Храм
Пульгукса
Маричева В.П.
Студент
Тульский
государственный университет, Россия, г.Тула
Аннотация. В
статье раскрываются некоторые детали древней корейской архитектуры и связанной
с ней буддийской культуры второй половины первого миллениума.
Ключевые слова: архитектура,
храм, Кёнсан-Пукто.
Храм Земли Будды
является шедевром корейской архитектуры (рис. 1). Он был построен в 8 веке во
времена правления королей Силла, династии правителей, которая объединила весь
Корейский полуостров к 668 году до нашей эры. Пульгукса был одним из главных строительных проектов Силла в столице
страны, Кёнджу, и представляет собой комплекс преимущественно деревянных зданий
вместе с некоторыми постройками из камня. На его архитектуру частично повлиял
дизайн Чан-ан, столицы китайской династии Тан, и частично изображения дворцов, запечатлённые
на картинах Буддистской Чистой Земли или Западного Рая - прекрасного региона,
где последователи достигли просветления или надежды возродиться на последнем
этапе путешествия [1]. Многие здания Пульгуксы включают
деревянные молитвенные залы, каменные пагоды и ряд сооружений, которые известны
как мосты, но являются лестничными площадками.
Рис. 1 - храм Пульгукса.
Храм построен вокруг ряда
внутренних дворов, в одном из которых находится главный молитвенный зал,
Тэчжон, Зал Великого Просвещения. Эти залы являются низкими, деревянными
каркасными конструкциями с нависающими, перевёрнутыми черепичными крышами и по
форме похожими на традиционные китайские здания. Они ярко окрашены и имеют
широкие проходы, которые обеспечивают легкий доступ. Как и многие корейские
храмы, они были построены без использования гвоздей - балки имеют переплетенные
соединения, которые удерживают их на месте, но здания также можно демонтировать
и перенести на другое место. Многие древние деревянные здания в Китае, Японии и
Корее, такие как Пульгукса, были частично перестраивались
на протяжении веков в соответствии с оригинальным дизайном и планировкой. По
этой причине они до сих пор считаются сооружениями глубокой древности, которые
демонстрируют традиционные навыки деревообработки и декоративный стиль
оригиналов.
Пульгукса является храмом буддийской веры Махаяны, ветвью буддизма, которая
наиболее широко практикуется в Китае, Японии и Корее. Преданные этой веры
следуют учению Будды, но различные формы буддизма Махаяны также почитают ряд
других просвещенных личностей, в том числе тех, чьи образы появляются в
архитектуре храма. Среди них есть ученики Будды и Бодхисаттвы - люди, которые
отложили свой собственный переход к просветлению, чтобы помогать другим на
буддийском пути. Наиболее известным среди них является Бодхисаттва Сострадания,
Авалокитешвара, чье изображение появляется в одном из залов храма, Гванумджон.
У храмового комплекса также есть святыни Вайрочане (небесной фигуре, которую
иногда называют «Верховным Буддой») и Амитхабе (известной как «Будда
Бесконечного Света»). Существует также богатая традиция богов и мифических
персонажей: некоторые фигурируют как резные фигурки на зданиях храма и включают
группу защитных божеств под названием Четыре Небесных Короля и другие
фигуры-хранители (рис. 2).
Рис. 2
– два из четырёх небесных короля в Храме Пульгукса.
Пульгукса содержит
две пагоды, называемые Соккатхап и Таботхап,
построенные из камня, обе датируются 751 г. до н.э. и имеют значительные
отличия. Соккатхап имеет
очень простую конструкцию и
практически лишена украшений или орнаментов, а верхние этажи уменьшаются в размере по мере их подъема. Таботхап
имеет более сложную структуру - здесь есть квадратное основание с лестницами и
квартет квадратных колонн внизу, а также несколько богато украшенных
восьмиугольных этажей, один из которых поддерживается каменными колоннами в
форме бамбуковых столбов наверху. Различия в построении отражают учения Будды,
которые кажутся сложными, но содержат сущность единства.
Как и во многих традиционных
корейских зданиях, крыша Пульгукса сделана из глиняной черепицы
в сочетании круглых и изогнутых форм. Круглые плитки покрывают соединения между
линиями изогнутых плиток, в результате чего образуются ярко выраженные гребни,
которые проходят вдоль крыши и образуют сложные углы.
Список использованной литературы:
1.
Francis D. K. Ching. A Visual
Dictionary of Architecture. New York, John Wiley & Sons, 2011. 336 p.
Temple of Bulguksa
Maricheva V.P.
Student
Tula State University, Russia,
Tula
Abstract. The article reveals some details of the ancient Korean
architecture and related Buddhist culture of the second half of the first
millennium.
Keywords: architecture, temple, Gyeongsangbuk-do.
References:
1.
Francis D. K. Ching. A Visual
Dictionary of Architecture. New York, John Wiley & Sons, 2011. 336 p.