассматриваются особенности западноевропейской политико-правовой мысли XIX века в целом, и исследуется специфика понимания и решения проблемы прав человека в частности. Особое внимание уделяется решению проблемы прав человека в ключевых направлениях политико-правовой мысли исследуемого периода – марксизме, либерализме, социализме.

Ключевые слова: права человека, марксизм, либерализм, социализм

Становление концепции прав человека – явление историческое. Над такими понятиями как «свобода», «равенство», «справедливость» люди размышляли в разные эпохи: данные понятие встречаются в трудах античных философах, религиозных учениях мыслителей древности, в работах эпохи Возрождения, поэтому размышления на тему проблемы прав человека в XIX веке опирается на предшествующий опыт человечества.

По мнению Диноршоева, не стоит удивляться отсутствию новизны и специфичности современных представлений о природе прав человека, так как нужно учитывать историческую преемственность этих взглядов. Каждая историческая эпоха включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом и состоит смысл истории права и правовых учений: в совокупности это история формирования и эволюции представлений о правах человека, начиная от примитивных, ограниченных и неразвитых и до современных [2, с. 4].

Таким образом, изучение вопроса о проблеме прав человека в политико-правовых концепциях XIX века является актуальным, поскольку данный исторический период является с одной стороны переходным между эпохой Просвещения (в которую происходит становление основных прав и свобод) и современным пониманием данной категории.  В то же время XIX век является периодом, когда в обществе идет борьба за расширение и предоставление прав широким слоям населения, в первую очередь, рабочим.

Однако, несмотря на такую значимость данной исторической эпохи, по мнению А.М. Диноршоева, исследовавшего формирование и развитие идей прав человека в истории общественной мысли, «в отечественной юридической науке и историко-правовой литературе вопросу формирования идей прав человека в западной и восточной правовой мысли до последнего времени уделялось мало внимания» [2, с. 3].

Сказанное выше подтверждает значимость и актуальность данной темы исследования для истории правовой науки.

Говоря об особенностях учений XIX века, следует обратить внимание на исторические предпосылки формирования политико-правовых идей.

Предшествующая XIX веку эпоха Просвещения привнесла в мир идею естественности права, к слову стоит упомянуть, что сделано это было не самым гуманным способом, путём революции было достигнуто господство в обществе идеи неотчуждаемости прав и свобод, частной собственности, формальная автономия личности, принцип индивидуальной свободы. Укрепившийся у власти в ходе революции класс буржуазии отодвинул на обочину истории былое величие потомственной аристократии и духовенства. Кроме того, изменения произошли и в экономическом секторе: промышленная революция выдвинула на первый план фабричное, массовое производство, повлекшее за собой новые требования и к рабочей силе, и к организации труда, заменяя тем самым аграрный сектор экономики. Следствием такой производственной реорганизации послужило формирование в обществе еще одного класса – пролетариата.

Реакцией на подобные изменения явилось распространение в обществе социалистических идей. Конечно, говорить о том, что эти идеи зародились в Новое время, будет неверным, поскольку они прослеживаются и в учении Платона о государстве, и в работе Томаса Мора «Утопия», однако как течение социализм сложился именно в XIX веке.

Его представителями являлись Шарль Фурье, Клод Анри де Сен-Симон и Роберт Оуэн. Все они порицали сущность развивающегося капитализма и мечтали об установлении равного и справедливого общества, но в отличие от марксизма их отличает отсутствие радикализма.

В основном социалисты относились безразлично к политике и государству, уделяя главное внимание социальным проблемам [2, с. 63].

Сен-Симон же вообще считал, что социальная организация является одной из функций государственной власти [1, с. 42]. Однако у Р. Оуэна можно проследить более масштабные взгляды в реорганизации общества. По его мнению, машинное производство ведет к неравенству, бедствию и нищете народа, однако для достижения баланса нужно не устранять производство, а изменить сложившуюся общественную систему. Свою мини-модель идеального общества Р. Оуэн воплотил на фабрике в Нью-Ланарке, которую он подробно описал в работе «Замечания о влиянии промышленной системы» [6, с. 7–19].

Однако социализм был не единственный в своем роде, кто мечтал о равном и справедливом обществе. Такими же идеями была овеяна концепция марксизма, но, как уже была сказано выше, марксисты были более радикальны. Созданная Марксом формационная теория предполагает, что в основе любого общества лежит экономический базис, который собственно и определяет и политическую, и духовную, и культурную сферу, таким образом, по Марксу, право занимает лишь второстепенную роль и находится в прямой зависимости от развитости экономики. Как утверждал К. Маркс: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов – словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества» [4, с. 402].

Таким образом, право для марксистов являлось явлением классовым, которое должно быть подчинено государству и полностью удовлетворять его интересы; этим же и подтверждается резкая критика как демократии, так и гражданского общества.

Основой коммунизма марксисты ставили равное, бесклассовое общество, где соответственно личность была полностью подчинена государству, исходя из этого,  не предполагалось деление людей на граждан и неграждан, так как в ходе развития коммунистического общества в целом предполагалось отмирание института государства.

Однако до достижения такого пика развития общества предполагалось установление диктатуры пролетариата, то есть власти трудящихся.

Так можно провести некую параллель между двумя течениями XIX века: социализмом и марксизмом, который базируются на одних и тех же принципах. Возможно, такому сходству еще не стоит удивляться, поскольку в формационной теории Маркса социализм являлся переходной стадией на пути к коммунизму.

