Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Парфенон

Яковец Н.В.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. В данной статье подробно рассматриваются архитектурные детали древнегреческого храма Парфенона.

Ключевые слова: архитектура, Парфенон, Афины.

1.     Введение

К середине V в. до н. э. Афины были самым мощным городом в Греции и одним из главных культурных центров древнего мира. В 447 г. до н.э. афиняне начали восстанавливать храмы на Акрополе (рис. 1), который был сильно поврежден во время войн с Персией. Самым крупным новым сооружением был Парфенон, храм Афины — богини-покровителя города. В центре здания, в святилище, известном как целла, была огромная статуя богини из слоновой кости и золота. Признанный за его пропорции и выдающееся множество декоративных барельефов, Парфенон быстро стал самым известным греческим храмом, и его архитектурой восхищались и подражали ей [1]. Архитекторы Калликрат и Иктинос модифицировали дорический, самый простой из греческих ордеров (с 23), введя скульптурный фриз вокруг здания, необычную особенность дорического строения.  Они также использовали оптические приемы, чтобы здание выглядело идеально пропорциональным. Платформа, на которой стоит храм, выпуклая, а колонны слегка наклонены - оба эти эффекта создают впечатление абсолютно прямого здания. Парфенон не всегда использовался как храм. В 1687 году турки, которые правили Грецией, использовали ее для хранения оружия и взрывчатых веществ во время войны с Венецией. Венецианцы напали на храм и взорвали его, забрав часть скульптур из здания. В начале 19 века британский посол лорд Элгин приобрел много других скульптур: лучше всего сохранившиеся метопы, значительную часть рельефного фриза «Панафинейская процессия» и другие. Эти скульптуры остаются в Британском музее, но греки построили для них новый музей и надеются когда-нибудь разместить там скульптуры. Даже в руинах, Парфенон является одним из самых замечательных сооружений в мире.

Картинки по запросу акрополь

Рис. 1 - афинский Акрополь.

2.     Дорический ордер.

Внешние колонны Парфенона - это дорический ордер (рис. 2), рифленые колонны венчает ничем не украшенная квадратная плита, называемая абакой. Простые формы архитектуры прекрасно притягивают солнечные лучи, делая сооружение ясным при сильном средиземноморском свете. Над абакой находятся горизонтальные полосы камня, из которых состоит антаблемент: сначала простая полоса, называемая архитравом, а затем полоса, богато украшенная триглифами и метопами, известная как фриз.

Картинки по запросу акрополь

Рис. 2 - дорический ордер.

3.     Западная метопа

Метопы на западной части храма изображают легендарную битву между афинянами и амазонками (рис. 3), мифической расой женщин-воинов. Этот предмет был особенно важен в храме, посвященном Афине, потому что сцена была также показана на щите, который несла богиня. Поражение амазонок - еще один пример греческого триумфа.

 

 

Похожее изображение

Рис. 3 - битва греков с амазонками.

4.     Южный фриз

Фризы храма состоят из триглифов (простых узоров из трех вертикальных полос), чередующихся с украшенными рельефом каменными плитами, известными как метопы. Несмотря на то, что многие метопы были уничтожены, осталось немного, включая те, о которых говорилось выше (рис. 4). Это часть серии, изображающей битву между греческим народом лапифами и кентаврами (мифическими зверями, которые были частично людьми, частично лошадьми). Такие рисунки должны были показать триумф греческой цивилизации над варварством. Это были работы великого афинского скульптора Фидия или тех, кто работал под его руководством.

 

Картинки по запросу фриз парфенона битва греков с лапифами

Рис. 4 - битва лапифов с кентаврами.

5.     Интерьер храма

Внутри внешнего кольца колонн Парфенона внутренняя часть была разделена на два отдельных пространства. Большее из них, в восточной части здания, имеет длину около 30 метров. В нем находилось огромная культовая статуя Афины, высотой около 42 футов (12,8 м), созданная Фидием. Она была уничтожена и по описаниям Плиния и современников Фидия были сделаны несколько копий, которые сохранились по сей день. Наиболее точной и яркой остается скульптура «Афина Варвакион» (рис. 5). Вторая схожая копия - «Афина Ленорман». Комната была окружена еще несколькими колоннами с трех сторон, но большая часть интерьера была разрушена, кроме ее торцевой стены и высокого дверного проема.

Картинки по запросу афина варвакион

Рис. 5 - Афина Варвакион.

6.     Фриз

На внутреннем фризе изображена процессия афинян с дарами для богини Афины (рис. 6). Это событие, вероятно, представляло собой часть Великого Панафинейского Фестиваля, который проводился в Афинах каждые четыре года и включал религиозные жертвоприношения, игры и культурные мероприятия. Некоторые из участников шествия приносили специальную одежду, сделанную афинскими женщинами, для размещения на статуе богини в храме.

 

Картинки по запросу панафинейская процессия

Рис. 6 - панафинейская процессия.

 

 Список использованной литературы:

1.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.

 

Parthenon

Iakovets N.V.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. This article discusses in detail the architectural details of the ancient Greek temple of the Parthenon.

Keywords: architecture, Parthenon, Athens.

 

 References:

1.     Borden D., Elzanowski J., Taylor J., Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.