Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Дворец Бленхейм

Северин А.В.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Петрова В.С.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Маричева В.П.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. В статье рассмотрены архитектурные особенности одного из крупнейших дворцово-парковых ансамблей в Англии – Дворца Бленхейм, возведённым в редком для англичан стиле барокко.

Ключевые слова: архитектура, дворец, интерьер, Бленхейм.

 

         Джон, 1-й герцог Мальборо, был британским военным героем, который одержал крупную победу в битве при Бленхейме в Баварии в 1704 году во время войны за испанское наследство. В качестве награды королева Анна, британский монарх, предложила построить огромный загородный дом для него и его жены Сары. Сэр Джон Ванбруг был выбран в качестве архитектора и принял предложение, спроектировав один из величайших загородных домов в Европе. Джон Ванбруг родился в Лондоне в 1664 году, он имел, как и английские, так и голландские корни. В свои двадцать лет он стал офицером армии и участвовал в политических маневрах, которые привели к тому, что голландский король, Вильгельм III, взошёл на английский трон в 1689 году. В 1690-х он стал драматургом, написав много комедий, из которых «Рецидив» и «Спровоцированная Жена» ‒ самые известные. В конце десятилетия, по-видимому, без какой-либо подготовки, он начал проектировать здания, становясь особенно успешным архитектором масштабных загородных домов. Некоторые из них, в том числе Касл Ховард, Ситон Делаваль Холл и Бленхейм, были особо большими по сравнению с другими постройками того века. Несмотря на то, что Ванбруг, несомненно, извлек уроки из театрального дизайна, маловероятно, что он смог бы достичь этих грандиозных и сложных зданий без профессиональной помощи. Ему повезло работать с Николасом Хоксмуром, архитектором, который обучался данному искусству у сэра Кристофера Рена и спроектировал множество церквей и домов в стиле барокко. Никто не знает наверняка, как эти двое работали вместе ‒ Ванбруг, возможно, разработал планы и оставил детали Хоксмуру, но, вопреки этим догадкам, Ванбругу приписывают грандиозную концепцию роскошных загородных домов и небольших зданий, которые являются яркими примерами направления театрального барокко [1].

          Дворец Бленхейм ‒ здание ошеломляющего масштаба (рис. 1), спроектированное так, что оно на самом деле стало конкурировать с дворцом Людовика XIV в Версале. Как и Версаль, дворец расположен вокруг огромного внутреннего двора с жилыми помещениями в центре. Неподалёку от этого участка находятся два подсобных здания ‒ конюшня и кухонное крыло ‒ каждое из которых больше, чем многие иные загородные дома.

Картинки по запросу blenheim palace

Рис. 1 - Дворец Бленхейм.

 

       С самого первого этапа проектирования было ясно, что дворец Бленхейм должен был стать домом, подходящим для героя, человека, который, по словам потомка Мальборо, сэра Уинстона Черчилля, своими военными победами «изменил весь мир». Дворец величественный по своим масштабам и действительно, как и было задуман, создаёт впечатление чего-то героичного как по своей величине, так и в символике многих его деталей. В нескольких местах здания находятся скульптуры, изображающие оружие, флаги, барабаны и другие военные трофеи. Военные символы были древней темой в скульптуре и были особенно популярны в эпоху Возрождения, чтобы показать, что человек, который владел или заказал скульптуру, был героем войны или оказался успешным в бою. Стоит отметить так же «триумфальную» скульптуру (рис. 2), которая представляет собой композицию из резных орудий, доспехов и флагов на самой вершине здания, выделяясь на горизонте. Это является ещё одним показателем всей военной величественности здания и тем почестям, что были отданы владельцу замка.

Рис. 2 – триумфальная скульптура.

Женские статуи располагаются на верхнем уровне одного из полукруглых пролётов, которые выступают из фасадов дворца. Эти статуи представляют собой германские скульптуры, форма древнегреческой скульптуры, в которой человеческая голова или туловище установлены на ровном основании. Древние гермы обычно были мужскими, но в Бленхейме германские ‒ женские, что дало скульптору возможность вырезать богатую драпировку женских костюмов в струящихся барочных узлах и впадинах.

         Стиль, применённый Ванбругом для этого огромного сооружения, был его собственной версией и интерпретацией барокко. В континентальной Европе здания в стиле барокко часто характеризуются сочетанием причудливо изогнутых стен и очень богато украшенных декораций, которые создают ощущение лёгкости и напыщенной театральности. Стиль Ванбруга, который он разработал вместе со своим помощником Николасом Хоксмуром, гораздо более громоздкий. Бленхейм сочетает в себе классические черты, такие как большой центральный портик, с тяжелыми, тщательно продуманными деталями, которые больше можно отнести к барокко, чем к классицизму: монументальные арки, сильно изогнутая каменная кладка и обилие статуй [2]. Масштабы и симметричная планировка Бленхейма создают потрясающее впечатление величия, подчеркнутого театральным силуэтом, создаваемым гигантскими дымоходами и флеронами.

             Хотя Ванбург всегда стремился к крупномасштабным эффектам, мелкие детали были также тщательно проработаны. Примером этого является верхняя часть одной из коринфских колонн (рис. 3), которая поддерживает фронтон на северном фронте. Капитальная резьба с завитыми листьями акантуса богата и глубока. Фронтон над ним также обильно украшен резными узорами. Каждый из карнизов, маленького повторяющегося блока вдоль основания фронтона, имеет крошечную розетку. Так же украшены и пространства между карнизами различными повторяющимися лепнинами, как и многие другие элементы замка.

