Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Колизей

Черникина Д.С.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. Статья рассказывает о конструктивных и архитектурных деталях римского Колизея.

Ключевые слова: архитектура, конструкция, Рим, амфитеатр.

 

В древнем Риме, пожалуй, самыми популярными развлечениями были гладиаторские игры, в которых люди сражались друг с другом до смерти или боролись с дикими животными, такими как львы и тигры. Эти игры проводились в амфитеатрах, часто обширных сооружениях с рядами многоуровневых сидений, окружающих арену, центральной боевой зоной, названной в честь песка, который использовался для покрытия поверхности и поглощения крови жертв. Строительство величайшего из этих амфитеатров, Колизея в Риме, было начато во времена правления императора Веспасиана (69–79 гг. н.э.) и завершено во время его правления сына Тита (79–81 гг. н.э.).

Колизей (рис. 1), вероятно, получил свое название от близлежащей колоссальной статуи императора Нерона, но название может также относиться к размеру здания - огромная эллиптическая структура размером 617 на 512 футов (188 на 156 м) и вмещающая до 55 000 зрителей. Снаружи огромный эллипс амфитеатра с фасадом из травертина состоит из трех рядов по 80 арок с ровной стеной над ними. Нижний ряд арок ведет к большой сети входных проходов и лестниц под сводами, которые поддерживают каменные сиденья амфитеатра.

Рис. 1 – Колизей.

Строительство Колизея было сложной задачей. Помимо около 3,5 миллионов кубических футов (100 000 кубических метров) травертина для фасада, строители использовали большое количество бетона для фундаментов и хранилищ, а также кирпичи и туф для некоторых из скрытых стен. Хотя только около половины наружных стен сохранилось в целости, вместе со многими входными проходами и площадкой под ареной, этого достаточно, чтобы раскрыть великолепный масштаб здания и великие инженерные навыки, которые были заложены при строительстве его стен, арок и сводов [1].

Полуколонны в разных классических стилях окружают полукруглые арки снаружи Колизея - простой тосканский порядок (изобретение римлян) внизу, ионический посередине и богато украшенный коринфский, с капителями резных листьев аканта, на вершине. Этот подход следует иерархии порядков, характерных для большинства классических зданий, в которых самый простые детали находятся внизу, а самые декоративные - вверху. Статуи изначально занимали арки на двух верхних уровнях.

Строители амфитеатра использовали железные зажимы (всего около 300 тонн железа) для скрепления каменных блоков, используемых на фасаде и в других местах здания. Позже, в эпоху Возрождения, большая часть этого камня была изъята для повторного использования. Многочисленные дыры и шрамы на конструкции показывают, где изначально были расположены зажимы.

Помимо двух арок, которые были зарезервированы для императора и консула, и двух, которые были входами исполнителей, каждая арка имела римскую цифру, вырезанную в камне над ним. Зрители находили номер, соответствующий номеру, указанному в их билете, и входили через соответствующую арку, которая приводила к лестнице и проходам, которые вели их на свои места. Этот искусный дизайн гарантировал, что амфитеатр быстро заполнялся и опорожнялся, и приводил к тому, что очереди и задержки были сведены к минимуму.

Четыре циркуляционных коридора проходят вокруг Колизея под сиденьями, связывая различные проходы и лестницы. Эти коридоры содержат обширные арки - римляне не изобрели арку, но они были одной из первых цивилизаций, которая использовала ее в полной мере в крупных инженерных проектах, от акведуков до амфитеатров. Арки Колизея поддерживают огромный вес зрителей и ряды сидений выше, оставляя достаточно места в коридорах внизу. Просторное пространство, обеспечиваемое этими кольцевыми коридорами, позволило организаторам игр направить зрителей через здание по самым эффективным путям. Многие из подъездных лестниц также образуют неотъемлемую часть конструкции под сидениями, поэтому они остались нетронутыми.

Ни одно из оригинальных сидений не сохранилось, но археологи нашли много фрагментов, которые позволили им воссоздать несколько рядов одного сегмента maenianum secundum immum (второго основного уровня). Каждое сиденье имеет высоту 17 дюймов (44 см) и ширину 24 дюйма (61 см), а каменные блоки расположены на дальней стороне сегмента для удобства доступа. Римские сенаторы сидели на подиуме, самом низком уровне Колизея, рядом с ареной. В отличие от остального амфитеатра, на подиуме не было каменных сидений, а была платформа, на которой сенаторы могли ставить свои табуретки или стулья.

Нижний уровень под ареной содержит сеть проходов и небольших комнат, или камер, где гладиаторы ожидали своей очереди, чтобы появиться перед зрителями. Есть также 32 небольших сводчатых камеры, которые, как полагают, использовались в качестве клеток для животных. Каменная кладка этих сооружений также поддерживала пол арены, который, вероятно, был сделан из дерева. Сооружения под ареной были изменены несколько раз во времена Римской империи, но в течение большей части периода там, вероятно, были устройства для поднятия люков, а также различные пандусы и лестницы для гладиаторов.

Список использованной литературы:

1.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.

 

 Colosseum

Chernikina D.S.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. The article tells about the structural and architectural details of the Roman Colosseum.

Keywords: architecture, construction, Rome, amphitheater.

 References:

1.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.