Право как понятие исключается в еще одном учении данного как периода – позитивизме. Однако, если Маркс считал право понятием классовым, то один из самых ярких представителей позитивизма Огюст Конт считает «право» понятием метафизическим, ровно также как и понятие «личность». По мнению Конта, право является проявлением божьей воли, и для борьбы с этой трактовкой было выдвинуто понятие «право личности», что привело к увековечиванию индивидуализма и сыграло еще большую разрушительную роль [2, с. 60–61].

Однако колоссальное отличие позитивизма от двух предыдущих учений состоит в том, что он никак не посягает на капиталистическую собственность, а наоборот же стремится дать ей новое обоснование, говоря о ее социальной функции: создавать и управлять капиталами, при помощи которых каждое поколение подготовляет работу для следующего за ним [2, с. 61].

От всех вышеперечисленных учений существенно отличается либерализм. Он впитал в себя все те идеи, которые были чужды остальным. Либерализм берёт своё начало в эпоху Просвещения поэтому его основу составляет идея неотчуждаемости прав и свобод человека, но по мере общественного развития усложняется и сама концепция. В XIX веке либерализм уже строится на втором поколении прав человека, то есть ему важно не только предоставление прав и свобод, но и социальные гарантии их обеспечения со стороны государства, при этом личность должна оставаться независимой. Последователь либерализма Джордж Стюарт Милль считал, что независимость и свобода понятия равнозначные, второе он определял как независимость человека, в сфере тех действий, которые касаются его самого.

В отношении прав человека Дж. Милль выступал за идею равенства, прежде всего, по гендерному признаку. В своей книги «О подчинении женщин» Милль выразил свои взгляды на проблему женской эмансипации. Он, будучи сторонником прогресса, считал, что выборы в обществе, в котором половину населения составляют женщины, нельзя назвать справедливыми и равными, если они не могут принять участие [3, с. 5].

На этом и строилась вся концепция либерализма. Выражая общий смысл данной концепции, Алексис де Токвиль говорил, что ни равенство, ни свобода сами по себе еще не являются самодостаточными условиями подлинно человеческого бытия, а становятся таковыми лишь в единстве.

Наверняка, заметным является различие идей в учениях XIX века, но при всем при этом необходимо отметить то, что все концепции, неважно либерализм или же радикальный марксизм, в своих идеях обосновывали интересы различных слоев населения и помимо доктринального закрепления своих взглядов, ставили задачей реализацию данных идей на практике. Кроме того, политико-правовые учения XIX в. не существуют обособленно, они дополняют друг друга, полемизируют друг с другом, отмечая слабые стороны и недостатки. В центре внимания идеологий находились вопросы об отношении к прогрессу, о способах преобразования общества, о его устройстве, о свободе личности, ее взаимоотношениях с государством, о задачах и пределах государственной власти [5, с. 383]. Но всё же главным вопросом остается проблема прав человека.

Список использованной литературы:

1.   Аргун, Л.Л. Сен-Симон о достижении счастья в государстве и обществе / Л.Л. Аргун // Альманах мировой науки. – 2015. –  №3–2(3). – С.42–44.

2.   Диноршоев, А.М. Права человека в истории общественной мысли / А.М. Диноршоев. – Душанбе : Изд-во «Голд-принт», 2013. – 190 с.

3.   Короткова, С.А. Джон Стюарт Милль о проблеме прав женщин [Электронный ресурс] / С.А.Короткова // Проблемы истории и историографии нового и новейшего времени. – URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/on799754fd/direct/108683782 (дата обращения: 20.04.2019 г.)

4.   Маркс, К. Собрание сочинений : в 55 т. Т. 27 : Письмо П.В. Анненкову. 28 декабря 1846 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Государственное изд-во политической литературы, 1962. – 696 с.

5.   Мухаев, Р.Т. История политических и правовых учений / Р.Т. Мухаев. – М. : Изд-во Юрайт, 2015. – 694 с.

6.   Owen, R. Observation on the effect of the manufacturing system / R. Owen. – London, 1817. – 34 с.

Сведения об авторах:

Мишкина Александра Сергеевна – студентка 1 курса, социально-гуманитарного факультета направления «Юриспруденция»  Пермского филиала  ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет  «Высшая школа экономики».

Патырбаева Ксения Вадимовна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, e-mail: philosmatem@mail.ru.

THE PROBLEM OF HUMAN RIGHTS IN WESTERN EUROPEAN

POLITICAL AND LEGAL THOUGHT OF THE XIX CENTURY

Mishkina A.S.

 Patyrbaeva K.V.

Abstract. The article discusses the features of the Western European political and legal thought of the XIX century and the specificity of understanding and solving the problem of human rights. Special attention is paid to solving the problem of human rights in key areas of political and legal thought of this period – Marxism, liberalism, socialism.

Keywords: Human Rights, Marxism, Liberalism, Socialism.

References:

1. Argun, L.L. Saint-Simon on achieving happiness in the state and society / L.L. Argun // Almanac of World Science. – 2015. – №3–2 (3). – P.42–44.

2. Dinorshoev, A.M. Human rights in the history of social thought / A.M. Dinorshoev. – Dushanbe: Gold print publishing house, 2013. – 190 p.

3. Korotkova, S.A. John Stuart Mill on the issue of women's rights [Electronic resource] / S.А. Korotkova // Problems of history and historiography of a new and modern time. – URL: https: //publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/on799754fd/direct/108683782 (access date: 20.04.2019)

4. Marx, K. Collected Works: 55 v. V. 27: Letter to P.V. Annenkov. December 28, 1846 / K. Marx, F. Engels. – M .: State Publishing House of Political Literature, 1962. – 696 p.

5. Mukhaev, R.T. History of political and legal studies / R.T. Mukhaev. – M.: Publishing house Yurayt, 2015. – 694 p.

6. Owen, R. Observation of the manufacturing system / R. Owen. – London, 1817. – 34 p.