Картинки по запросу колонны замка бленхейм

Рис. 3 – коринфские колонны замка Бленхейм.

         Ванбруг произвел эффектное впечатление, используя классические архитектурные элементы ‒ окна, карнизы, стены и дымоходы. Главные окна ‒высокие и круглые, что придает им великолепие, которого недостаточно в прямоугольных окнах. Стены угловых башен имеют лицевую кладку и выглядят монументально. Настоящая театральность, однако, находится на вершинах башен: над выступающим карнизом находится скопление турелей и дымоходов, связанных между собой небольшими арками. Флероны в верхней части четырёхугольных турелей образуют причудливый горизонт.

            Башня с часами возвышается над входной аркой в ​​один из внутренних дворов Бленхейма (рис. 4). Обработка Ванбургом каменной кладки и деталей добавляет ощущение величия. Одним из примеров осознанного выбора материалов является выбор краеугольного и клинообразного камней на вершине арки, что добавляет всему архитектурному сооружению больше гармоничности. Обычно и так значительного размера, здесь основной камень  в три или четыре раза больше камней по обе стороны от него, создавая ощущение массивности и тяжести всей кладки. Конструкция полукруглого окна включает в себя этот подход, обработанная камнями разных размеров. Колонны по обе стороны арки работают аналогичным образом. Их полосчатая каменная кладка делает их похожими на огромные каменные блоки. Это иллюзия, потому что каждая группа состоит из двух или трех блоков, незаметно соединенных. Архитектор и строители постоянно сотрудничали, чтобы создавать подобные театральные эффекты во всём здании.

Похожее изображение

Рис. 4 – башня с часами.

         Две угловые башни уравновешивают концы южного фасада, но архитектурная композиция привлекает и ведёт внимание зрителя к центру здания. Взгляд «ловит» ряд высоких колонн ‒ известный как колоссальный, большой орден, который поднимается на всю высоту двух главных этажей. Это подчёркивает центральную часть здания как наиболее важную. За дверным проемом находится столовая, а за ней ‒ Большой зал, который, как и гигантский орден, имеет два этажа. Фасад идеально симметричен, и по обе его стороны есть ряд комнат, отражающий равновесие и баланс фасада.

         Симметрия экстерьера дворца повторяется внутри (рис. 5). Ванбруг разработал интерьер в официальной манере, как это было принято в то время. В центре расположены две большие комнаты с двойной высотой, Большой зал и столовая, по обе стороны от которой, вдоль южной стороны, есть апартаменты с большими отдельными комнатами для важных гостей. На восточной стороне есть аналогичная, но меньшая пара апартаментов, также симметричная по планировке, для герцога и герцогини. За ними следуют более скромные комнаты, коридоры и лестницы. Поскольку обычаи использования роскошных апартаментов 18-го века вышли из моды, многие из этих комнат теперь обставлены по-другому, но их великолепные пропорции и некоторые из их декоративных схем были сохранены и до сих пор.

https://blenheim-blenheimpalace.netdna-ssl.com/assets/components/phpthumbof/cache/interiors-four.bb79a6d7d614e60866a94bd82dcbe6a4.jpg

Рис. 5 – интерьер дворца.

         Бленхейм расположен в большом парке, и работа по его разметке началась одновременно со строительством здания. Генри Уайз, садовник из Мальборо, спроектировал сады рядом с домом и цветочными клумбами, образующими замысловатые узоры, разделенные невысокими изгородями. Вдалеке от дома Ванбруг соорудил мост, который стал частью подъездного пути через болотистую долину реки Глим. Позже в 18-м веке мода изменилась, и герцог времени привел великого садовника Ланселота «Умелого Брауна», чтобы перестроить парк в более неформальном стиле. Браун создал естественно выглядящий пейзаж с частыми посадками деревьев, пейзажей и озером в долине, образующих изгибы по обе стороны от моста Ванбруга. В северной части парка расположена Колонна Победы (рис. 6) первого герцога Мальборо, одетого как римского полководца, что подчёркивает смешение классицизма и барокко в представлении тогдашних архитекторов и скульпторов. Так же в садах, на террасе Дюшена, расположен «фонтан Бернини», являющийся копией римского фонтана Пьяцца Навона и подаренный первому герцогу.

Картинки по запросу blenheim column of victory

Рис. 6 – Колонна Победы.

Сегодня сады являются художественным компромиссом между двумя этими стилями. Сады возле дома были восстановлены, с клумбами, скульптурами и фонтанами, установленными в 1920-х годах. Само сооружение, реставрированное до начального состояния и вернувшее себе весь проданный на аукционах 19 века антиквариат, до сих пор остаётся во владении герцогов Мальборо, несмотря на упадок и долги после смерти первого герцога и расположившуюся медицинскую базу во дворце во времена Второй Мировой войны.

Список использованной литературы:

1.     Francis D. K. Ching. A Visual Dictionary of Architecture. New York, John Wiley & Sons, 2011. 336 p.

2.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.

 

Blenheim Palace

Severin A.V.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Petrova V.S.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Maricheva V.P.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. The article discusses the architectural features of one of the largest palace and park ensembles in England - the Blenheim Palace, built in the rare Baroque style for the English.

Keywords: architecture, palace, interior, Blenheim.

 

 References:

1.     Francis D. K. Ching. A Visual Dictionary of Architecture. New York, John Wiley & Sons, 2011. 336 p.

2.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.