Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Версаль

Яковец Н.В.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. В данной статье рассматриваются архитектурные детали экстерьера и интерьера Версальского дворца.

Ключевые слова: архитектура, Версаль, Франция, Людовик XIV.

Версаль - один из самых больших и великолепных дворцов в мире (рис. 1), был построен для Людовика XIV двумя самыми известными архитекторами - Луи Ле Во и Жюлем Ардуэн-Мансаром. Построенный на месте охотничьего домика Людовика XIII, дворец расширялся на протяжении нескольких десятилетий.  Окончательная форма состояла из центрального блока и двух фланговых крыльев, расположенных вокруг центрального двора. Проект и первоначальное здание было сделано Ле Во, и Ардуэн-Мансар расширил дворец после 1678 года, когда сюда был перемещен королевский двор и Версаль стал резиденцией правительства. Он добавил огромные северные и южные крылья и включил большие парадные помещения, такие как Зеркальная галерея [1]. Оба архитектора работали в стиле барокко, лучше всего характеризуемым грандиозными экстерьерами и комнатами, украшенными самым роскошным образом, с цельными картинами, золочеными потолками и карнизами, специально заказанными настенными покрытиями, большими зеркалами и другой изысканной фурнитурой. Большинство из этих деталей интерьера работа известного художника и дизайнера Шарля Ле Бруна.

Комнаты были сгруппированы в анфилады или апартаменты, выделяемые специально для членов королевской семьи. Комнаты для короля и королевы были расположены в самом сердце дворца. Центральная анфилада была задумана как церемониальная комната или парадный зал, в которых правитель или его супруга принимали гостей согласно тщательно разработанной системе этикета. Богатое украшение включало мотивы солнца, которое было символом абсолютной власти Людовика XIV -  “Короля-Солнце”, а зеркала и позолота должны были отражать его славу. После Французской революции 1789 года произошло свержение абсолютной монархии, но многие последующие правители также жили в Версале и переделывали дворец под свои нужды. Общая планировка дворца —великий шедевр Ле Во и Ардуэн-Мансара — осталась, и большинство комнат до сих пор оформлены в грандиозном стиле 18-го века с деталями времен царствования Людовика XIV: картинами, золочением и дверями.

 

Рис. 1 – Версаль.

Внушительная статуя Людовика XIV на коне (рис. 2), напоминание о создателе великолепного дворца, датируется 19 веком. Лошадь была создана в 1816 году Пьером Картелье и изначально предназначалась для статуи Людовика XVIII в Париже. Зять Картелье, скульптор Луи Петито, сделал фигуру Людовика XIV в 1829, и эти элементы были объеденены и установлены в Версале. Хотя статуя является работой двух разных скульпторов, статуя выглядит полноценной и убедительной. Лошадь и всадник мастерски созданы и отлиты из бронзы.

Рис. 2 – статуя Людовика XIV.

Двор вымощен мраморными плитами (рис. 3), и на двухцветных каменных стенах установлены бюсты, чередующиеся с большими окнами. Мансардная (двухскатная) крыша имеет круглые мансардные окна с декоративной позолоченной окантовкой. Королевские комнаты сразу ниже, королевская спальня выходит на центральный балкон и поддерживается двумя колоннами из красного мрамора. Эта часть фасада окружена высокими пилястрами и увенчана сложными скульптурами. Когда Луи умер в 1715 году, часы были остановлены в момент его смерти.

Рис. 3 – мраморный двор.

Пятая по счету и последняя часовня, завершенная при Луи XIV, была спроектирована Ардуэн - Мансаром и Робером де Коттом. Так же известна под названием Королевская капелла. Ее величественные внутренние помещения вызывают восторг и в наши дни. Часовня построена в северной части замка, имеет 2 этажа, изогнутую верхушку на высокой крыше. В верхней части часовни есть большие каменные структуры с апсидальным (изогнутым) концом, прерывающим череду прямых линий в остальной части здания. Выделяются гигантские пилястры, коринфские капители и большие классические карнизы. Заметной особенностью верхней части являются высокие каменные статуи.

Людовик XIV нанял великого французского ландшафтный архитектора Андре Ленотра для создания ландшафтного дизайна большой территории (рис. 4). Изначальные условия земель были крайне неблагоприятны, поэтому пришлось создавать искусственную почву. От Водного партера, занимавшeго 1,5 га, через фонтан Латоны и «Зеленый ковер» к бассейну Аполлона и Большому каналу проходила ось, ее завершала круглая площадь «Звезда короля» с лучами сходящихся к ней дорог. Цветники были окаймлены невысокими живыми изгородями. По бокам - ряды подстриженных деревьев и кустарников. Прямые дорожки и аллеи сходились в тени рощи, были построены искусственные озера, фонтаны, большой канал для катания на лодках и грот. Весь план был разработан так, чтобы лучше всего его можно было оценить из королевской спальни.

Рис. 4 – парк Версаля.

Зеркальный зад - это большое и изысканно оформленное помещение имеет ряд из 17 высоких окон. Напротив каждого находится арка с зеркалами от пола до потолка – великая роскошь в 17 веке. По обе стороны от арок - мраморные пилястры, увенчанные позолоченными капителями, а между ними – ниши с древними классическими статуями из коллекции Людовика XIV. Потолок, расписанный Ле Бруном, изображает правление Людовика XIV, в том числе эпизоды из его военных кампаний: картина в центре, «Король правит один», намекает на его абсолютную власть. Этот огромный театральный зал был местом официальных приемов, балов и других масштабных мероприятий во времена правления Людовика XIV и других монархов. Он по-прежнему используется для государственных мероприятий.

 Список использованной литературы:

1.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.

 

Versailles

Iakovets N.V.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. This article discusses the architectural details of the exterior and interior of the Palace of Versailles.

Keywords: architecture, Versailles, France, Louis XIV.

 

 References:

1.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.